1. N + 1.
Если Вам срочно нужен сотрудник на данное место, и в наличии имеется избыточно хороший Кандидат, то его можно взять временно со следующей целью: в период того небольшого срока, который он продержится, поручить ему работу «N+1» (более высокую по квалификации, чем требуется, например, описать технологию рабочего места/отдела, разработать типовые ошибки и процедуры их проверки, систему обучения, требования к квалификации и т.д.)
2. Когда лучше не брать
Но, если такому сотруднику требуется обучение, или же сам процесс подбора для компании трудоемкий (например, нет специально выделенного менеджера, а выбором вынужден заниматься руководитель, отвлекаясь на эту процедуру), то лучше не брать «слишком хорошего» сотрудника (не надеяться на чудо), чтобы не терять время и средства.
По опыту, руководитель ведет себя неуверенно с таким сотрудником, своим поведением как бы извиняется за «недоплату». Естественно специалист этим пользуется и диктует свои условия, в процессе работы управляемость им теряется.
3. Задать ограничения по увольнению
С целью «отсекания летунов», Кандидату надо четко проговорить: если в течение первых двух недель работа сотруднику понравится (с размером и моделью зарплаты его познакомили, условия работы он увидит и т.д.), с ним будет заключены 2 договора:
1) | ТРУДОВОЙ, с описанием системы его зарплаты. |
2) | УЧЕНИЧЕСКИЙ, где оговоривается что: а) работник в течение 3-х месяцев будет обучаться Инструктором; б) в это время он будет получать стипендию в Х рублей; в) если работник без уважительных причин не выполняет свои обязательства по ученическому договору, в том числе расторгает трудовое соглашение в течение первых (например) 2-х лет работы, то он возмещает Работодателю его затраты на обучение в размере до 3-х среднемесячных зарплат, включая стипендию по договору. |
как показывает практика, те работники, которые скрывали информацию о том, что они хотят поработать "с годик", набраться опыта и уйти (или уехать в другой город), данный договор не подписывают;
подобный договор воспринимается учениками серьезно и при соответствующем обосновании действий, как "платы за их быстрый профессиональный рост и полученный опыт", подавляющее большинство принимает осознанное решение связать свою судьбу с фирмой. Но здесь важно, чтобы система зарплаты по трудовому договору была для них понятна и позволяла бы им полностью зависеть только от результатов собственного труда (нужно снять опасение о рабском труде за копейки);
(решение предоставлено Татьяной Лежневой).
Примечание. Независимо оттого, как данный тезис трактуется законодательством, он сообщается Кандидату. Потому, что важно посмотреть на модель поведения сотрудника в этой ситуации. Он начнет цитировать кодекс или согласится, что предприятие, действительно, несет затраты на его прием и обучение.
Примечание. В любом случае, обратите внимания, на причины, по которым сотрудник устраивается в фирму. Характерный пример: некоторые талантливые и обеспеченные дамы устраиваются на работу от скуки, и они априори не готовы работать в интенсивном режиме…
Примечание. Рекомендацию про ученический договор вполне можно вынести из рамок причины 4 (т.к. она носит общий характер). В этом разделе она актуальна, т.к. часто Кандидаты, об уходе которых сожалеют, имеют избыточно хорошие «входные данные» (хотя в профессиональном плане могут быть совершенно не обучены). Они по каким-либо причинам не могут устроиться на работу (по их мнению, действительно, достойную). Вот и приходят временно «перебиться». А ученический договор заставляет их посмотреть на трудоустройство в ином свете.