RRRRR - 54.87.121.0

© Татьяна Клеймихина, США
СОЛОВЬЯ БАСНЯМИ НЕ КОРМЯТ...

О нестандартных приемах работы официантов


Так-то оно так. Особенно если этот "соловей" намерен плотно заправиться в свой обеденный перерыв. Или даже после работы – бывает, людям хочется перекусить. Уже не говоря о тех случаях, когда они собрались отметить что-то выдающееся в хорошей компании. Учтем также забежавших на минутку перехватить чашку кофе с бутербродом. Словом, от еды, как и от жизни, никуда не денешься.

Так что, опять рутина. Рутина выбрать, куда пойти. Рутина выбрать, что поесть. Потом ждать, есть, платить. И все до деталей знакомо, даже если ходишь в разные места: интерьеры, меню, лица. Будучи сытой, душа соловья все-таки просит басен. Не то чтобы шоу там какого-то или новостей по телевизору. Или, не дай бог, ограбления банка за окном через улицу. А вот чтобы как-то все было иначе, не так, как всегда. НЕ ТАК, КАК ВЕЗДЕ…


ОФИЦИАНТЫ, КОТОРЫЕ:

ЖОНГЛИРУЮТ,..

Это была ключевая мысль, объединившая несколько записей из моей картотеки. Если бы я фиксировала дословный пересказ, большинство из них начиналось бы словами очевидцев: "Классно они придумали…" Хотя речь идет о вещах довольно прозаичных. Когда те, что "не везде…", подумали о том, чтобы человеку покушалось не только вкусно, но и интересно. Возможно, вначале это получилось у них случайно, а людям понравилось, и стали развивать…

Вот официант подает кофе. Немыслимые трюки руками и ногами, вы едва успеваете подумать, куда бы укрыться от неизбежного кофепролития, но чашка уже благополучно занимает позицию рядом с вашим десертом. А через пару минут вы замечаете: то же самое проделывает бармен за стойкой со всеми своими хрупкими принадлежностями, и даже левой рукой. Оказывается, это сам хозяин заведения, который и сделал весь свой бизнес, точнее, его популярность "одной левой". Вот просто так жонглировал при подаче блюд, чем и прославился. А популярность для рядового кафе – самое необходимое блюдо в меню. Ибо конкурентов полно. Ибо народ предпочитает зрелища в дополнение к хлебу…


ПОЮТ,..

Возможно, для России это непривычно, но в Америке абсолютное большинство официантов (даже в дорогих вечерних кафе) – подрабатывающие студенты. Расторопные, внимательные, веселые. Зачастую таким образом оплачивают свое образование. Есть в Филадельфии ресторант, который ведет такую политику: принимать в официанты только студентов Консерватории – она как раз рядом расположена. И что же они имеют из такого "академического" ресурса? А то, что время от времени студенты начинают как бы шуточное представление. Прервав на момент основной процесс, становятся "в позицию" и все вместе исполняют отрывки из известных классических произведений. Минут пять. Непринужденно, с шутками, вовлекая посетителей. Об аккомпанементе, чистоте звучания или сценическом мастерстве в данный момент им разрешается не заботиться. "Прикалываются", – сказали бы некоторые. "Почему бы и нет?" – заметил бы владелец ресторана. Ведь об этом идет молва… А на ней структурируется поток.

Найти хороший ресурс для организации зрелища, действительно, очень непросто. Он должен быть где-то уже внутри существующей системы, ибо создание нового требует материальных затрат – на само создание и интеллектуальных – на решение возникающих проблем при его внедрении. Он должен обладать динамичностью – способностью быть разнообразным, иначе это не зрелище.

Вот двойной пример. Американская закусочная быстрого питания устроена так, что вся кухня открыта глазам питающихся граждан и прочих посетителей. Во время еды можно наблюдать работу всех машин, устройств и людей, занятых приготовлением и подачей еды. И слегка увлечься тем, попадет ли соус из автомата точно по назначению в салат или промахнется в десерт.


ВНОВЬ ЖОНГЛИРУЮТ,..

А в японском ресторане этот ход усилили приемом из первого примера с официантами-жонглерами. Повар на кухне – почти самурай: запускает на орбиту вокруг себя несколько острейших ножей, в результате чего разнообразные овощи, рыба и неизвестные представители морских глубин оказываются нашинкованными и разложенными в порядке подачи на столы заказчиков, которые уже начали опасаться за целость своей обуви, согласно обычаю, оставленной за порогом…

Ресурс официантов неплохо удовлетворяет поставленным выше условиям. Но поскольку способности к оперному пению среди них развиты лишь у подавляющего меньшинства, необходимо обладать определенной изобретательностью и придумать такой ход, который позволил бы совместить их основную работу с элементами шоу для посетителей.


СПЛЕТНИЧАЮТ,..

Я не буду теоретически обосновывать тот факт, что чужая семейная жизнь является достаточно стойким источником интереса для всех, кто имеет свою собственную такую же. Поверьте, когда официанты довольно привселюдно начинают делиться последними новостями по этому поводу, посетители заинтересованно прислушиваются. Не надо быть большим артистом, чтобы пересказать, как друг мужа примерял джинсы, а потом не мог их снять. Не требуется особых выразительных средств, чтобы описать, как вы не могли попасть домой без ключа. И так далее. Грамотно написанные, почти в духе анекдота, истории рассказываются официантами несколько раз в день друг другу. Но при активном внимании общественности, занятой потреблением пищи.

А вот, кстати, о них самых – о посетителях… Если перефразировать известное выражение, то "развлечение питающихся – дело рук самих…". И правда, чем не ресурс?


РАЗЫГРЫВАЮТ СПЕКТАКЛИ.

Мне пришлось побывать на банкете в ресторане, где собралось много компаний по разным поводам. Что-то вроде шоу-пародии на "Крестного отца" представила в порядке развлечения публики небольшая группа актеров. В эпизодах принимали участие все присутствующие. Мафиози "шлялись" между столами и просили одежду переодеться, чтобы не узнала полиция. Героиня регулярно плюхалась на колени к старичкам, которые напоминали ей папочку. Сам "крестный отец" приглашал на сцену для деловой беседы "коллег", контролирующих самые разнообразные виды бизнеса в окрестностях – это тоже были люди из посетителей. Словом, была бы цель – вовлечь зрителей в участники. Так, чтобы интересно было всем, чтобы выбранный наугад участник не оказался абсолютным "тормозом" и не разочаровал зрителей. Чтобы нашлась роль и десятилетней юбилярше, и наукообразному дедуле, лауреату чего-то там.


"УИК-ЭНДЫ ТАИНСТВЕННЫХ УБИЙСТВ"…

Со следующим примером я, возможно, несколько отклонюсь от темы общественного питания. Хотя он хорошо продолжает тему "грамотной эксплуатации ресурса". "Уик-энды таинственных убийств" - так звучит название услуги, придуманной одним бюро путешествий. Поездка на выходные в загородный отель отличается от многих аналогичных тем, что… помимо отдыха на природе, усиленного питания, знакомства с достопримечательностями, вам предоставляется возможность стать не только свидетелем, но и активным участником "некоего преступления". В том плане, чтобы его расследовать, конечно. Ибо если прямо у вас в номере и прямо в постель горничная роняет кофе и падает бездыханная, то вам же захочется узнать, почему завтрак здесь подают таким странным образом. Заметьте: времени у вас много, настроение бодрое, а то, как расследуется детектив, вы прекрасно знаете по многочисленным книгам и фильмам. Тем более вам периодически попадают в руки какие-то записки, имеющие отношение к делу. Или официант ведет себя странно – надо бы за ним последить. А кстати, именно на подкуп персонала для получения важных сведений вам вручают при заезде солидную сумму денежных знаков внутреннего хождения. Тем более приятно, что после удачного "завершения дела" вам гарантирована солидная скидка от администрации на следующее посещение. Как тут не вдохновиться! Вы можете объединиться с "коллегами по расследованию" из других жильцов, запрашивать сведения, караулить в засадах. Романтично…


РЕЗЮМЕ

"Неромантический", но, в общем, полезный вывод: поставив задачу, решение которой должно продвинуть ваш бизнес, не торопитесь создавать в качестве решения новую систему – просмотрите вначале то, что уже есть в существующей. Какой готовый РЕСУРС можно догрузить новой функцией? Для большинства систем это удается - свидетельствует теория ТРИЗ и практика консультантов Системы "ТРИЗ-ШАНС". Посмотрите выше, какими свойствами должен был обладать ресурс, применительно к описанной задаче? А затем попробуйте спроектировать свойства ресурса, нужного для решения вашей задачи. Более подробная методика поиска, анализа и модификации ресурсов разработана и применяется в Системе "ТРИЗ-ШАНС".

Материал опубликован в бюллетене "Рекламное Измерение" № 5 (46), 1998 г.

Контакты:

Клеймихина Т.В.
tkleim@verizon.net

Яндекс.Метрика