Уважаемые коллеги, прошу обсудить материал с точки зрения Закона о рекламе. Где здесь прямая реклама алкоголя?
Стратегия Цвета. Стендаль отдыхает.
Была приятно удивлена, когда зашла в «Красное и Белое» за вином к праздничному столу и увидела куриные яйца. Крупные, белые, на красной, почти домашней скатёрке, они идеально вписывались в цветовое решение вывески магазина и выбивались из засевшего в сознании клише. Откуда они взялись в алкогольном магазине? Да ещё за такие смешные деньги – 24 рубля десяток? Неужели это – проявление заботы о покупателе? Точнее, завидный или долгожданный баланс завтрашнего дня: хорошее – по хорошей цене.
Мы уже считаем нормой жизни то, что нас обманывают все и вся. Про то, что кто-то о нас заботится, думать забыли. Боимся к этой заботе привыкнуть: а вдруг она сиюминутна, а дальше – снова обман? Поприманивают нас дешёвыми яйцами месяцок-другой, приучат, как домаших питомцев, к месту, а потом сделают из нас алкоголиков.
Этими раздумьями я решила поделиться с известными людьми нашего города, которые, на взгляд журналиста, «в теме». Вот что рассказал по этому повод Борис Изяковский, главный врач Областной наркологической больницы.
- Мы с группой инициативных врачей провели социологическое исследование среди своих пациентов. В течение двенадцати лет фиксировали данные, кто и что пил, где покупал, то есть, каким напиткам, из каких магазинов отдавал предпочтение прежде, чем попасть к нам. Пациенты оказались завсегдатаями ларьков и магазинов бытовой химии, в основном. Я имею в виду хронических алкоголиков.
В каждом человеке при рождении уже существует внутренний стержень, инстинкт самосохранения, а зависимый от алкоголя человек это качество утрачивает. Так вот, среди нашей публики не было потребителей товаров КБ. Видимо, туда ходят люди, не просто знающие меру, но и обладающие тем самым инстинктом самосохранения, который диктует определённую систему требований к напиткам.
Сначала отсутствие в списках наших пациентов покупателей сети КБ было для нас неким секретиком. Магазины сети располагаются не дальше, чем ларьки, практически во дворе. Вроде бы, созданы условия для алкоголизации населения. А потом поняли, сам поход в такие магазины – особенная церемония, исключающая подобные условия. Человек осознанно тратит время на процесс выбора, разговор с продавцом-консультантом, оформление именной карты, знакомство с новыми товарами. Времени на то, чтобы спиваться, он сам для себя не оставляет.
Исследование и выводы врачей в точности совпали с решённой сетью стратегической задачей, которую социально-ответственный бизнес КБ поставил перед собой с начала своей деятельности на территории региона в 2006 году. КБ удалось воспитать своего покупателя.
В трапезной Свято-Троицкого храма, его настоятель, протоиерей отец Игорь Шустов, угощая кагором из «Красного и Белого», поддержал и развил тему:
- Я тоже являюсь клиентом Красного и Белого. В магазин, во-первых, приятно зайти. Хорошо пахнет, всё понятно, аккуратный и вежливый персонал, ассортимент товаров широкий. Социально-ответственный бизнес не только обслуживает потребительский спрос, но и дисциплинирует покупателя, воспитывает вкус. Зная о том, что шампанское создал монах, а возраст вина почти соответствует возрасту земледелия, у меня не возникает беспокойства по поводу алкоголизма. Согласно книге "Бытия", после потопа Ной, первым делом, посадил виноградник.
На месте руководства сети, я бы подумал о поставках освящённого в Иерусалиме израильского вина. В Израиле производится 25 процентов белого и 75процентов красного вина. Так что мы их не обопьём. В православии, все знают, используется кагор, красное вино. Кстати, если вам приснится, что вы причащаетесь или просто пьете кагор в церкви – в вашей жизни грядут перемены к лучшему. Многие храмы и монастыри заказывали бы красное вино для таинств и представительских приёмов. Этот шаг был бы ещё одним примером того, что бизнес КБ является социально-ответственным.
С Сергеем Колосковым, начальником дежурной части Тракторозаводской полиции Челябинска, мы встретились как раз в тот момент, когда он собирался с работы домой. Пока озадачивала майора, рассказала ему о том, что «Красное и белое» уже не позиционирует себя как алкомаркет, теперь это – «магазин у дома». Обсудили тот факт, что сеть КБ приняла участие в организации чемпионата России по водному поло. В этой связи вспомнили про пиво и футбол, про соответствующую рекламу в телеэфире. Единогласно отметили удачно выбранный сопутствующий бренд. Пиво и футбол, две составляющие одного целого – отдыха – это понятно. Но вот каким боком красное относится к водному, полицейский не понимал.
Шли по улице Марченко. Дом Сергея находится рядом с магазином «Красное и белое». На вопрос, как Вам такое соседство, майор ответил:
- Точно могу сказать, что патрули от «Красного и Белого» пьяных дебоширов в отдел не привозили. Сомнительные компании возле магазинов не собираются. Там вокруг территория облагорожена, хорошо освещена, нет возможности творить тёмные делишки. У меня ребёнок маленький ещё, но отвернуться и отвлечься от присмотра за ним на улице я могу, не страшно. И вообще, спрос рождает предложение. Если бы мы с вами отказались от употребления спиртного совсем, то и магазины бы не открывались. Ни вблизи домов, ни в дали от них.
Как юрист, я мог бы поговорить о добросовестной или недобросовестной рекламе в этой связи. Интересная тема. Но в случае с КБ, рекламы просто нет. С одной стороны, зачем известной торговой марке кому-то что-то навязывать? А с другой, руководству сети стоило бы наладить канал информирования населения о поступлении новых товаров, об участии фирмы в социально-значимых мероприятиях, как, например, участие в организации мероприятий спортивного чемпионата. Словом, народ должен знать о намерениях так близко подобравшейся к нему сети. Сеть – она на то и сеть, чтобы быть раскинутой. Вот, например, Интернет – тоже сеть, но мне в ней хорошо и комфортно. Кстати, как и алкоголь, Интернет вызывает зависимость, но только в том случае, если нет понимания, зачем я это делаю.
…Купила в КБ три десятка яиц и сланцы с мыском в виде компьютерной клавиатуры. Две пары. Себе, и подарю кому-нибудь. А что, стоят копейки, а подарок будет прикольный. Жаль, что нет молока. Но продавец сказала, что скоро магазины сети будут оборудовать холодильниками, тогда и молоко появится. Хорошее дополнение белого в классную стратегию цвета. Вот уж действительно, Стендаль отдыхает.