Ну вот, компания запущена, система оплаты отработана, нормативы выявлены и проработаны, снят офис с запасом площади (на дальнейший рост), завезена техника, мебель, куплена телефонная линия. Второй этап моей эпопеи подошел к концу (за что спасибо также многим Участникам данного Форума). И встает проблема третьего шага - набор и отбор персонала.
Вкратце опишу свои шаги (вдруг кому пригодится - меньше ошибок сделают, да и посмотрят на чужие наблюдения).
Офис был снят в самом начале сентября. В конце августа были поданы модуль+строчка в 3 газеты Санкт Петербурга на 2 недели в каждую (Работа для Вас, Профессия, Вакансия). Так получилось, что одна неделя оказалась концом августа, вторая соответственно началом сентября.
Наблюдение №1: в конце августа намного меньше звонков от соискателей чем в начале сентября (видимо дело в отпусках, каникулах и т.п.) Скажу, забегая вперед, что в итоге пришлось проводить еще один "набор" соискателей, но об этом позже (ниже)
Наблюдение №2 (сложившееся и из второго круга поисков): когда говоришь соискателю, что будет общее собеседование и жестко ставишь временные рамки его проведения - процент записавшихся и пришедших намного выше (но все же не очень высокий)
Изначально вообще планировалось набрать в зал человек 30-40 и напустить на них хорошего персональщика, но это не получилось - единоразово набрать такой состав не получалось и работа пошла группами по 3 - 5 человек. Это был "облом" номер 1.
Персональщик просто уехал из города (у человека случилась очень большая беда), а второго такого грамотного специалиста на примете не было - пришлось самому общаться с людьми. Из всего этого потока был выбран один человек, который, к слову (без опыта работы), показал блестящие результаты - около 120 звонков за день, из которых около 10-15% согласились получить доп. информацию (прайсы, комм. предложение и т.д.).
Отработал человек ровно один день - на следующее утро он позвонил мне, и сказал, что его пригласили работать в банк. Это был облом №2. Отсюда вывод - пока не возьмешь несколько подходящих людей, пусть будет хотя бы 2 человека - подходящий, и "буфер" на случай внезапного ухода первого человека.
После этого начался следующий этап набора людей. Скажу сразу: опыта поиска и набора менеджеров у меня практически нет - я в свое время занимался поисками и набором дизайнеров.
Наблюдение №3 - размещая вакансию в интернет, вы не получите практически никакой отдачи. Т.е. менеджеров в интернете надо искать САМОСТОЯТЕЛЬНО, выискивая их резюме на серверах.
Наблюдение №4 - было решено расклеить объявления в нескольких ВУЗах - отдача хорошая (примерно как по газетам) - используйте этот источник для привлечения "молодняка".
Наблюдение №5 - если ваш сайт посещаем - укажите на нем - что ищете персонал - отдача тоже будет, притом лучше, чем от серверов о работе (всё это касательно только лишь менеджеров).
Наблюдение №6 - молодые люди без опыта работы чаще хотят работать в КРУПНЫХ компаниях, считая, что у них плюсов куда больше, чем у малых предприятий (поработав огромном холдинге могу им лишь сочувствовать в их незнании).
Касательно второго тура:
Было решено назначать каждому человеку свое собственное время (в шальной идее, что так поток претендентов будет больше - может кто-то не может на общее собеседование по тем или иным причинам прийти).
Отсюда появилось НАБЛЮДЕНИЕ №7 - очень важное и отрезвляющее - поток соискателей стал НАМНОГО МЕНЬШЕ. Что самое забавное - люди высказывали желание пообщаться воочию (сами), записывались,.... и не приходили.
Таких "неприходимцев" уже человек 60 накопилось - куда больше в долевом соотношении, чем при общем собеседовании. Возможно, тут играет роль психологический фактор - когда собеседование общее - значит, и конкуренция выше, значит стоит сходить (размышления претендента в моем нынешнем представлении).
Т.е. применительно к вопросу эффективности второй тур оказался ужасным. А я уверился, что не надо поддаваться соблазнам отойти от задуманной схемы. (Приятель сбил с пути истинного, хотя я тоже хорош, что поддался.)
Удивительно и другое - перспективы роста в небольших компаниях не очень мотивируют нынешнюю молодежь (до 28 лет). Равно как и весьма неплохая оплата в данной сфере работы (по Питеру). В моем понимании главный ступор в данном вопросе именно размеры компании. Многие люди спрашивают, сколько сейчас людей трудится в компании и после этого дают отрицательный ответ. Т.е. ни денежная мотивация, ни перспективы роста особенно не мотивируют персонал при поступлении в небольшую компанию. И это суть наблюдения №8.
Сейчас у меня трудятся 2 взятых менеджера, притом один нашелся по объявлению в институте, а вторая сама нашла мой сайт и вышла на мою компанию.
Теперь мои вопросы:
1) В чем Вы видите мои ошибки и Ваше решение их?
2) Чем мотивировать молодой персонал в данной ситуации?
Еще раз напомню - компания занимается дизайном и рекламой и имеет весьма неслабое портфолио (т.е. есть что показать потенциальным клиентам и есть чем гордиться).