Уважаемые коллеги!
Еще раз спасибо за Ваши отклики. Попробую обобщить материал:
Общее правило:
Чтобы быть в тонусе, к каждому тренингу - семинару готовь 30% НОВЫХ примеров, кейсов (условий для упражнений). Это позволит избежать "де жавю" и ощущения "заезженной пластинки".
Обновление содержания семинара зависит от:
1. аудитории
2. тренера
3. темы тренинга-семинара
4. формы тренинга-семинара
Раскроем подробнее:
1. Аудитория.
* Специфика деятельности участников - стоит писать кейсы под задачи аудитории, чтобы участники могли попробовать порешать задачи на своих, смежных и совсем "далеких" примерах.
Элементарный пример: тренинг продаж компьютерной розницы: компьютеры - бытовая техника - косметика.
* Профессиональный уровень участников.
- новичок - обучающий курс должен быть близок к стандарту, должны быть готовые примеры, изменения практически не нужны.
- опытный - на 30 - 40% стоит решать задачи слушателей. остальные - готовые кейсы.
- мастер - 20 - 40% готовых примеров, остальное делают участники в качестве обмена опытом (так называемые мастер-классы или мастерские).
Наконец, если даже участник попал (специально или по ошибке) на тот же тренинг того же тренера, то с большой степенью вероятности он сможет получить ОЧЕНЬ много (примеры знаю) при условии качественного тренинга и способности участника к восприятию.
2. Тренер.
Есть два противоположных типа тренеров (хотя это и крайности), о которых написал Юрий Тюшев:
1) стиль ДЖАЗ
2) стиль СИМФОНИЯ.
Мы это называем по-другому, но суть та же.
Итак, есть
"тренер - план" (четко придерживается плана, все должно быть известно и готово заранее, новые и сбивающие ситуации решает за счет глубокой и качественной подготовки и проработки: А ВДРУГ? )
"тренер - импровизация" (при знании плана, программы, целей и ожидаемых результатов тренинга предпочитает активно использовать живой материал участников. Может увлечься и тогда качество резко падает, но зато регулярно делает улучшения, открытия и как раз он активно обновляет курсы, темы, содержание).
В типологии Юнга это шкала восприятие - планирование или рациональный - иррациональный.
У нас было много курьезов с этими двумя типами тренеров, много шишек набили, пока научились решать эти проблемы.
3. Тема тренинга - семинара.
*зрелость темы:
чем более зрелая тема, тем больше накоплено СИЛЬНЫХ примеров, которые не заменишь;
если тема первоэтапна, нова, непроработана (кстати, даже может быть именно для данного тренера), тем больше обновлений будет в содержании.
*уровень кусочка темы:
если это определяющая модель: S-образная кривая в семинаре И.Л. Викентьева, или этапы продаж в базовом тренинге продаж, то куда же без нее?
а если это приемы продаж на стадии завершения покупки, то 5 базовых дадим всем и всегда, а остальные 5 из 50 известных будет чередовать - оставим этот вопрос на усмотрение тренера.
и наконец,
4. Форма курса.
! наверно, точно не скажу!
статичность курса идет по возрастающей от лекции к семинару и до тренинга: чем больше активность участников, тем больше допустимы и нужны изменения в кейсах и примерах (они больше идут ОТ участников).
Вот, уважаемые коллеги, некоторые варианты структуризации материала...., которые стоит добавлять.