Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
Могу надеяться, что здесь собрались уже люди серьезные, с опытом, не только профессиональным, но и жизненным. Мое обращение адресовано ко всем.
Я представляю отдел маркетинга завода натуральных детских молочных продуктов, и я бы хотел услышать Ваши комментарии по поводу нашей работы, а также просто жажду Ваших рекомендаций и конструктивной критики. Свежий взгляд на вещи всегда полезен для любого бизнеса.
Я, можно сказать, работаю там с истоков (запуск в производство 25 мая с.г.) С тех самых, когда было перестроено всё на старом молкомбинате. Но не буду вдаваться в подробности дележа собственности, не затем мы здесь собрались.
Город наш с населением в 500 тысяч человек не велик (в области всего проживает 1,5 млн. человек) Основным сегментом первоначально мы выбрали для себя семьи с детьми, начиная от грудничков и заканчивая старшеклассниками. Сложность его географического положения обуславливается большой территориальной разбросанностью районов и кварталов. Это объясняется отчасти наличием огромных оврагов в самом центре города и очень большим частным сектором. Население города представляют в большей части выходцы из областных центров, поселков и деревень. Исконно городских жителей, по статистическим данным осталось меньше половины. Вот здесь и скрыта одна из наших угроз. Это полное отсутствие культуры потребления молочных продуктов. Люди, привыкшие пить молоко и делать молочные продукты из сырья от собственных коров, в силу генетических причин не потребляют молочную продукцию, расфасованную в асептических условиях со 100% стерильностью. По старой привычке они закупают (возьмем к примеру творог) на местном базаре и используют его в пищу, а также для приготовления различных блюд. Но не стоит говорить о массовости данного явления. Большой процент сейчас появился людей, хорошего достатка, приобретающие исключительно дорогие товары. (Следует отметить, что специализированная детская продукция не из дешевых). Если рассматривать наш сегмент, то совершенно очевидно, для самых маленьких детей обычный взрослый творог не подходит. Так как по своему составу он очень сложен для процесса пищеварения маленького ребенка. Поэтому и был разработан совершенно уникальный продукт - ТВОРОГ-ДМ (для малышей).
Было закуплено новейшее оборудование немецких фирм Siemens&Glatt, GMBH, позволяющих осуществлять компьютерный контроль качества детской молочной продукции на молекулярном уровне. Заново собран и обучен штат производственников. Процесс планирования производства, а также маркетинговые функции я принял на себя. Отдел сбыта возглавила очень хорошая женщина – профессионал своего дела.
Итак, перед нами стояла задача выйти на рынок родного города, области и в ближайшие города.
Изначально завод строился для нужд государства в обеспечении детей первых годов жизни бесплатным молочным питанием. Но потом предприятие акционировалось, хотя и не потеряло своей первоначальной социальной направленности.
В настоящее время мы поставляем детское питание во все социальные учреждения города и области, снабжаем программу обеспечения детей от 0 до 2 лет молочными продуктами. Интересная наблюдается картина. Средства на эту программу выделяются из областного бюджета, но в очень странных размерах. Родители имеют право получить денежный эквивалент детского питания, но он не является равным тому, на какую сумму эти же родители могли бы получить продукции (больше в несколько раз). На данном этапе – это первостепенная задача выполняется с успехом, если не считать задержек платежей из бюджета.
Также следует отметить постепенное отмирание института молочных кухонь, развитых в советское время. На сегодняшний момент они не удовлетворяют условиям производства детских молочных продуктов и их продукция (в отличие от нашей) не проходит сертификацию в Минздраве РФ, в ГНУ ВНИМИ и Институте детского питания РАМН. Поэтому можно говорить и о монополизации нашего предприятия, если не иметь в виду основного партнера (именно партнера) компанию WBD.
Первоначально руководство отводило розничной торговле второстепенную, даже скорее третьестепенную роль. Это означало скорее политическое присутствие продукции на полках магазинов города. Было проведено несколько разовых акций (презентации для руководителей социальных учреждений области, дегустации в магазинах и подарки всем!!!), которые не были элементами комплексной системы продвижения. Руководство посчитало, что этого будет вполне достаточно. Действительно, на данном этапе программа минимум была выполнена. Жители области ознакомились с новыми продуктами, приобретали их в магазинах…и ВСЁ…а это в среднем 500 кг продукции (мелочь!!!)
Но, смотря в будущее и предвещая нелегкие времена, я могу утверждать, что ориентация на бюджет не может быть определяющей в деятельности предприятия. Поэтому на этапе становления бизнеса я предпринимаю шаги, которые уже вырисовываются в основную стратегическую нить дальнейшего развития фирмы.
Первым и основным вариантом развития событий мне видится переход на более широкий сегмент потребителей. Ведь вся та продукция, которую могут употреблять наши дети, БЕЗУСЛОВНО подходит и для взрослых в качестве диетического питания. Поэтому необходимо переориентировать маркетинговую политику фирмы на более широкое поле деятельности.
Что сейчас предпринимается:
1. Сейчас полным ходом идет программа исследования потребительских стереотипов в отношении молочных продуктов и в частности относительно детского питания.
2. Расширяется ассортиментный ряд, в который добавляются продукты массового потребления.
3. Реализуется программа безотходного производства. Из сливок, выделяющихся при сепарации молока, делается высококачественное сливочное масло (а не набившие оскомину спреды).
4. Сыворотка идет на производство напитков на ее основе с различными вкусами.
5. Основными направлениями в продвижении продукции детского питания на мой взгляд являются места скопления нашей ЦА… А это больницы и поликлиники, куда мамочки ходят в обязательном порядке со своими чадами (хотя лучше бы никто никогда не знал радости посещения врача). Вот там и проводится основная работа. Как говорится легче «оседлать» существующий поток, нежели чем создавать собственный.
6. Мы совместно с Управлением здравоохранения готовим к выпуску еженедельный бюллетень, посвящены проблемам детства, но и не только проблемам…Мы собираемся рассказывать обо всем, что связано с детьми, с их нравами, питанием, играми и разными смешными историями. Я не расцениваю это как имиджевый ход (хотя следовало бы). Потому что, работая на подобном предприятии, я настолько проникся детскими проблемами и их миром, что не могу думать о зарабатывании денег на их здоровье. Хотя эта эмоциональная сторона очень помогает выявлять насущные проблемы родителей, так как сам изо дня в день решаешь все эти проблемы на производстве.
7. Самым удачным ходом на сегодняшний день я считаю нашу совместную работу с одной из крупнейших торговых сетей города. Мы хотим добиться переноса раздаточных пунктов бесплатного детского питания в эти магазины, так как они оснащены самым современным оборудованием, в том числе и холодильным, коего попросту нет в больницах, где осуществляется выдача. А санитарно-гигиеническая обстановка просто на высоте. Остается только посетовать на наше государство, которое уделяет так мало внимания вопросам детства. Просто приходишь в ужас от того, в каком положении сейчас находятся муниципальные учреждения здравоохранения и в каких условиях (страшные углы, оборудованные старой школьной партой) происходит выдача детского питания. Я думаю, что администрация поддержит нашу инициативу. И все окажутся в плюсе…
Мамочки будут получать молочные продукты из холодильных камер в прекрасных магазинах, эти магазины получат дополнительный поток клиентов, а мы можем использовать эти пункты раздачи, как выездные мини штабы или просто уголки здорового питания детей, где будет размещена вся необходимая информация, начиная от рекомендаций по кормлению и заканчивая рекламой компании.
Вот я вкратце изложил сложившуюся ситуацию и хотел бы услышать Ваше мнение о стратегии фирмы.
Очень хочу услышать критику.
И, разумеется, я жду Ваших рекомендаций относительно сегодняшней и будущей работы.
Может люди из других областей промышленности что подскажут.
С удовольствием отвечу на все возникающие вопросы.
С уважением,