Условно все известные мне решения можно разделить на:
полученные с использованием ресурсов компании;
полученные с использованием ресурсов партнеров;
полученные с использованием ресурсов рынка.
Решения, полученные с использованием ресурсов компании:
1. Снижение цены Т/У за счет сокращения издержек путем технологичного управления бизнес-процессами.
Обычно большинство компаний считает, что все внутрифирменные ресурсы для снижения цены Т/У исчерпаны, однако ресурсы есть всегда. В этой работе можно выделить два основных направления: технологизация движения материальных и финансовых потоков (логистика) и технологизация управления персоналом (на этом сайте Вы можете найти немало полезных статей по данному вопросу). “Недостаток” решения в том, что придется напрягаться.
ПРИМЕР
Шведская компания Bizpak (услуги по доставке грузов в Москве) намерена противостоять конкуренции с помощью гибкой ценовой политики. Схема, по которой работает услуга Bizpak выглядит так: фирменные автомобили компании (шведский вариант “Газели”) собирают коробки с грузом по всей Москве и свозят их в общий терминал. За ночь коробки сортируются и распределяются в рейсы по семидесяти районам столицы, маркируются, а рано утром развозятся по городу. В отличие от автокомбинатов доставка “по-шведски” включает в себя не повременную оплату, а оплату по весу груза, что значительно дешевле.
Компания 12 2000
2. Снижение цены Т/У за счет сокращения затрат на реализацию
ПРИМЕР
В начале 90-х годов ХХ столетия компания Dell Computer (компьютеры и комплектующие) в отличие от конкурентов практиковала принцип прямых продаж, когда компьютеры собираются исключительно под заказ. Тем самым минимизируются расходы на склады, из цепочки сбыта исключаются дистрибуторы и продавцы. К тому же подобная стратегия позволяет отлично “чувствовать” рынок без проведения дорогостоящих маркетинговых исследований. Кроме того, на фоне общего снижения спроса на компьютерную технику компания Dell Computer стала продавать компьютеры через Интернет в промышленных масштабах.
Компания № 35 1999
3. Снижение цены Т/У за счет возмещения общих затрат посредством продажи расходных материалов, комплектующих, запчастей и т.д.
ПРИМЕР
Среди основных производителей принтеров (HP, Canon, Epson и др.) в нижнем ценовом сегменте идет ожесточенная конкурентная борьба. Производители снижают цены на принтеры возмещая затраты за счет продажи расходных материалов.
Компания № 9 2002
4. Снижение цены Т/У за счет организации собственного производства для обеспечения основного бизнеса.
В данном случае можно организовать собственное производство комплектующих. Сложно, нужны дополнительные средства, но выигрыш очевиден.
ПРИМЕР
Французская компания Auchan (600 супермаркетов и 287 гипермаркетов в 14 странах мира) экономит на посредниках тем, что часть производственных функций берет на себя. Так в российском гипермаркете Auchan (г. Москва) есть собственная пекарня, цех по обвалке и разделке мяса, цех по приготовлению салата.
"Эксперт” № 32 2002
5. Снижение цены за счет продажи Т/У ниже рыночной цены (демпинг), ради завоевания рынка.
Данный способ эффективен для быстрого завоевания рынка, однако для демпинга должны быть соответствующие ресурсы.
Решения, полученные с использованием ресурсов партнера:
1. Снижение цены Т/У за счет договоренностей (реализации совместных программ) с контрагентами - поставщиками сырья, товаров, комплектующих и т.д.
ПРИМЕР
На рынке корпоративных пользователей принтеров более эффективными являются альянсы. Такие альянсы заключили IBM с Lexmark и HP с Canon. Один из участников альянса производит механическую начинку принтеров, другой – электронику. За счет предоставления взаимных скидок стоимость аппарата уменьшается.
Компания № 9 2002
2. Снижение цены Т/У за счет продажи партнеру (поставщику) товаров и/или услуг.
ПРИМЕР
Любой поставщик (партнер) использует в своей работе сырье, материалы и т.д. Когда у нас не было своего автотранспорта, мы покупали ГСМ по низкой оптовой цене, и продавали его поставщику автотранспортных услуг через еще одну свою компанию по высокой розничной. За счет этого цена автотранспортных услуг снижалась.
Личный опыт.
Решения, полученные с использованием ресурсов рынка:
1. Снижение цены Т/У за счет сокращения затрат на его производство посредством закупки более дешевого сырья, рабочей силы и т.д.
ПРИМЕР
Малобюджетные авиакомпании агрессивно завоевывают рынок воздушных перевозов в Европе и США. Цены на билеты в таких авиакомпаниях на порядок ниже цен крупных компаний. Такого преимущества малобюджетные компании достигают за счет введения ряда мер: использования более дешевых второстепенных аэропортов, сокращением экипажа за счет стюардов, отсутствием напитков и питания. Использование самолетов единой марки также снижает издержки на обучение пилотов, техническое обслуживание и ремонт.
Эксперт № 39 2001
2. Снижение цены Т/У за счет сокращения затрат на производство путем “переноса” его на “чужие” заводы (аутсорсинг)
ПРИМЕР
Компания Hewlett Packard заключила договор на сборку своих компьютеров с российской компанией “Аквариус”, которая начала сборку с ноября 2001 г. Перенос производства на “чужие” заводы позволяет, во-первых, избавиться от дорогостоящих перевозок, а, во-вторых, сэкономить на оплате труда рабочих (стоимость 1 человека-часа на сборочном производстве в Америке стоит $4,5; в Европе $1,8; в Китае $0,7; а в России $0,5).
Компания № 9 2002
3. Снижение цены Т/У за счет продажи большего объема продукции (снижается прибыль на единицу Т/У, но общая прибыль не снижается или даже увеличивается).
Усиление данного решения – создание сбытовой сети. Если в одной точке сбыта продажи падают, то можно без проблем снизить цену, т.к. остальные “вытянут”.
4. Снижение цены Т/У за счет создания закупочной сети.
Другими словами за счет диверсификации поставок сырья, комплектующих и т.д. В Вашем случае это первое что приходит в голову: если один поставщик поднимает цену, почему не обратиться к другому?
ПРИМЕР
В компании Benetton тщательная селекция поставщиков сырья – еще один аспект борьбы за качество. “Поставщиков сырья, которых у нас несколько сотен по всему миру, мы выбираем на основании жестких критериев” – рассказывает Лучано Бенеттон. – “Они должны заниматься постоянными исследованиями в своей области и быть в курсе всех инноваций. Чтобы стать нашим поставщиком, необходимо доказать, что вы поставляете нам лучшую продукцию по лучшей цене”.
Журнал “Эксперт” № 40 2001
Уверен, что это далеко не все способы снижения цены, поскольку, несмотря на многочисленные поиски, всерьез решением данного противоречия никто не занимался. Так что продолжения будут.
С уважением,