Здравствуйте, уважаемая Галина!
Рада что Вы ответили на мое сообщение. Надо заметить, что оно было написано года три тому назад. За эти три года ситуация с сезонностью выставочного бизнеса не изменилась, и думаю, что в ближайшее время не изменится. Вопроса в сообщении не было, так как это сообщение было комментарием к дискуссии о сезонности в разных видах бизнеса. В некотором смысле сообщение было риторическим :).
Тем не менне благодарю Вас за четкое структурирование вопросов. Комментирую по предложенным Вами пунктам:
1. О стимулирующих скидках. Некоторые организаторы выставок вводят небольшую скидку при оплате площади более чем за три месяца, но, как правило, эта скидка недостаточно велика, чтобы кого-нибудь стимулировать.
Более того, есть организаторы, которые увидев, что выставка "не набирается" начинают перед самой выставкой давать скидки (и уже гораздо бОльшие).
Наша фирма специализируется в первую очередь на изготовлении выставочных стендов, мы не можем давать скидки, привязанные к началу выставок, потому что тогда пришлось бы проверять, какой Заказчик для какой выставки покупает стенд. Это неправильно, да и стоимость стенда должна быть стабильной.
В результате реальным выходом для нас стало параллельно с выставочным изготовление экспозиционного оборудования (для музеев, галерей, выставочных и торговых залов и т.п.), которое не подвержено сезонности.
2. Как побудить экспонентов готовиться заранее? Абсолютно согласна с тем, что что выставочный (как и любой другой "сложный") бизнес без консалтинга невозможен. Более того, на нашем сайте есть раздел "Обучение" http://www.mdt-expo.ru/ind_teo_12.html , где в открытом виде висят методические статьи, в том числе по эффективной подготовке к выставке. Сейчас эта тема стала модной и в СМИ, к ней обращаются многие серьезные отраслевые журналы.
Но! За последние три года экспоненты четко разделились на "продвинутых", которые к началу года уже имеют выставочный календарный план и бюджет на весь год, заказывают площадь и стенды заранее, и "остальных", которые этого не делают.
Думаю, что проблема остальных - не в незнании, а в отсутствии четкой политики фирмы в данном вопросе. Это касается не только выставочного, но и рекламного плана и бюджета - деньги на это выделяются только когда по тем или иным причинам "припрет". К сожалению, это - вопрос общего менеджмента, методическими материалами он не решается.
Есть еще одна причина, по которой ситуация не изменилась за три года и вряд ли скоро изменится. Как правило, "продвинутые" - те, кто участвует в крупных выставках в России и в зарубежных выставках, где, если не оплатить площадь хотя бы за полгода, стенда вообще не получить. Поэтому кроме общего менеджмента эта проблема касается вообще выставочного рынка. Пока в России существует куча повторяющих друг друга мелких выставок, которые то создаются, то умирают, то реорганизуются, бессмысленно ждать от экспонентов выставочной культуры: они им просто не нужна.
Вывод: обучением и консалтингом заниматься необходимо, но глобально проблемы сезонности это не решает.
3. Сезонность выставок связана с общей сезонностью деловой активности. Да, существуют тематики, которые актуальны летом, но проводить выставки в декабре - январе и июле - августе бессмысленно, потому что будет не набрать достаточное количество посетителей. Более интересно проводить летом форумы и конференции и другие "закрытые" мероприятия. Фактически, это - тоже диверсификация бизнеса (как в нашей фирме с экспозиционным оборудованием).
Буду рада узнать как Ваше мнение, так и мнение других участников выставочного процесса. А вообще-то, следовало бы вернуться к этой теме еще через три года :).
С уважением, Екатерина