Газета "Деловое обозрение" из города Ульяновска взяла у меня небольшое интервью для местных предпринимателей по стереотипной теме про кризис, возможности и т.п. Ниже приводится фрагмент, поскольку мне показалось, что в своих ответах за рамки Ульяновска я вышел. Просто представьте себя и свой город, когда читаете. Полностью будет опубликовано в январе в вышеназванном издании. Постарайтесь раздобыть :)
Вопрос: К каким вызовам и возможностям 2015 года надо быть готовым собственникам бизнеса?
Я полагаю, что надо думать над проектами за пределами России. Это и вызов, и возможность.
Вопрос: От каких возможностей кризисных лет ни в коем случае нельзя отказываться?
Никогда не надо отказываться от возможностей. Но не надо ждать кризисных лет, чтобы их увидеть - возможности есть всегда, и нормальный предприниматель их видит при разном деловом климате.
Утверждение же о том, что кризисный период даёт какие-то особые возможности глубоко порочно.
Во-первых, город Ульяновск по численности населения больше, чем Дюссельдорф, больше, чем Роттердам, больше, чем Лиссабон. Разве надо было дожидаться какого-то особенного кризиса, чтобы увидеть сколько на рынке пустого места в каком бы сегменте Вы не работали? Надо просто разуть глаза, раскрыть разум и честно признаться самому себе в том, что кризис действительно находится в головах, а не в городах и странах.
Во-вторых, плохие времена вовсе не дают каких-то особых дополнительных возможностей. Ну, да, можно оптимизировать бизнес-процессы, сократить ассортимент и дурные затраты, а что мешало сделать это во времена не смутные? Можно стать более креативным в продвижении - а почему, спрашивается, надо было дождаться смутных времён, чтобы поумнеть?
Всё, что можно сделать в плохие времена, можно было делать и в хорошие, и было бы легче, и в этом заключается суть дела, а наш лирический герой этого не делал - вот и поделом. Но ведь вряд ли он сделает что-либо путное, когда возможности уменьшились, если не сделал раньше.
В третьих, в утверждении «Кризис - это возможность» есть что-то оруэлловское - в смысле «Война - это мир», «Свобода - это рабство», «Незнание - это сила». Если Вас ограбили, Вы должны сказать «Меня ограбили, в следующий раз я не позволю с собой так поступить» - это и есть антикризисное мышление. Но почему же Вы вместо этого говорите «Мне дали шанс»? Кто Вам дал шанс?
А если на рынок закрыли доступ Вашим конкурентам, Вы должны понимать, что это не новая возможность, а удар ножом Вам в спину. Потому что, весь рынок от этого уменьшился целиком, и соответственно возможности тоже девальвировались в целом, как будто весь Ульяновск сразу превратился в Инзу или Барыш. И что Вам за доблесть быть первым парнем на деревне, даже, если она назовётся Новоульяновском - теперь Вы бедны и теперь Вы - неуловимый Джо. О каких же новых возможностях Вы говорите?
А если Вы решили, что впряжётесь и потратите ещё 5-7 лет своей жизни на то, чтобы снова возродить Ульяновск из Барыша, то прежде чем приступить к этому неблагодарному делу, подумайте над тем, что Вы не только ходите по кругу (а жизнь не вернёшь), но и сами создаёте условия для того, чтобы у Вас потом опять отобрали прибыль, а у Ваших сотрудников нормальную зарплату в обмен на разговоры о новых возможностях.
Согласие жертвы поискать в плохом хорошее - вот причина сложившегося положения дел и одновременно причина того, что Ульяновск по уровню экономического развития - это совсем не Дюссельдорф и даже, увы, не Лиссабон. Впрочем, это касается не только Ульяновска, но и любого российского города.
(...) С Новым Годом! Вам никто и ни в чём не даст ни малейшего шанса, зато всё будет так, как Вы сделаете. А это помощь с нашей стороны.
Примечание: Инза и Барыш - маленькие городки в Ульяновской области