9737
@ Подписаться
Сотни бизнес-методик. Тысячи кейсов. Обновления.

сегодня 10928 Подписчиков


Как часто на бизнес-семинаре полезно обновлять материал?..

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2004-03-03 04:18:51
Наталья Еремина » Всем

Уважаемые коллеги!

В первую очередь обращаюсь к бизнес-тренерам: как часто и когда надо менять в качественном (!) бизнес-семинаре, тренинге пример, кейс, модель, кусочек темы? 

2004-03-03 17:12:22
Екатерина » Наталья Еремина

Здравствуйте, уважаемая Наталья!

К сожалению, никаких специальных правил на эту тему я не знаю, может быть, они и существуют.

Мой собственный опыт относится только к проведению бизнес-семинаров.

Полагаю, что существует несколько "классических" кейсов (моделей, ярких примеров), которые устаревают очень медленно (при стабильной экономике - никогда), они должны входить в каждый семинар.

Но очевидно, что слушатели с трудом воспринимают, "примеряют на себя" примеры и модели, относящиеся к далеким от них отраслям бизнеса. Поэтому до начала семинара целесообразно узнать отрасли, в которых работает основная масса слушателей (хотя бы упрощенно: услуги, производство товара, продажа товара, вид товара - ТНП или для бизнеса, или машиносторение и т.п.), и подобрать ряд близких кейсов и примеров.

Что касается смены "кусочков темы" - я редко видела семинары, на которых такое бывает. Думаю, это зависит от смены аудитории (по составу и по регионам). Наверное, хороший семинар можно до бесконечности читать в разных регионах.  Лично я стараюсь добавлять или заменять "кусочки" примерно 2 раза в год (т.к. за это время накапливается достаточно новой полезной информации, в т.ч. - о том, что именно актуально для слушателей в настоящее время).

Думаю, это еще зависит от количества накопленных автором семинара (консультантом) кейсов и примеров и от его "интерактивности".

С уважением, Екатерина

2004-03-03 17:19:33
Игорь Родченко » Наталья Еремина

Здравствуйте, Наталья!

Очень хороший вопрос Вы задали. Мне кажется, что профессионализм тренера как раз проявляется в его умении варьировать, изменять материал, каждый раз добавлять в тренинг что-то новое. Я занимаюсь речевыми техниками и знаю, что хорошее высказывание (речь) никак не может быть заученно-повторяемой. Это всегда движение от одной неподвижной точке к другой, но между точками – свобода, определяемая уместностью. Так и в тренинге, семинаре – есть, конечно, каркас, но примеры, кейсы, кусочки темы должны каждый раз подаваться по-своему. Ведь нельзя дважды войти в одну и ту же реку:). Мы с Вами знаем, что во встрече очень важен элемент взаимодействия. Если говорить об изменениях отдельных упражнений или кусков темы не ситуационных, а о полной замене каких-то элементов программы, то этот шаг не зависит от времени и диктуется, на мой взгляд, целесообразностью и Вашим отношением к этому материалу. Можно хоть каждый тренинг что-то убирать-добавлять, а можно и год работать в одной и той же конструкции. Спасибо Вам за возможность подумать о своей работе.

2004-03-03 17:37:28
Евгений Мачнев » Наталья Еремина

Уважаемые коллеги!

Я бы не стал говорить о замене, скорее, о дополнении. На мой взгляд, стоит это делать практически в каждом тренинге на одну и ту же тему, хотя бы для того, чтобы у тренера не было "дежа вю" ("Я об этом рассказывал вам или прошлой группе?..")

Но в то же время есть некоторые примеры и кейсы настолько удачные, что даже будучи устаревшими, они продолжают работать на цель тренинга или семинара. Поэтому на свежие мы их стараемся не менять, дело в содержании примера.
 
С уважением,
2004-03-03 21:29:10
Сергей Модестов » Наталья Еремина

Уважаемая Наталья!

Если Вы читаете семинары регулярно, то будут справедливы следующие моменты:

Пример. От семинара к семинару полезно обновлять не менее 30% примеров (оставляя самые яркие и гарантированно хорошо воспринимаемые). Причин две:

во-первых, всегда нужны "сегодняшние", злободневные примеры;

во-вторых, свежие примеры нужны для того, чтобы "не забалтываться" самому. Обычно свежий пример рассказывается и воспринимается лучше "затертого".

Кейс. Есть много трактовок этого термина. Если считать, как в западной педагогике, кейсом пакет учебных заданий, то зависимость та же: оставляем то, что составляет канву темы (т.е. гарантированные и откатанные задания), остальные стараемся менять (не меньше 30% от семинара к семинару).

Модель. Что значит "смена модели"? Если речь об учебной модели (т.е. ограниченный фрагмент учебного материала, выделенный набор знаний), то меняется он так часто, как того требует общая логика изложения и учебный план (если Вы читаете, скажем, серию семинаров).

С уважением!

2004-03-03 21:30:44
Сергей Модестов » Екатерина

Уважаемая Екатерина!

Позвольте с Вами не согласиться: иногда очень полезно по ходу изложения приводить примеры как раз не из той области, где слушатели - специалисты. И таких примеров, думаю, должно быть не менее 1/4. Причины:

1. Почти любая область, отрасль потенциально очень интересна: всегда есть масса интересных и интригующих подробностей.

2. Слушателю гораздо интереснее на семинаре не только "профессионально углубиться", но и расширить свое поле восприятия. Если периодически включать естественный интерес (в некотором роде, ориентировочный рефлекс), усвоение материала заметно повышается.

3. Примеры из иных областей, с одной стороны, возвышают имидж преподавателя, с другой, терапевтичны для некоторых слушателей, привыкших быть "избыточно на коне" (например, руководства, которое все "знает заранее").

С уважением!

2004-03-04 00:36:44
Юрий Тюшев » Наталья Еремина
Существует (по моим наблюдениям) два глобальных стиля проведения тренингов и семинаров
1) стиль ДЖАЗ
2) стиль СИМФОНИЯ (с партитурой)

При первом стиле все может меняться на ходу до неузнаваемости.
Многое (например, метафоры) может придумываться на ходу на основе идей и образов участников группы (импровизация).

При втором стиле все более консервативно.Это не мой стиль!

Поэтому ответ на вопрос такой:
все зависит от ваших личных пристрастий и привычек.

Увидимся!
2004-03-04 11:09:40
Эрнст Кассациер » Юрий Тюшев

Уважаемый Юрий Тюшев!

 

А простие, гмм, а какой тренинг вы ведете и что является результатом подобного обучения?

 

Заранее благодарю за ответ.

2004-03-04 11:25:28
Екатерина » Сергей Модестов

Уважаемый Сергей!

Так я и не говорила, что все примеры на семинаре должны относиться к одной отрасли.  Это практически невозможно - подобрать из одной отрасли хорошие примеры по каждому тезису семинара. Реально у меня получается не более 30% таких "отраслевых" примеров. Кстати, это автоматически приводит к обновлению примеров от семинара к семинару примерно на 30%. 

Что касается обновления "кусочка темы" - это должно диктоваться интересами слушателей, а не стилем преподавания. Если преподаватель видит, что одна из подтем утратила актуальность, или появилась новая важная информация - можно менять "кусочки" хоть каждый семинар.

У меня это получается не реже двух раз в год. Возможно, потому, что я читаю семинары по выставочному бизнесу, а он - сезонный. Например, за весенний выставочный сезон я накапливаю информацию по новым тенденциям и к осеннему сезону делаю обновление. И наоборот.

Думаю, периодичность обновления действительно зависит очень от многих факторов.

С уважением, Екатерина

2004-03-04 15:03:49
Викентьев И.Л. » Наталья Еремина
        Уважаемые коллеги!
 
 
1) На семинарах, которые я провожу, большое внимание уделяется освоению Слушателями ряда методик. При этом, под методикой понимаются:
 
- модель, новая для Слушателей (если модель уже хорошо известна Слушателям - то зачем бизнес-обучение?);
 
- модель полезная, инструментальная, т.е. позволяющая Слушателям увеличить вероятность решения некоторых классов бизнес-задач (если этого нет или Слушатели лишь развлекаются, то непонятно -  зачем такое бизнес-обучение?);
 
- модель, "работающая" у Слушателей в отсутствии Преподавателя (в противном случае - это "авторское исполнение", консультация и т.п., а не методика).
 
При этом желательно, чтобы модель была простой, усваивалась Слушателями в эмоционально-комфортных условиях и даже страховала Слушателей от типовых ошибок в её применении.
 
Например, таблица умножения - модель решения любых арифметических задач "на умножение". 
 
См. также:
 
 
 
 
2) Страховка Слушателей от типовых ошибок в применении модели достигается:
 
а) созданием различных Списков типовых ошибок - см., для примера, публикацию: Современные мифы о рекламе и маркетинге.
 
б) решением одной и той же сложной задачи с помощью разных моделей (подобно тому, как в школьном курсе геометрии при решение одной задачи через "построение" и через "теорему синусов" должен получаться один и тот же ответ...);
 
 
 
3) Из обобзначенного выше в пункте 1) понимания модели следует, что она принципиально долгоживущая.
 
Например, ТРИЗ-приемам уже несколько десятилетий. А они продолжают "работать и работать". Ряду риторических приемов, многие из которых, увы, не всегда очевидны нашим современникамуже, как минимум, 20 столетий (если вспомнить работу Аристотеля "О риторике", а это не самая древняя работа по теме...).
 
 
4) Для того, чтобы модель была усвоена Слушателями за быстротекущее время семинара, очень желательно использовать образы, байки и т.п. Опыт показывает, что байки бывают удачными и не очень. Так, масса интеллигентных людей помнит суть физических процессов не по А.В. Пёрышкину (это автор школьного учебника с многочисленными формулами), а по Я.И. Перельману, автору замечательной "Занимательной физики"... 
 
 
5) Поэтому модель существует до тех пор, пока она работает. Более того, в ТРИЗ разработано около 10 моделей (см. подробнее раздел:  Основные инструменты ТРИЗ в электронной книге). Но появление более профессиональных моделей не отменило тех же старых и проверенных ТРИЗ-приемов: это очень простая и доступная модель для большинства Пользователей.
 
Ряд проверенных образов, баек также могут использоваться очень долго: если Слушатели запоминают их - нет причины их менять ради того, чтобы менять...
 
Что касается примеров, задач, то обычно на моём 3-х дневном семинаре во 2-й и 3-й день рассматриваются практические задачи Слушателей. Это позволяет как проверить используемые модели, так и закрепить пройденный материал на собственном материале Слушателей (а не Преподавателя).
 
 
6) Важно: тщательно сделанных, работоспособных моделей, увы, очень и очень мало. Например, к таким моделям я отношу: разработки К.С. Станиславского в области театра, Г.С. Альтшулера в области профессионального изобретательства.
 
Хорошие модели - см. выше пункт 1) - не придумываются "из головы" вечером перед семинаром, а создаются годами кропотливым трудом - см.  характерные примеры в обсуждениях:
 
 
 
 
 
 
 
Творческих успехов!
 
 
P.S.: Может быть, более общий вопрос - как создать бизнес-методику, которая проработает лет 20?..
2004-03-04 22:47:42
Наталья Еремина » Всем

Уважаемые коллеги!

Большое спасибо за отклики. До выходных!

С уважением,

2004-03-06 13:27:41
Наталья Еремина » Всем

Уважаемый Игорь Леонардович!

Первый шаг для ответа на Ваш вопрос Как создать бизнес-методику, которая проработает лет 20?

будет такой:

Шаг 1. сформулировать проблему, которая будет актуальна лет 20...  :) в бизнесе все меняется...

а лучше задачу ставить более общо, и наверное - правильно:

как создать качественную бизнес-методику.

с уважением,

2004-03-08 08:55:47
Наталья Еремина » Всем

Уважаемые коллеги!

Еще раз спасибо за Ваши отклики. Попробую обобщить материал:

Общее правило:

Чтобы быть в тонусе, к каждому тренингу - семинару готовь 30% НОВЫХ примеров, кейсов (условий для упражнений). Это позволит избежать "де жавю" и ощущения "заезженной пластинки".

Обновление содержания семинара зависит от:

1. аудитории

2. тренера

3. темы  тренинга-семинара

4. формы тренинга-семинара

Раскроем подробнее:

1. Аудитория.

* Специфика деятельности участников - стоит писать кейсы под задачи аудитории, чтобы участники могли попробовать порешать задачи на своих, смежных и совсем "далеких" примерах.

Элементарный пример: тренинг продаж компьютерной розницы:  компьютеры - бытовая техника - косметика.

* Профессиональный уровень участников.

  • новичок - обучающий курс должен быть близок к стандарту, должны быть готовые примеры, изменения практически не нужны.
  • опытный - на 30 - 40% стоит решать задачи слушателей. остальные - готовые кейсы.
  • мастер -  20 - 40% готовых примеров, остальное делают участники в качестве обмена опытом (так называемые мастер-классы или мастерские).

Наконец, если даже участник попал (специально или по ошибке) на тот же тренинг того же тренера, то с большой степенью вероятности он сможет получить ОЧЕНЬ много (примеры знаю) при условии качественного тренинга и способности участника к восприятию.

2. Тренер.

Есть два противоположных типа тренеров (хотя это и крайности), о которых написал Юрий Тюшев:

1) стиль ДЖАЗ
2) стиль СИМФОНИЯ.

Мы это называем по-другому, но суть та же.

Итак, есть

"тренер - план" (четко придерживается плана, все должно быть известно и готово заранее, новые и сбивающие ситуации решает за счет глубокой и качественной подготовки и проработки: А ВДРУГ? )

"тренер - импровизация" (при знании плана, программы, целей и ожидаемых результатов тренинга предпочитает активно использовать живой материал участников. Может увлечься и тогда качество резко падает, но зато регулярно делает улучшения, открытия и как раз он активно обновляет курсы, темы, содержание).

В типологии Юнга это шкала восприятие - планирование или рациональный - иррациональный.

У нас было много курьезов с  этими двумя типами тренеров, много шишек набили, пока научились решать эти проблемы.

3. Тема тренинга - семинара.

*зрелость темы:

чем более зрелая тема, тем больше накоплено СИЛЬНЫХ примеров, которые не заменишь;

если тема первоэтапна, нова, непроработана (кстати, даже может быть именно для данного тренера), тем больше обновлений  будет в содержании.

*уровень кусочка темы:

если это определяющая модель: S-образная кривая в семинаре И.Л. Викентьева, или этапы продаж в базовом тренинге продаж, то куда же без нее?

а если это приемы продаж на стадии завершения покупки, то 5 базовых дадим всем и всегда, а остальные 5 из 50 известных будет чередовать - оставим этот вопрос на усмотрение тренера.

и наконец,

4. Форма курса.

! наверно, точно не скажу!

статичность курса идет по возрастающей от лекции к семинару и до тренинга: чем больше активность участников, тем больше допустимы и нужны изменения в кейсах и примерах (они больше идут ОТ участников).

Вот, уважаемые коллеги, некоторые варианты структуризации материала...., которые стоит  добавлять.



Яндекс.Метрика