Здравствуйте, Алевтина!
Спасибо за подробное рассмотрение схемы.
Отвечаю по разделам.
1
… Собеседование лучше проводить не «устно», а «через деятельность». Этому посвящен кейс …
С учетом Ваших советов, предполагаю следующее:
Первый уровень – устное групповое общение с кандидатами и объяснение всех основных требований к работе, и кратко – политики фирмы. Здесь расчет такой. Если кандидат искал временную подработку или «прохладную» работу – он испугается требований и не перейдет на следующий уровень. Если он рассчитывает на долговременное сотрудничество и не считает себя ленивым – примет противоположное решение. Уже при первом общении, чтобы избежать неправильного понимания, всё будет называться своими именами, лень – ленью, пьянство – пьянством, воровство – воровством. Но без унижения кандидатов.
Второй уровень – краткая инструкция и «полевые испытания». Как сказано в описании кейса – организуются фрагменты деятельности. И заправщики, и операторы могут проходить испытания синхронно, так как их работа и в реальности происходит также.
Для заправщиков (активная работа на территории):
- контролируется поведение в режиме ожидания Клиентов;
- действия во время заправки;
- изначально имеющиеся у кандидатов коммуникативные способности – общение с Клиентом;
- старание и внимание (предлагается убрать какую-то, предварительно замусоренную территорию или объект);
- реакция на неожиданное (во время испытаний неожиданно предлагается выполнить какое-то поручение, на первый взгляд не связанное с испытаниями);
- в завершении, каждый кандидат составляет письменный отчет о своей деятельности.
Для операторов (сидячая работа в помещении):
- контролируется возможность высидеть несколько часов у кассового аппарата;
- точность ввода данных;
- точность и скорость операций с наличными деньгами;
- старание, внимание, реакция на неожиданное;
- составление письменного отчета.
Это укрупненное описание.
2.
… Зарплата, безусловно является мотивирующим фактором. Кроме нее … – личный пример хорошей работы и нематериальное поощрения (через грамоты, доску объявлений, внутреннюю газету; добрые слова руководителя …
Может быть старательным сотрудникам предложить элементы социального пакета?
Оплата части туристической путевки, медицинское страхование и т.п.
Сотрудники будут знать о таком подходе изначально, а предоставляются такие бонусы по результатам работы сотрудника за год.
3.
Если будете применять индивидуальную результативность, то хорошо бы в рамках каждой категории указывать, ниже какого уровня не должна опускаться средняя результативность сотрудника за квартал.
Продумаю.
4.
Вносить рацпредложения, советы, идеи сотрудники будут только при наличии:
- списка конкретных задач;
- ответственного за решение;
- обозначенного срока выполнения;
- наказания за невыполненное.
В иных случаях, рац.предложений можно не дождаться…
Если составите список задач, то подскажу, как лучше поощрять за их решения.
Можно распределить по следующим группам:
1 ) Совершенствование «технологических карт» операций, улучшение оборудования, выявление «узких» мест при обслуживании Клиентов (например, как уменьшить время обслуживания одного Клиента). Предполагаю, что есть «узкие» места, которых руководитель АЗС может не видеть, а видно их становится только при постоянном многократном выполнении какой-то операции. При этом даже прилежному сотруднику может быть всё равно - есть такое узкое место или нет. Так как, все мы приучены к тому, что инициатива или наказуема, или должным образом не поощряется. Вот этот стереотип хотелось бы и поменять.
2 ) Совершенствование фирменных стандартов и системы управления.
3 ) Идеи дополнительных сервисов на заправочном комплексе.
4 ) Идеи по привлечению и удержанию Клиентов, идеи конкурсов и акций.
5.
Повышенная оплата за категорию с лихвой заменяет оплату за «стаж». Ведь важно удерживать именно продуктивных и трудолюбивых сотрудников. Если Вы все же решите оставить надбавку «за стаж», то пусть она действует только в рамках высшей категории.
Спасибо, очень верное замечание! Действительно, «важно удерживать именно продуктивных и трудолюбивых сотрудников».
6.
Такие критерии как
- лояльность к Клиентам,
- качество труда,
- активность на площадке,
- отношение к имуществу АЗС
- влияние на репутацию АЗС
неконкретны. Они требуют расшифровки.
Скорее всего, часть из них
- можно выразить через фирменные стандарты (и оценивать, как Вы описываете в разделе про «штраф»).
- перевести в «материальную ответственность».
- выразить в критериях «число проданных кубов», «число Клиентов», «число доп.продаж» и т.д.
Принимая во внимание Ваши рекомендации, думаю, что подавляющее большинство этих критериев возможно выразить через стандарты, ответственность и др. Конкретные формулы буду продумывать.
7.
Такой критерий как «Число обслуженных Клиентов» вводить полезно, нужно лишь исключить возможность приписок. Если сможете это сделать – вводите. Продажу бензина и т.п. возможно стоит измерять в кубах, а все остальные продажи в штуках.
Достаточно часто на АЗС крупных городов встречается такое предложение заправщиков «А можно, мы вам 15 литров не сразу зальем, а 3 раза по 5 литров». 90% - ответ положительный. Как бороться – пока не придумал.
Наличие такой практики заставляет с опаской относиться к Числу обслуженных Клиентов.
Может изначально составить список практических примеров, за повторение которых последует «расстрел на месте».
Пробую представить себе логическую цепочку мыслей сотрудника, поддавшегося соблазну: «Если мне показали такой пример, значит руководство уже знает о такой возможности. Если знает, то, наверное, имеет какие-то способы контроля. Значит лучше не рисковать…»
8.
Что касается индивидуального и бригадного стимулирования. Если технология требует бригадного обслуживания, то не нужно идти «против природы». Кроме жалоб Клиентов на очередь (при свободных заправщиках) это ни к чему хорошему не приведет.
Вопрос 1: каков минимальный состав бригады (двойка, тройка или иной) достаточен, чтобы нормально обслужить Клиента. Действительно ли нужна взаимопомощь всех шести человек друг другу?
При бригадной работе, на 1 автомобиль достаточно двух человек.
В часы пик будут работать все шесть постов одновременно. Т.е. каждый заправщик – на одном. Такое случается 2-3 раза в день по 1 часу в среднем. В остальное время загрузка меньшая.
Может быть сделать так?
1 ) Прикрепить каждого заправщика к конкретному посту. Т.е. каждый в свою смену отвечает за свой пост (чистоту, исправность и т.п.), в конце смены происходит сдача-приемка поста следующему заправщику.
2 ) Заранее составить схему помощи. Т.е. если твой пост свободен, ты обязан помогать на посте таком-то, если на нем уже есть помощник, то на посте таком-то и далее по кругу. Если к твоему пустому посту подъезжает автомобиль – ты передаешь помощь другому свободному заправщику, который находится в режиме ожидания, а сам уходишь на свой пост. Уклонение от исполнения этой схемы приводит к штрафу.
3 ) Результативность по кубометрам топлива для всех в одном месяце общая.
Как Вы думаете, будет ли этого достаточно?
9.
Как сделать, чтобы у каждого сотрудника коэффициент результативности рассчитывался индивидуально?
При бригадном стимулировании индивидуальной может быть только категория.
10.
Как заправщики и операторы влияют на количество Клиентов и количество проданного топлива? Я думаю, что влияние это специфическое. Эти сотрудники могут удержать Клиентов и привлечь дополнительных только одним путем – качеством обслуживания. Клиентам нравиться обслуживание и они не хотят заправляться в другом месте – это раз. Клиенты рекомендуют АЗС своим знакомым – это два.
Привлекать Клиентов другими путями они не могут.
В этом случае возникает еще один вопрос: Как правильно учесть это влияние в системе оплаты труда?
«Косвенное» влияние на количество Клиентов и количество проданного топлива можно учесть через вес результативности. Т.е. отвести на данные показатели только определенную долю переменной части (так, чтобы вознаграждение было небезразлично, но и не избыточно). Разброс этой переменной части нужно подсчитать при максимальных и минимальных значениях показателей. Затем подобрать корректный вес (такой, при котором разброс оплаты адекватный).
Если в общем виде этот ответ будет не понятен, то приведите примеры максимального и минимально значения показателей, промоделируем вместе.
Эти два пункта пока понятны.
11.
Нарушения делятся на допустимые (до 50 баллов) и недопустимые (51 и свыше).
«Допустимое» нарушение - это, например, какое?
Нарушение, наверное, нельзя допускать.
Мы в своей терминологии используем по отношению к ошибкам и нарушениям выражения «прочее; грубое; очень грубое».
Допустимое : ) - это я определение для уровня нарушения не смог подобрать.
Но после Вашей подсказки возникла следующая микро-идея.
Если перевернуть ось тяжести и стартовать с «очень грубых нарушений» и закончить «прочими ошибками» - всё станет на свои логические места.
12.
Любое совершенное нарушение, в соответствии со своим весом, влияет на квалификацию сотрудника.
Скорее, на категорию, чем на квалификацию.
Да-да. Именно это я имел в виду. На категорию.
13.
В случае, если сотрудник сам сообщает о своем нарушении первые три раза – штраф не налагается, следующие разы – уменьшается вдвое. Если сотрудник допустил нарушение и скрыл это – штраф налагается в полном размере.
Сообщение о нарушении заманчиво, и Ваш посыл понятен, но, тем не менее, вызывает сомнение:
Украл бензин и честно сознался...
Пошел на перекур, бросив очередь, и сообщил об этом...
Обсчитал Клиента и нагрубил ему за это, потом искренне раскаялся…
Возможно, Вы хотите применить такой подход к какой-либо группе нарушений, тогда уточните к какой именно…
Имею ввиду:
- что-то сломал, испортил, сбил настройку приборов, разлил бензин;
- не выполнил поручение или не уложился во время, и т.п.;
Мне кажется, что решаться таким образом могут нарушения у которых высокая вероятность выявления и индивидуализации.
А решения по такой группе, как «украл, обсчитал, нагрубил …», на мой взгляд, отклика у сотрудников не найдут. Здесь единственный метод – не допустить ЧП?
Интересно было бы узнать – встречались ли в Вашей практике какие-то эффективные неординарные решения по данной группе.
14.
В дополнение к ЗП предусматривается квартальная или полугодовая премия по результатам работы за период в размере до 30% от среднемесячной ЗП.
30%, в принципе, достаточно для квартальной премии. Эта сумма уже не безразлична (при условии, что сотрудники живут на зарплату).
15.
Но нужно ли такую премию вводить? И как подобрать правильный процент, чтобы премия одновременно и мотивировала и не была накладной для бюджета АЗС?
Чтобы ответить на этот вопрос, напишите, КАКУЮ ЗАДАЧУ Вы решаете, планируя ввести такую премию?
3) есть желание «заставить» сотрудника работать стабильно хорошо в течение длительного периода, а не от случая к случаю, а для получения квартальной премии нельзя «падать» ниже определенной результативности и иметь определенное количество штрафных баллов.
Именно это стремление – заставить хорошо работать в течение длительного периода.
Но, квартал проходит быстро – премии могут примелькаться. Думаю, лучше сделать полугодовую премию в размере до 50%. Плюс элементы соцпакета по результатам года. Должно быть, стимул получится достаточный.
16.
В случае каких-то общих сбоев в работе АЗС, недостижения желаемого уровня, плохих отзывов Клиентов – премия одинаково уменьшается у всех или срезается вообще. В случае индивидуальных недопустимых нарушений премия этому сотруднику не выплачивается.
Если это возможно, то лучше всегда разобраться, кто виноват и/или наказать «главного» (т.е. руководителя), а «круговую поруку» не устраивать. Т.к. это демотивирует результативных сотрудников, которые к инциденту не причастны.
Полностью с Вами согласен. Спасибо! Изменю подход.
17.
На практике, учитывая рекламную деятельность АЗС, фактические показатели могут очень сильно отличаться от 250 заправок. При этом плановые показатели также будут пересчитываться.
Но вот вопрос – насколько цифры должны меняться для 1000 заправок в сутки?
Пожалуйста, сформулируйте вопрос с эталоном точнее, в чем задача?
Исходные данные такие.
Город-райцентр с населением около 80 тыс. человек.
Автовладельцев из них получается около 10 тыс.
В городе имеется 10 АЗС.
В среднем, ежедневно заправляется около 2 – 3 тыс. авто.
Т.е. при среднем распределении, на 1 АЗС приходится около 250 заправок в сутки.
Это принимается уже за достаточную норму.
Предполагается, что после проведения грамотной рекламной кампании количество заправок вырастет в разы. Вполне возможно, что до 1000.
Зарплата прилежного заправщика при 250 заправках в сутки составит около 300 USD, что для нашего региона очень неплохо.
При этом появляется вопрос, при увеличении количества заправок до 1000 – не увеличивать же зарплату до 700 USD.
Да трудозатраты каждого заправщика увеличились.
Но ведь поток Клиентов увеличился в основном благодаря рекламной кампании.
Как быть в этом случае. Чтобы и персонал не демотивировать и зарплаты не переплачивать. Т.к. зарплата в 500 USD для нашего города уже достаточно высокая.
С уважением, Владимир Барановский