А вот еще противоречие…
Администрации больших и малых городов России постоянно сталкиваются со следующим противоречием: оплачивать затраты необходимо (платить зарплату бюджетникам, выплачивать пособия, делать закупки и т.д.) и оплачивать затраты нельзя, потому что нет денег.
Понятно, что такое крупное противоречие содержит в себе множество мелких. В частности: оплачивать поставляемый для нужд города уголь необходимо в полном размере (затраты на уголь - одна из основных статей расходов городов Дальнего Востока) и оплачивать уголь в полном размере нельзя, потому что денег мало.
В настоящий момент большинством городов это противоречие не решается, проблема "заметается под ковер", а соответственно множатся долги, выплаты по кредитам, судебные разбирательства и т.д.
Вопрос: Как, не дожидаясь будущих больших доходов, если не ликвидировать проблему, то хотя бы ослабить финансовое давление на бюджет? Понятно, что задачу можно решать по разному.
Например, можно анализировать надсистему (расходную часть бюджета) целиком, или рассмотреть варианты увеличения доходов. Но в нашем случае такой возможности не было, поэтому администрации города было предложено два следующих решения:
- При работе с поставщиками угля администрация расплачивается не только "живыми деньгами", но и бартером, зачетами по налогам и т.д.
- В свою очередь поставщики имеют два основных желания: знать за какое количество угля администрация точно оплатит “живыми деньгами” и получить деньги за поставленный уголь как можно скорее, в идеале получить предоплату. Эти желания поставщиков можно использовать.
Решение 1. В администрации примерно известно, какую сумму “живых денег” она может потратить на приобретение угля в каждом месяце (простейший анализ проплат за последние пару лет дает полную картину), а значит известно и какое количество угля она точно сможет купить.
Например в текущем месяце это может быть 10000 тонн, в следующем 15000 тонн и т.д. Эти 10000 тонн администрация должна разделить на партии по 500 или по 1000 тонн, и эти отдельные партии ПРОДАТЬ поставщикам в виде “Права поставки угля в количестве 500 (1000) тонн” (аналогично тому, как продают квоты на вылов рыбы).
Главная привлекательность такой покупки для поставщиков – за этот уголь гарантированно оплатят, причем оплатят быстро и “живыми деньгами”. Первоначальная стоимость такого “Права поставки” может составлять 5 – 10 процентов от сложившейся цены угля (например, если поставщик оплачивает “Право поставки” до поставки угля, то это стоит для него, 5 %, если же предлагает включить оплату за “Право поставки” в окончательный расчет, то это стоит 10%).
В дальнейшем, можно прогнозировать, что привлекательность такой покупки для поставщиков будет расти, а следовательно будет расти и ее стоимость.
Для того, чтобы это решение успешно “работало” необходимо соблюсти четыре условия:
1. расчет за такое “Право поставки” должен быть гарантирован, любая затяжка с оплатой скажется на привлекательности и цене покупки;
2. все остальные поставщики, те которые не приобретали “Право поставки” и работают по договорам, должны знать, что им тоже будет оплачено, но во-первых, только после тех, кто приобрел “Право поставки”, а во-вторых, им могут оплатить не только деньгами, но и бартером (товарами, услугами, зачетами налогов и т.д.);
3. решение должно вводиться постепенно, поскольку многим поставщикам администрация должна до сих пор;
4. для того, чтобы поставщики не включали затраты по приобретению “Права поставки” в цену угля, нужно отслеживать отпускные цены производителей угля, что в общем-то несложно, поскольку отдел маркетинга администрации занимается этим постоянно.
Решение 2. Поскольку поставщики хотели бы получить предоплату, то для постоянных партнеров такое правило можно ввести.
Но, учитывая, что предоплата это своего рода услуга поставщику, она, как и всякая другая услуга, должна быть платной. То есть, хотите получить предоплату, покупайте.
Стоимость предоплаты может быть в пределах 5-7 процентов от сложившейся стоимости угля. В результате цена приобретаемого угля еще больше снижается.
Таким образом, внедрив решения 1 и 2 можно как минимум один месяц в году отапливать район фактически бесплатно. Препятствием для внедрения решений может стать запрет государственным органам вести коммерческую деятельность (если это может быть отнесено к коммерческой деятельности).
В этом случае достаточно создать какой-нибудь расчетный центр со штатом два человека и со 100 процентной гос. собственностью, и все расчеты производить через него.
Небольшие затраты на содержание такого центра с лихвой окупятся экономией средств на угле. А какие еще решения можно предложить?
P.S. Решения в настоящий момент не внедрены, администрация "думает", а соответственно возникает подзадача - как "убедить" администрацию.
C уважением, Сергей Сидорычев