Но, между прочим, экстраполяции производят впечатление. Это такая сильная гипербола, многим отключает мозги... Каким PR-приемом это корректируется?
Рационализированием.
Например, можно так:
"Пролетарии нечего не потеряют, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир, который будет полностью цифровым, и все его магазины, вместе со всеми предприятиями поместятся на СИМ-карте Вашего телефона. Личные квартиры будут покинуты ради мобильной аренды, но и аренда придет в упадок, когда наступит эпоха проживания в разных гостиницах. (Жила же Коко Шанель 37 лет в отеле “Ритц”). “Викиномика” к тому времени уже устранит экономику, каждый производитель будет фрилансером, причем все фрилансеры будут не то, чтобы работать, а обмениваться имуществом, чтобы не создавать себе компаний. Питаться они будут плодами собственных огородов, которые сдадут соседям в управление в обмен на харчи. Соседи, впрочем, пересдадут оба участка еще кому-нибудь, ибо таков мировой тренд.
И тогда на смену всемирной паутине придет всемирная социальная кооперация и – таким образом – частная собственность на средства производства утратит свой смысл и исчезнет вместе со всеми антагонизмами и вечными вопросами вроде “Я для фирмы или фирма для меня”, а все общественные блага польются полным потоком и каждый сможет работать ровно столько, сколько ему заблагорассудится, замещая работу перепостом общих активов, так что буквально осуществится великий принцип: “От каждого — по способностям, каждому — по потребностям.
Об этом писал Тоффлер в 1970-м. Об этом писал Шумпетер в 1942. Об этом писал Карл Маркс в 1847 г. Вот с тех пор, периодически упаковывая старую муть в новые термины (“фриланс”, “викиномика”, “SaaS”, “копилефт”, “конец проприетарности”, “бутикизация экономики” и т.д., и т.п.), все ждут качественных изменений, как христиане ждут второго пришествия.
Так получилось, что самый бестолковый метод прогнозирования – экстраполяция тенденций – одновременно стал самым PR-выигрышным. Если кто-то видит, что многие сдают квартиры в аренду и делает смелый вывод об отмирании частной собственности, то
- одна часть людей сочтет его странным,
- другая укажет на тот факт, что те, кто предпочли аренду, потому и смогли ее получить, что другие имеют недвижимость в собственности;
- третья проведет аналогию, что даже аренда программного обеспечение через Интернет означает одновременно колоссальную техническую концентрацию данных и этой арендуемой собственности всего в дюжине компаний (и это совсем не Ваш бизнес);
- но будет и четвертая (и немалая) часть людей, которые уверуют, они станут последователями и адептами идеи об отмирании частной собственности.
Если кто-то видит, что квартиры чаще продаются, чем арендуются и делает вывод о “поляризации общества”, “неизбежности социальной революции” и “перераспределении жилого фонда”, он также приобретает шанс некоторые время постоять в позе гуру.
Кто же говорит простую правду о том, что бывает по разному и о том, что в мире всегда будут и мальчики, и девочки (по крайней мере, хочется на это надеяться), тот рискует потерять аудиторию.
Но дело обстоит так, что
- Тренды на рынке недвижимости меняются по достижению отношения ликвидных цен к годовой аренде известных значений;
- Тренды на “бутикизацию” меняются на “концентрацию”, когда другие известные соотношения будут достигнуты;
- То же касается антиномий “фирма” – “фриланс” или “отдел” – “аутсорсинг”, равно и других.
- День сменяется ночью, ночь сменяется днем.
И все это суета.