Сегодня крупный клиент имеет свой банк в котором проводит основные операции, фактически все они работают в составе финансово-промышленных групп и смена основного банка может быть вызвана только переменами в руководстве (смене владельцев) самих групп.
Остаются мелкие и средние клиенты (и юридические, и физические лица). За них сейчас и идет основная борьба в банковском секторе.
Предлагаемая нами модель позволит банку привлекать клиентов не на короткие сроки проводимых акций, а на всю жизнь. Это программа “выращивания” Клиента, привязки его к банку навсегда.
Сегодняшний потенциальный клиент банка известен (но мало изучен). Он уже работает с каким-либо банком и в свой банк его можно только переманить(акцией, снижением тарифов на РКО, кредитной политикой и т.д.), но точно также клиента могут переманить и из Вашего банка. Конечно-же, за клиента нужно бороться всегда, именно там идет постоянная борьба, но в другом сегменте – воспитания клиентов, конкуренция отсутствует, т.к. подобная программа долгосрочна и отдача будет не сразу (хотя при определенном подходе отдача будет проявляться в ближайшее время).
1.Отношение населения к банкам, знания о назначении банков в экономике, их роли в финансовой схеме.
Распад СССР, гиперинфляция, полнейшая девальвация денег, и как следствие – отказ наследников Сбербанка СССР (Сбербанк России, Ощадбанк и т.д.) выплачивать накопления населения, привели к подрыву доверия к банкам. Не добавили его лопнувшие трасты и финансовые пирамиды. Но во второй половине 90-х доверие начало возвращаться. Те же директора и бухгалтеры тоже люди и они видели, что банки работают и банковская система набирает ход. Безусловно, российский дефолт 1998г. тоже добавил доверия банкам. И на настоящий момент доверие растет, причем даже крупные банковские скандалы не повлияли на рейтинги доверия к банкам вообще.
Имеется много факторов, оказывающих влияние на доверие к банкам, но к данной теме они имеют опосредованное отношение и рассматривать их не стоит.
А вот знания основной части населения о банках, о деньгах вообще – это существенный фактор.
Абсолютное большинство граждан знает, что деньги нужны только для личных трат и думать не желает о возможностях денег. Конечно, общая ситуация в стране не оставляет людям возможности для накопления, но тенденции общеэкономического роста в ближайшее время приведут к этому, т.е. у населения будет все больше свободных денег, которые будут уходить либо в накопления, либо в организацию собственного бизнеса.
Но главное, средний потребитель практически ничего не знает о банках, о банковских продуктах и своих возможностях сотрудничества с банком.
Даже люди, открывающие свой бизнес, не всегда знают, что им может дать обслуживающий банк и как работать с банком. В простейшем варианте все сводится к к действиям с расчетным счетом – деньги получил, деньги отправил. Далеко не все понимают возможности системы “Клиент - Банк”, а понятие “овердрафт” приводит в замешательство. Т.е. даже действующий клиент не умеет (вернее, не знает как) оптимально сотрудничать с банком.
В принципе, суть проблемы обрисована – финансовая неграмотность населения (потенциальных и действующих клиентов) ограничивает возможности реализации банком своих продуктов.
2. Но если банк пришел всерьез и надолго, то надо думать о будущем, о тех, кто может завтра, через год, через 5 лет стать постоянным клиентом банка, т.е. о своеобразном “выращивании” клиента.
Можно рассматривать несколько программ. Причем начинать “воспитание” будущего клиента можно со старшей группы детского сада, или начальных классов школы (программа “твоя первая копилка”, см. “Зарекламье” на www.triz-ri.ru). При этом в программу вовлекаются не только дети, но и их родители, соседи, друзья (принцип домино).
Для школьников старших классов – образовательные программы с простыми ролевыми играми типа “Монополии”, но все с привязкой к банку (конкретному банку).
Для студентов – своя программа (лекции, семинары, финансовые игры), причем в варианте для ВУЗов можно получать уже готового клиента, т.к. к выпускному курсу 2-3% выпускников уже имеет свое дело, а еще 4% собирается его организовать. Кроме того, здесь можно вести подбор кадров для банка.
Но на всех уровнях привязка к конкретному банку – главное. Именно этот банк работает над повышением финансовой компетентности, он дает телефоны своих специалистов, “горячую линию”, консультирует, помогает организовать бизнес и т.д.
Если увязать все программы в единый комплекс, можно получить на долгие годы имидж своего семейного банка, в котором ведешь финансовые операции, хранишь сбережения, получаешь консультации и методическую помощь, который учит тому, что такое Деньги и помогает работать с ними.