Уважаемые Коллеги!
В обсуждении была поставлена задача: «…предоставить… Клиентам лучшие условия, чтобы они шли именно к нам…»
В решении этой задачи мы и попытаемся помочь, но прежде хотелось бы обратить Ваше внимание на:
Некоторые характерные ошибки классических учебников
ОШИБКА 1. При решении задач конкуренции нужно ориентироваться не на Клиента, а на Конкурентов.
1.1. Чтобы выяснить чем/как можно привлечь больше Клиентов, нужно исследовать… Конкурентов.
Характерная фраза: «В общем, нужна максимально полная инфо о конкурах. Это необходимо и для более точного ценообразования, и для возможного расширения сервиса, и для расширения ассортимента хитами продаж и т.д..»
Возможно, такой подход действительно был бы полезен, однако при этом не учитывается, что Конкурент может:
- ошибаться в своих действиях (в ассортименте, обслуживании и т.д.), и, не пообщавшись с Клиентом, мы никогда об этом не узнаем,
- вообще не предлагать Клиенту требуемые ему условия (напр., дополнительные услуги, гарантию и пр.), и, не пообщавшись с Клиентом, мы никогда об этом не узнаем,
- ………………………
Желательно также помнить, что при решении задач конкуренции наша основная цель – Клиент, собственно за него мы и боремся, и исследование Конкурентов в этой связи будет полезно только в том случае, если Клиент и Конкурент одно и то же лицо.
1.2. Сравнение критериев фирм-конкурентов без учета мнений Клиентов.
Характерная фраза: «Вот, например, сильные-слабые стороны фирм вообще-то отсутствуют, потому что ассортимерт схож, цены сопоставимы, условия работы с оптовиками примерно одинаковы и т.д..»
Почему-то, критерии фирм-конкурентов выбираются для сравнения произвольно (ассортимент, цены и пр.), хотя Клиент не сказал нам, что для него наиболее важно, «на что бы он пошел…». Собственно мы его об этом и не спрашивали. Но также мы и не спрашивали, что Клиенту не нравится (у нас и у Конкурентов), что он хотел бы улучшить и пр. - т.е. мы не выяснили основных вопросов, которые необходимы при решении задач конкуренции.
Очевидно, способ сравнения фирм-конкурентов предлагаемый классическими учебниками приводит именно к такому результату – все одинаковое…, то есть вместо требуемой постановки задачи, заводит Решателя в новый тупик: «Что же все-таки делать дальше?»
1.3. Копирование действий конкурентов.
Характерная фраза: «Если я узнаю, что, предположим, прямые конкуренты окучивают Новосибирск и область, значит, этот регион уже созрел для нашего товара (товар специфичен, регионы "догоняют" Москву спустя время и разное время!), значит, наши менеджеры могут идти штурмом на Новосиб.»
Иногда прием «присоединиться к потоку» действительно бывает полезен, однако в данном случае нужно учесть, что, во-первых, Конкурент может ошибаться (см. выше) и, копируя его действия, мы будем повторять те же ошибки, а, во-вторых, на конкурентном рынке принято опережать конкурентов, быть на рынке третьим, восьмым или четырнадцатым вовсе не то же самое, что быть первым. Предпочтительно чтобы Конкурент был у нас за спиной, но не наоборот.
ОШИБКА 2. Избыточная информация.
Характерная фраза: «…сравниваю ассортимент, цены, условия работы с оптовиками, ожидаемые товары и т.д..»
Понятно, что классические учебники рекомендуют сравнивать как можно больше позиций, предполагая, что это позволит лучше разобраться с ситуацией, однако практика показывает, что для Клиента (за которого, напомню, мы и боремся), как правило, важно очень ограниченное количество критериев – в общем случае не более двух-четырех. Поэтому сравнение, а зачастую и улучшение НЕ важных для Клиента критериев приводит только к напрасной трате времени, сил и денег.
ОШИБКА 3. Деление конкурентов на прямых и косвенных.
Характерная фраза: «интуитивно должна примерно разбить конкурентов на конкурентов по товару прямых (по товарным группам из тех же стран, т.е. характеристики товара оч.близки к нашим), конкурентов по товару косвенных (из др.стран те же товарные группы, характеристики товаров схожи с нашими) …»
Это ложное дробление. Интуитивно.
Есть общий с Конкурентами Клиент, и есть наиболее важные для данного Клиента критерии фирм-конкурентов и это то, с чем следует работать.
================
Предлагаю Коллегам продолжить данный перечень ошибок.
Безусловно уважаемая Евгения может обидеться на меня за подобное пренебрежение к классикам, и это понятно - она только что закончила ВУЗ, и слова мэтров и корифеев еще "стучат в ее сердце". Но понятно также и то, что следование рекомендациям вышеуказанных классиков приводит вот к этому: «Но все-таки... Недовольна, тем, что получается... В общем, наверно, не уверена в своих силах…"
Поэтому далее я предлагаю отвлечься от ошибок и перейти непосредственно к задаче. Если ее решение, конечно, еще интересует.
С уважением,