Уважаемая Ангелина!
Давайте разбираться дальше...
Действительно, наша фирма с ярко выраженной сезонностью. Разница между сезоном и несезоном – в разы.
Правильно ли я Вас поняла, что эталон един, но в несезон фирма «экономит» на премиальной части менеджеров? Дело в том, что у меня на каждый месяц эталон разный. Это неправильно?
Приведу показательный пример.
(Я его приводила ранее в обсуждении «Let`s talking about»).
Август, во многих (не во всех, но во многих) магазинах бытовой техники, с точки зрения продаж, считается "неходовым" месяцем. Обоснование спада такое: люди, в период отпусков, тратят деньги на путевку, а телевизоры и т.п. - никто не покупает. Как быть с эталонами в такие месяцы?
В одном из городов-миллионников России в 2001-2002 г.г., директором сети магазинов бытовой техники был проведен эксперимент. В августе был назначен День Рождения фирмы.
Весь год незатратно, т.е., исключительно "на своем ресурсе" (через речевые модули продавцов, информационные материалы в магазинах сети и т.п.) "прокачивалась" информация о предстоящем празднике Фирмы. Место проведения - площадка одного из крупных магазинов. Программа праздника предусматривала не только скидки (которые в "несезон" было намного легче получить у поставщиков за значительный объем закупки), но и различные конкурсы (в том числе, и детские), розыгрыши и т.п. На второй год проведения этого праздника объем продаж поднялся до новогоднего! уровня.
А можно ведь было поступить иначе: смириться с "несезоном" и установить сотрудникам эталоны, зависящие от сезона. Всем было бы хорошо… кроме (конечно) компании. Разными эталоны не мотивируют «бороться» с низкими продажами в спады.
Когда одним махом не удается справиться с сезонными колебаниями (которые отличаются в разы), в качестве «полумеры» можно ввести два различных по величине эталона - в "стандартный" и "высокий" сезоны. Чтобы не демотивировать тем самым продавцов, в «высокий» сезон можно увеличивать расчетную переменную часть (от которой вычисляется премия).
Про форс-мажоры. То есть получается, что в Положении о з/п нужно прописать что есть форс-мажор…. И? снижать в этом случае планку результативности постфактум?
Да, но повторюсь: это самая последняя мера. И может применяться только для продавцов. Ни к руководителям, ни к отделу маркетинга она не относится.
Кстати… считать ли форс-мажором непоставку товара (был у нас случай, когда машину разграбили)?
Чтобы не гадать над каждым случаем, давайте попытаемся выработать критерии (или контрольные вопросы), что считается "форс-мажором". Я начну, а Вы меня поправьте и продолжите:
Случай Х – форс-мажор, если...
1. Никакими средствами данное вредное обстоятельство нельзя было обратить в пользу (Например, через ответ на вопрос: «Когда мороз помогает продажам?»).
2. Нельзя было спрознозировать и предупредить форс-мажор ни одной из служб фирмы.
...
Про результативности. У нас три менеджера. У каждого свои критерии:
Комдир (работа с дилерами и VIP): Р по отгрузкам + Р по оплатам/2
Оптовый менеджер (работа с основными клиентами): Р по отгрузкам + Р по оплате + Р по приорит.позиции/3
Менеджер торг.зала (работа с физлицами, оформление зала, ввод приходных документов) Р по отгрузкам + Р по документам/2
Не касаясь сути самих критериев. Напишу, каким способом можно сгладить эффект «обнуления».
Предположим, у сотрудника два критерия результативности:
В текущем месяце он достиг результатов:
· Р по отгрузкам = 65%, а
· Р по документам = 110%.
Тогда Р общая = наименьшему из показателей, т.е. 65%.
Если бы результативность по каждому показателю была выше минимального значения, то общая рассчитывалась бы по среднему арифметическому. Например,
· Р по отгрузкам = 84%, а
· Р по документам = 110%.
Тогда Р общая = (Р по отгрузкам + Р документам)/2, т.е. 97%.
Т.о. общую результативность считаю по средней. У каждого свои эталоны. (Знаю, что это неправильно, но ума не приложу как приравнять свои миллионы к тысячам менеджера торгзала. К тому же и задачи у нее другие).
Почему Вас смущает то, что у каждого сотрудника с разными задачами и категориями Клиентов должны быть разные эталоны? Это нормально. Также возможно устанавливать разный вес критериям результативности.
Поскольку результативность Оптового менеджера никак не связана с количеством документов, я рассчитывала, что она будет «сваливать» бумажную работу на Менеджера торг.зала (она не очень загружена), но, к сожалению, так не получилось. Впрочем, это тема другого топика.
Раскройте ее поподробнее, обсудим.
Подытожу свое сообщение. Несмотря на все мои советы, которые я давала для «починки» зарплаты, мне больше импонирует подход Михаила (GMN). Он пытается найти РЕШЕНИЕ без сокращения дохода компании (более того – за счет креативности – улучшить показатели). Идеал такой – в период морозов и т.п. нужно придумать такую идею, чтобы продажи росли. Пусть конкуренты решают зарплатные задачи.
P.S. Кстати, порекламируюсь назло морозам и приглашу Вас на стажировку «РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА», 27 февраля - 01 марта 2006 г., г. Ростов-на-Дону. В ее рамках решаются десятки подобных задач.
С уважением,