Добрый день, Михаил!
Возьмём, например, работу со школьниками по предмету математика.
В процессе наблюдения выявляется:
-интерес;
- понимание (для чего это нужно);
- устойчивое внимание с малым количеством отвлечений;
( для каждого возраста своё);
- память (но не эйдетическая!) – быстрое запоминание и оперативная переработка полученной информации и присоединение её к имеющейся (перенос)
-усваяемость ( на уроке понял; дома из учебного материала –уточнил; применил (на примерах) –запомнил –на уроке пересказал);
- волевой потенциал (сопротивление окружению, которое стремится любого опустить до среднего уровня);
- работоспособность – это способность долгое время поддерживать определённое действие (низкий порог усталости). Работоспособности более всего способствует темперамент, но он зависит от развития акцентуации в период пубертата, которая определяет характер и ведущая акцентуация;
-умение правильно распределить силы ( когда работать и как отдыхать);
- используемые методики (для запоминания и воспроизведения, для внимания и т.п.) и т.п.
Гипотеза при высокой работоспособности и при наличии таких психологических качеств как:
Внимание
Память
Волевой потенциал (воля формируется окончательно в период полного личностного становления) легче всего усваивается математика.
Работоспособность зависит от типа НС. Например, математика легче даётся флегматикам (но при отсутствии ригидности), потому что они могут длительное время выполнять однообразное задание. Но от этого может страдать скорость восприятия информации. Медленно воспринимает_медленно перерабатывает_надёжно запоминает _ и хорошо решает задачи. Из-за этого возникают конфликт: ученик_преподовательница.
Кстати, чаще всего конфликты происходят между истероидной (акцентуция) преподовательницей и флегматиком учеником (особенно в младшей школе, что потом сказывается и в средней и старшей). Отсюда понижение самооценки ученика за счёт негативных оценок («Дебил», «Тугодум» и т.п.). Уход в себя (отвлечения). Потом пропадает интерес или он переход во внутренний план.
Квалификация в данной ситуации будет успех в освоение математике и её применение в жизни (например, успехи в олимпиаде).
Нужно протестировать: работоспособность (она коррелируется с вниманием). Снижения внимания ведёт к тому, что сил тратится больше, а усваяемость меньше в итоге
меньший результат и рост усталости.
Внимание.
Память.
Волевой потенциал (уровень притязаний и желание и умение реализовать поставленную цель).
По результатам выявляется группа более всего соответствующая гипотезе. Из них выбирается референтная группа (самые высокие результаты).
Тестирование других (из другой школы) уже идёт по оценочной шкале шаблонной группы.
Выявленная группа по шаблону должна оцениваться на перспективность (проверяется замотивированность на дальнейшее развитие). Насколько важен для них предмет. При высокой замотивированности («Я хочу стать математиком»). Здесь уместно провести тест на профориентацию.
Если тест на профориентацию и мотивация ученика совпадает, то этот высокий результат будущего профессионала.
Оцениваются возможности учеников, которые по показателям приближаются к референтной группе (шаблонная группа).
Для каждого отдельного ученика (приближение к шаблонной группе) вырабатывается индивидуальный план развития (дополнение к тому чего не хватает) и повышение таких параметров как упорство (но не упрямство!) и все уже имеющиеся: память внимание и т.п.
Каждый заказ разрабатывается исходя из конкретных условий.