Уважаемый Аркадий!
Позвольте несколько вопросов и несколько частных мнений.
Вопросы:
1. В Латвии для детских учреждений финансирование подушевое или сметное?
2. Чем Ваш садик по качеству предоставляемых детям и родителям услуг лучше, чем другие?
3. Чем по ассортименту предоставляемых услуг Ваш садик отличается от других?
4. Средства за коммуналку город платит поставщикам напрямую или они сначала попадают на счет садика? (Если садик установит аппаратуру по учету и регулированию тепла и счетчик воды, экономия будет оставаться у него на счету или изыматься городом?)
5. Есть ли в здании садика неиспользуемые помещения?
6. Может ли по латвийским санитарным нормам детское учреждение сдавать в аренду часть помещений?
7. Может ли садик (по тем же нормам) пускать в вечернее время в свой актовый или физкультурный зал какую-нибудь группу (хор, танц. ансамбль, тренера по шейпингу с группой худеющих и т.п.)?
Теперь субъективные мнения, сложившиеся из начала данного обсуждения.
Мнение журналистское: судя по набору информповодов, в самом садике ничего интересного - только обучение комп.грамотности, а все события делаются с помощью гостей. Разовые акции, встречи - хорошо, но формирует имидж скорее гостей, снизошедших до садика, чем садика, поднявшегося до уровня, когда не стыдно приглашать таких гостей.
Мнение родительское: лично меня с моим ребенком не заманили бы в садик публикации о разовых встречах с художниками. Чтобы я захотела привести своего ребенка в садик и чтобы я была готова открыть кошелек на пожертвования этому садику, я должна знать, что
1) здесь ребенок не будет болеть
2) сюда я смогу привести его в удобное для меня время и увести - тоже в удобное для меня время
3) здесь ребенку будет очень интересно
4) здесь ребенка подготовят к школе так, что он легко пройдет тестирование в самую престижную школу города
Соответственно, чтобы открыть мой родительский кошелек и сделать пожертвования осмысленными, просить денег у меня нужно не вообще, а на
А. внедрение в моей группе здоровьесберегающей технологии, благодаря которой в соседней группе садика заболеваемость детей снизилась на столько-то
Б. на оплату действия группы с удлиненным рабочим днем (круглосутка мне может быть и не нужна, но иметь возможность забрать ребенка не в 18.00, отпрашиваясь с работы, а в 20.30, вернувшись с работы окончательно, я бы хотела; пусть такая группа будет одна на садик, но каждый родитель должен иметь возможность по предварительной заявке или по телефонному предупреждению ею воспользоваться). Если есть спрос (а его нужно изучить), возможно, будет целесообразно открыть и "группу выходного дня" для детей, чьи родители работают по скользящему графику или просто хотят съездить на уик-енд куда-то без ребенка.
В. на дополнительные образовательные услуги или кружки (иностранный язык, хореография, бальные танцы, хоппи-бол, основы единоборств, основы технического моделирования, вязание, лепка из глины или теста, основы риторики, основы этикета, РТВ и т.п.)
Кстати, по пунктам А и В вполне можно писать гранты или просить выделения доп. муниципальных средств (особенно если что-то привязать к национальным традициям и народным промыслам), по пункту Б - дополнительных муниципальных либо средств крупнейших работодателей района (мол, мы создаем специально для мамочек, работающих у вас посменно, ночную группу и вечернюю - помогите, а то закроем, и придется вам искать новых сотрудниц).
Мнение человека с педобразованием: любой власти нужна "потемкинская деревня", образцово-показательное учреждение, куда можно водить гостей и хвастаться. Станьте такими, чтобы вами хотели хвастаться. Хвастайтесь сами. Делегируйте своих педагогов на конкурс "Учитель года". Устраивайте на своей базе открытые занятия, семинары и тренинги для педагогов, для поваров детских учреждений, для физоргов, показывайте себя. Защищайте авторские программы, популяризуйте свои наработки. Устраивайте "бенефисы" лучших педагогов с приглашением лиц из власти, спонсоров детского сада и родителей. Устройте, пригласив родителей и прессу, "конкурс профессионального мастерства помощников воспитателей" (пусть няни соревнуются в застилании кроватей, сервировке столов, в творческих конкурсах и т.п. - и им почет и уважение, и садику информповод). Устраивайте дни открытых дверей и выставки работ воспитанников, распродажи сделанных детьми сувениров и детские концерты в обед в ближайших учреждениях. "Заметным" помогать проще, а у вашей заведующей, когда к ней потомком хлынут гости, будет больше доводов просить у власти средства на ремонты: мол, стыдно перед гостями, все же видно...
Мнение общественницы: многое из того, на что вы ищете деньги, можно сделать без денег. Например, если речь идет о косметическом ремонте коридоров, то вам нужна спонсорская помощь строймаркета в виде нескольких банок краски, услуги бригады маляров для покраски потолка - возможно, удастся привлечь на это кого-то из родителей - и группа учащихся ближайшей художественной школы, которая в каникулы по заранее утвержденным эскизам с удовольствием самовыразится на ваших стенах. Аналогично установка теплосчетчика может быть PR-акцией дилера по реализации этого оборудования, может быть произведена в рассрочку (что наэкономите, тем и будете расплачиваться) или может продвигаться как "пилотный проект городской администрации".
С уважением, Анна Каправчук