Уважаемый Алексей,
давайте, сперва определимся вот с чем.
Есть задачи зарплатные, в Вашем случае такую задачу решить несложно.
А есть задачи, связанные с доходностью, рентабельностью, целесообразностью бизнеса (называйте как удобно), которые должны решаться Руководителем, который принял решение его организовывать.
И не следует, в случае неудавшейся попытки Руководителя, "перевешивать" задачу "как заплатить сотруднику, если при этом сами остаемся ни с чем" на этого самого сотрудника. Сотрудник, хоть и работает НА Вашу прибыль, но уж никак НЕ ЗА нее. Поэтому он и должен получать то, что заработал.
В связи со всем вышесказанным, позволю себе приступить к зарплатной задаче.
Вы приводите формулу:
зп=бч+бч*r
А далее пишите:
БЧ = 2000
При выполнении плана он получает 4 000
Возьмем такую формулу:
зп=бч+бч`*r
Добавим один маленький штрих, который сыграет немаленькую роль.
Таким образом, введем отличие между бч (базовой частью) и бч` (базовой частью штрих или переменной). Оно заключается в том, что данные части не обязательно должны быть равными.
Их соотношение устанавливается в зависимости от "технологичности" выполняемой сотрудником работы.
Красивый пример, иллюстрирующий "передельно технологичного" сотрудника приводит А.Б. Кавтрева: "Не нужно стимулировать за производительность труда машиниста метро. Он должен выполнять соответствующий график и набор процедур. Поэтому, его зарплата будет состоять преимущественно из постоянной части".
С другой же стороны, находится "предельно" инициативный сотрудник.
Если, например, говорить о менеджере по поиску Клиентов, то "предельно" инициативным его можно назвать, пока ему НЕ:
прояснили процедуру поиска новых Клиентов;
объяснили технологию обзвона Клиентов;
предоставили список "новых поводов для звонков Клиентам";
подготовили стандарты на обслуживание Клиентов;
обучили находить и кратко формулировать отличия своего предложения от конкурентных, задавать критерии оценки качества (предложения, товара, услуги, работы фирмы в целом и т.д.) и эталоны для сравнения и т.п.;
дали готовые "речевые модули" для ответов на сложные вопросы Клиентов;
выработали и передали принципы определения размеров скидок/условий рассрочки платежа
и так далее.
В этом случае, у этого сотрудника бОльше будет переменная часть.
Далее:
Теперь 2 вариант:
Менеджеру ставим 20 сделок на 240 000 руб.
БЧ = 2000
При выполнении плана он получает 4 000
Что касается, установления эталонов, то Вы можете заглянуть
вот сюда, а потом по ссылке
дальше.
Также хотелось бы порекомендовать еще один критерий результативности. Назовем его "Результативность по контактам". Это - когда менеджеру задается, что он должен делать не менее N числа звонков/визитов в месяц (кстати, думаю Вам будет не безынтересно, наша проверенная норма 80 - 90 звонков в день).
Данную результативность можно учитывать, как в БЧ`, так и в БЧ.
Я бы Вам рекомендовала учитывать ее именно в БЧ, хотя она при этом, естественно, уже никакая не базовая, а уже переменная, т.к. начинает меняться. Эта рекомендация связана с тем, что от Вашего менеджера очень многое зависит.
Что касается, выбранного Вами критерия "Результативность по числу сделок", то, скорее всего в Вашем случае он верный (т.к. число сделок=число новых Клиентов+число постоянных (которые хоть один раз что-либо покупали) Клиентов).
На будущее же (когда вырастете) можно иметь ввиду, что лучше, все-таки, разделять между двумя менеджерами поиск новых Клиентов и обслуживание постоянных.
В-третьих, уточните, пожалуйста, каким образом Вы планируете "соединять" разные результативности в одну.
P.S. Алексей, Вы что-то путаете в цифрах:
9 заказов на сумму 120 000
Наша прибыль 12 000 ( расходов налоги, офис... - 7800)
Менеджеру ставим 20 сделок на 240 000 руб.
У нас остается 4200 (12000-7800)-4000= 200 руб.(!)
Получается:
Ваша прибыль = 10% оборота (= 120 000/12 000).
План менеджера по обороту = 240 000 р.
Соответственно, у Вас остается = 12 200 р. ((= 24 000 - 7800) - 4000)
Но это я о ЦИФРАХ, а не о планах. Почему Вы решили, что при увеличении числа сделок в два раза, у Вас и оборачиваемость увеличится в два раза?
Спасибо,