Уважаемая Вера!
Наша фирма старается участвовать только в тендерах, соответствующих следующим условиям:
1. Тендер объявлен официально
2. Тендер открывается заказчиком - конечным пользователем (а не РА - посредником)
3. Заказчик высылает подробное техническое задание (включая цель участия в выставке, описание выставляемой продукции и т.п.)
4. Заказчик сообщает свой выставочный бюджет
5. Заказчик сообщает конечный срок подачи проектов на тендер
6. Заказчик сообщает конечный срок выбора проекта.
7. Заказчик подписывает соглашение о сохранении за нами авторских прав на проект, если он не стал победителем тендера.
8. Желательно (но не обязательно) чтобы Заказчик сообщил имена остальных участников тендера и в случае отклонения проекта дал мотивированный отказ.
Эти требования могут показаться жесткими, но необходимо отметить, что если тендер бесплатный (т.е. заказчик не платит нам за разработку проекта), преимущества остаются на стороне заказчика. Кроме того, мы, естественно, готовы подписывать встречные документы (например о неразглашении коммерческой информации заказчика).
В Москве уже популярны платные тендеры (когда заказчик тендера платит всем участникам от 10 до 50% от стоимости разработки проектов). Потому что рынок в Москве более стабилен, московские заказчики приглашают на тендер только известные фирмы и заранее уверены, что все поданные на тендер проекты будут достаточно качественными (тогда и заплатить не жалко). Надеюсь, такая тенденция постепенно распространится на всю Россию. Но пока даже в Москве практически нет поставщиков, которые участвуют только в платных тендерах.
Если речь идет не о тендере, а просто о работе с конкретным заказчиком, то у нашей фирмы есть 5 основных пожеланий:
1. Заказчик должен знать, что он хочет или хотя бы зачем оно ему нужно. Чтобы помочь заказчику сформулировать требования у нас есть бланк заказа, включающий все основные вопросы (от общей выставочной политики заказчика до размера и веса экспонатов).
2. Если заказчик не знает, что и зачем ему нужно, то мы требуем предварительной оплаты за разработку проекта. Потому что нередко, увидев проект, такой заказчик говорит что-нибудь типа "Я это себе не так представлял, поэтому платить не буду, сделайте еще 2 - 3 - 10 вариантов". Если он себе это как-то представлял, то почему об этом не сказал? Насколько я знаю, это одна из основных проблем дизайнера - "угадать" желание заказчика. И мы готовы "угадывать", но мне кажется справедливым, чтобы заказчик за это платил.
3. Как правило Заказчику требуется не меньше месяца на принятие решения о том, что ему вообще-то нужен стенд. При этом большинство заказчиков считают, что раз они такое решение приняли - стенд уже как бы есть. И очень сильно удивляются, когда узнают, что на разработку проекта требуется не меньше недели, а на изготовление стенда - еще не меньше 14 дней. Очень хотелось бы, чтобы заказчики приходили к нам хотя бы за месяц до выставки!
4. У Заказчика должно быть конкретное лицо, отвечающее за данный проект. Не важна должность, важно право этого лица на принятие решений. Потому что очень часто к нам приходят представители заказчика, которые начинают беседу со слов "Меня сюда начальник послал, а зачем - не знаю", а заканчивают словами "Я вообще-то ничего не решаю, наш рекламист цвет выбирает, а подпишет ли финансовый директор смету - я не уверен (потому что не знаю, сколько денег на выставку выделят), а на этом стенде вообще будут работать ребята из отдела продаж, и я не знаю, нужна ли им комната для переговоров, а у нашего бухгалтера какие-то особые требования по оформлению документов, только не помню, какие". Мы, конечно, можем связываться со всеми вышеперечисленными лицами по отдельности, но предпочтительнее в общих интересах иметь дело с одним компетентным представителем заказчика.
5. И, как я уже писала, очень хочется работать с заказчиками, которые предпочитают качество дешевизне, корректность и партнерство - откату.
Уф! Я могла бы попытаться создать еще портрет идеального РА, но по-моему, это будет слишком. Может быть, об этом напишут сами рекламисты или рекламодатели?
И в ответ я рада была бы увидеть "портрет идеального поставщика" с точки зрения заказчика.
Самое печальное - если еще раз прочитать всю дискуссию по этой теме, становится очевидным, что мечты и реальность слабо коррелируются.
С уважением, Екатерина