Тема: теряем рынок
Что было:
5 лет наша компания была единственным продавцом уникального документа, заменяющего приглашение при открытии визы (по сути – монополистами на рынке). Аналогов документу на рынке не было – мы «снимали сливки», продавали документ самостоятельно, никого к нему не подпускали.
Год назад появились 2 НЕЛЕГАЛЬНЫХ конкурентных продукта ниже стоимостью и с простой процедурой оформления покупки (деньги отдал – забрал документ, никаких договоров и проч. заключать не надо).
Мы предприняли ответный ход:
- упростили по максимуму процедуру продажи нашего документа (раньше необходимо было заполнять кучу документов и вся процедура покупки нашего документа занимала около часа),
- адаптировали цену,
- дали возможность продавать документ всем желающим на основе агентского договора (хорошая комиссия с прогрессией в зависимости от объема продаж).
Параллельно шла проверка законности существования других документов на рынке. В результате проверки из конкурентов на рынке остался один документ, который ПРИЗНАЛО ПОСОЛЬСТВО. При этом ввоз и существование этого документа на нашем рынке по-прежнему остаются НЕЛЕГАЛЬНЫМИ.
В результате за прошлый год наши продажи снизились на 10%, однако остались на достойном уровне.
Что есть:
В январе-феврале этого года резко стали падать продажи (в 2 раза по сравнению с уровнем прошлого года). Мы почувствовали, что теряем рынок. При этом по сведениям посольства и других источников продажи конкурентного документа на хорошем уровне – соотношение продаж конкурентного документа и нашего 80/20. Даже если сделать допущение и принять за реальное соотношение 60/40 – это катастрофическая пропорция!
Анализ цен:
Наш документ дороже на $ 15-25.
Анализ агентской сети:
Работает исключительно слабо. Агенты жалуются в первую очередь на низкий спрос. На самом деле многим удобнее работать с конкурентным продуктом, так как он неофициальный - продал, никаких документов, договоров, отчетностей, перевода денег и прочее.
Анализ других факторов:
- спрос на визы по-прежнему существует высокий,
- ужесточение требований посольства привело к тому, что теперь одного документа недостаточно для открытия визы, необходимо подтверждение проживания за границей – конкуренты включили это в список своих услуг, при этом сохранив стоимость на прежнем уровне.
- Конкуренты оказывают такую доп. услугу, как занимают очередь в посольстве за клиента. Как в том анекдоте: «последний я – и за мной еще 10 человек».
Пути решения проблемы:
- Снижение цены.
Приведет к снижению цены на конкурентный продукт. Возможное развитие сценария – бесконечная игра: мы снижаем цену на свой документ, конкуренты – на свой. При этом, чтобы остаться на том же уровне прибыли, нам надо увеличивать объемы.
В конце концов мы рискуем опуститься до закупочной цены, а она у конкурентного продукта гораздо ниже, чем у нашего документа. Работать «в ноль» или с прибылью
$ 5 мы не можем себе позволить.
- Усиление позиций документа в регионах, где пока конкурентный продукт не закрепился.
Но анализ продаж сейчас показывает достаточно слабый потенциал регионов. Плюс см. п. "Анализ агентской сети" - с конкурентным продуктом им работать легче. Об официальности и законности наши агенты пекутся в последнюю очередь, так как в нашем бизнесе задействованы мелкие фирмы (за исключением нашей компании).
- Позиционирование документа как ОФИЦИАЛЬНОГО, ЛЕГАЛЬНОГО, ЗАКОННОГО и проч.
Но мне, как клиенту, хоть 100 раз скажи, что этот документ – легальный, а этот – нет, однако ЕСЛИ ЕГО ПРИНИМАЕТ ПОСОЛЬСТВО – ДЛЯ МЕНЯ ОНИ ОДИНАКОВЫ.
Получается, что В ГЛАЗАХ ПОТРЕБИТЕЛЯ документы одинаковы, а значит на первый план опять выходит цена (см. п.1) – замкнутый круг!
- Создание дополнительных конкурентных преимуществ для нашего документа. Например, прием его без очереди в посольстве или в отдельном окошке.
- Идеальный вариант для нас, но невозможен – если для посольства 2 документа одинаковы, должен присутствовать нейтралитет – нет оснований предоставлять какие-либо дополнительные преимущества одному из документов.
- Стимулирование продаж с помощью организации каких-либо мощной рекламной акций, обращенной к КАЖДОМУ покупателю нашего документа.
Есть идея сделать уникальное ценовое предложение всем, кто когда-либо покупал наш документ – а это около 50 000 человек за всю историю компании.
Тут же присутствуют опасения, что конкуренты отреагируют на это своим снижением цены и тем самым нейтрализуют наши действия, и мы не получим ожидаемого результата.
- Предоставление дополнительного пакета услуг:
- бронирование отеля для клиентов с подтверждением,
- занимать очередь у посольства
Все это – незаконно. Мы слишком большая и серьезная фирма, чтобы рисковать: отель забронируем – клиент не вселится – посольство проверит (а у них существует служба безопасности, которая только этим и занимается) – посольство может даже лишить нас аккредитации, помимо того, что будет опдорвана репутация.
Очередь занять можно, если у тебя объемы до 10 чел. в день, а если 50, 100?
Спасибо, если дочитали до конца – наболело.
Соответственно вопрос: КАК УДЕРЖАТЬ РЫНОК?