Уважаемая Вера,
“…буду очень благодарна, если Вы укажите методики (или литературу), позволяющие ставить бизнес-задачи в режиме “слабого доверия”.
Вряд ли укажу Вам литературу, позвольте, я покажу на реальных примерах, что имею в виду.
Пример 1.
Заказчик не доверяет. Можно настаивать на необходимости информации. А можно согласиться с его установкой. И работать в режиме “например”.
- Пусть будет так… хорошо, представим себе…. (т.е. предлагая некую общую типовую схему, чтобы обозначить не столько цифры, сколько “порядок цифр”).
Когда заказчик видит, что его не пытают, а ищут всякие пути решения его задачи, даже и без информации - он сам начинает корректировать:
- Нет, здесь у нас не так, здесь у нас так….
Т.е. принцип: чем активней и напористей наш интерес к информации о бизнесе заказчика - тем больше вероятность защиты. Чем больше мы проявляем интерес к путям решения проблем заказчика - тем больше он доверяет.
Когда мы начинаем работать с тем, “что есть” - заказчик сам “возмущается” неточностью условий и начинает сотрудничать.
Этот форум, кстати, предоставляет множество примеров подобного рода.
Пример 2.
Заказчик хотел рекламную кампанию. Красивую и шумную. Все попытки подняться на этаж выше отвергал - он все решил! При этом у него рефреном и в разных контекстах звучит фраза - авторитет руководителя. Кроме этого, выясняется, что заказчик недавно стал управляющим и ему надо показать свою эффективность. Становится почти очевидно, что большая рекламная кампания - средство, во-первых, самоутверждения руководителя.
Можно пойти прямым путем: обозначить ему спутанность его целей, развести и показать, что для решения личной задачи могут быть и другие пути. Т.е. об-наружить, вытащить НАРУЖУ. И это лучше и эффективнее всего.
Но “наружу” не всегда можно. Большинство заказчиков не переносят, когда их начинают “раздевать”, да еще и “терапевтировать” (да и правильно не переносят). В данной ситуации, отследив эту “спутанность” целей и “тайную” цель руководителя, которую ЭТОТ клиент не намерен был признавать, мы, продолжая вести разговор о бизнесе, просто стали добавлять по ходу речевой модуль “авторитет руководителя”, “имидж руководителя” (это очень возвысит, а сработает ли это на Ваш авторитет и пр.).
Попали. Когда заговорили с ним на “одном языке”, другими словами, “согласились” решать его личную задачу, ни разу не сказав об этом - разговор состоялся, и на “второй этаж”, т.е. в надсистему поднялись…
А еще можно работать в режиме аналогов (предлагая варианты для выбора). Можно еще достроить вариантов, я думаю, они и у Вас есть. А ЛУЧШЕ всего РАБОТАТЬ В РЕЖИМЕ ПОЛНОГО ПОНИМАНИЯ, ПАРТНЕРСТВА и СОТРУДНИЧЕСТВА! да не всегда выходит.
Я Вам ответила?
Удачи!