Уважаемая Анютины Глазки!
Вы написали:
Ну зачем же так мрачно? Фирма могла просто расшириться - нанять новых людей, после чего потребовалось большее помещение.
Как правило, для переезда в новый офис существуют следующие причины:
1. Закончился договор с прежним арендодателем, и нет никакой возможности его продлить. В этом случае переезд в другой офис не приводят в качестве аргумента успешности компании.
2. Тяготение руководства к внешним атрибутам успешности («крутая иномарка», «крутая техника», «новый офис»).
3. Расширение компании.
Поскольку с первой и второй причинами более-менее все ясно, рассмотрим третью.
Процесс развития компании по производству софта, как и развитие любой другой системы, подчиняется закону “S”-образной кривой. Подробнее об этом смотрите:
Г.С. Альтшуллер «”Линии жизни” технических систем».
Главу 3 книги: Г.С. Альтшуллер «Найти идею».
Главу 11 книги-методики: И.Л. Викентьев "Приемы рекламы и Public Relations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач, 20 практических приложений", 6-е дополненное издание, 2002 г.
Работу Б.Л. Злотина и А.В. Зусман «Развитие научных коллективов» в книге: Б.Л. Злотин, А.В. Зусман «Решение исследовательских задач», Кишинев, 1991.
На начальном этапе компанию организуют несколько человек. Как правило, это близкие друзья или хорошие знакомые. Им нравится писать программы. Стимулами для их работы являются увлеченность программированием и желание заработать. Отношения между людьми в такой фирме дружеские и неформальные.
Если молодая компания нашла заказчика, и ее дела складываются успешно, постепенно в нее приходят и другие люди – наемные работники. С приходом новых людей, производительность труда возрастает. Компания может браться за более крупные заказы. Отношения в ней по-прежнему остаются дружескими и неформальными (или минимально-формальными).
Однако постепенно между учредителями компании и наемными работниками возникает расслоение. Организационная работа требует все больше сил. Некоторые учредители перестают заниматься программированием и переключаются только на администрирование. Не у всех это хорошо получается. Кроме того, пользуясь своим положением, они назначают себе большие оклады, значительно больше, чем у всех остальных. Здесь сказывается особенность работы с некоторыми западными партнерами. Дело в том, что они предпочитают платить зарплату, а не оплачивать готовый проект. Как результат, у компании нет прибыли. Она просто «проедает» выделенный бюджет.
Поскольку зарплата как учредителей, так и наемных работников не стимулирует к развитию, намечаются тенденции к постепенной деградации. Владельцы компании сокращают свое участие в производстве и становятся потребителями, т.е. успешно тратят получаемые деньги.
Компания все еще продолжает работать успешно. Заказы увеличиваются, и возникает необходимость в расширении. Далее происходят две вещи:
1. Набирается большое количество новых работников (не обязательно сразу, часто этот процесс происходит постепенно).>
2. Компания переезжает в новый офис, т.к. старый не вмещает весь персонал.
Если система управления сотрудниками и организация работы не изменяется, эти две вещи становятся гибельными для компании. Появляются работники, которые откровенно халявят. Другие работники под воздействием первых постепенно скатываются к такому же состоянию. Поскольку людей много, часто возникают ситуации, что для кого-то нет работы. Просидев без работы какое-то время, такой человек начинает портиться. У него снижаются внутренние требования к себе, стимул к хорошей работе.
Производительность труда падает, а расходы возрастают.
Столкнувшись с такой ситуацией, руководители начинают с ней бороться. Но чаще всего, делают это неправильно. Внимание уделяется внешним, формальным признакам (например, вводится фиксированный рабочий день и отслеживается, как человек – вовремя или не вовремя – приходит на работу). Попытка восстановить управление компанией путем учета формальных признаков объясняется тем, что задача управления программистами не является простой. Подробнее смотрите об этом, например, в этом обсуждении.
Разумеется, такой «формализм» не приводит к желаемым результатам. Постепенно руководство откровенно «забивает» на все, и компания катится к своему краху.
Поэтому когда в качестве доводов успешности софтовой компании приводят внешние признаки – «компания расширяется», «компания переезжает в новый офис» – без объяснения того, как в компании решаются те или иные управленческие задачи, я смотрю на эти доводы с большим скептицизмом.
С уважением,