Диагностика мотивации
Попадались ли Вам люди, которых на рабочем месте "не устраивает абсолютно всё", но которые почему-то не увольняются с постылой работы, не хотят никаких изменений, но, наоборот, желают до самой пенсии (которая, очевидно, тоже будет ничтожной) страдать и вкалывать за маленькую зарплату?
Среди них встречаются мужчины, которым безразличен размер собственного дохода, ибо личные притязания их ничтожны, как гемоглобин вегетарианца, а также женщины из обеспеченных семей, нуждающиеся не в заработке, но в общении и имитации смысла существования ("Возьмите меня в офис, мой супруг Вам заплатит"), и ещё самозабвенные терпилы, работающие даже не за идею, а за фразу, лишённую смысла: "кто-то же это должен делать" или от безысходности ("а куда я уйду - везде так"; "столько лет и сил уже положено").
Обычно "недовольные, но стойкие" имеют неплохие побочные доходы, паразитируя на готовых внутрифирменных ресурсах (дорогом доступном оборудовании; "бесплатных" расходных материалах; дешевых сотрудниках; клиентских потоках, "прикормленных" местах и т.д.).
Пример 1. Мануальный терапевт в частной клинике регулярно говаривал больным: "Вас будем лечить либо дёшево и плохо, либо дорого и хорошо" и тут же жаловался, что его зарплата – жалкие постыдные гроши, а при этом он сам на свои же кровные деньги купил массажное оборудование, специальные кресла, сплит-систему и т.д. А больница ему ничего не дает. И "никому ничего здесь не надо", и, если бы не он, все бы давно кончилось катастрофой, и потому люди ходят сюда только к нему, только ради него и так далее, и тому подобное.
Редкий пациент не стеснялся задать вопрос: "Отчего же тогда не поспешите Вы открыть собственный салон, имея и божий дар, и благодарных Клиентов?"
- Что Вы! Что Вы такое говорите! - тут же восклицал альтруист, запахивая халат, который следовало бы застегнуть. А кто же здесь останется, если не я? Эти ничтожества, которые без меня загубят клинику? Ну уж нет! Не дождётесь. Я клятву Гиппократа давал и не ради денег здесь так и сгину, а за правду, пусть эта правда кому-то и неприятна.
- А может, это, дяденька, оттого, что в собственном-то салоне придётся самому нести все издержки и все риски, которые сейчас несёт клиника: и аренду из своего кармана платить, и зарплату сотрудникам (которые будут так же, как ты сейчас, уводить пациентов и крысить тебе в спину), да и место раскрутить денег стоит, - думал иной пациент, но вслух сказать этого не осмеливался.
Пример 2. Проектно-строительная фирма обратилась за консультацией в тот момент, когда её позиция в рейтинге местных компаний оказалась лишь в четвёртом десятке. При проведении диагностики выяснилось, что разработка проектов даже стандартных коттеджей затягивается на 6-7 месяцев, и не более 6% созданных проектов, в последующем, переходят в заказы на стройку. Остальные же проекты после разработки Клиент относит к конкурентам.
Руководитель фирмы рассуждал так: "Скорее всего, выполняются "левые" заказы - отсюда и затягивание работ, но отследить это чрезвычайно сложно. Я начал создавать контролирующие отделы, но они тоже не ангелы - не ставить же контролёра над контролёром над контролёром над контролёром ...".
Корень зла уходил в прошлое, когда прибыль была большой, а конкуренция малой и никого особо не заботила организация труда. Потери от "левых" заказов и от затягивания разработок на фоне больших накруток были почти незаметны. Но по мере нарастания конкуренции фирма стала проигрывать и по срокам, и по ценам.
А надо сказать, что, при всём при этом, проектировщики этой отстающей компании любили говаривать: "Деньги для меня - не главное. Главное - творчество!"
Пример 3. Выручка, "добываемая" отделом активных продаж строительных материалов, была столь низкой, что едва покрывала издержки на невысокие зарплаты троих менеджеров. При том что уровень этих зарплат был существенно ниже принятого на рынке данного города для работников подобных должностей, "недовольные" положением дел менеджеры, тем не менее, держались за рабочее место, объясняя это тем, что "направление нужно поднимать", "кто-то же должен это делать". По итогам проверки службой безопасности, была выявлена фирма, через которую шли совсем иные обороты. Ее владельцем являлся родственник одного из 3-х "недовольных героев".