Уважаемый Кайыржан!
Работая в одном из петербургских коммерческих вузов, могу предложить ряд моментов, которые многократно отработаны нашей практикой и доказали свою эффективность.
Если названные Вами задачи надо решать уже этим летом, то меры эти будут носить «аварийный» характер – набор на платные отделения (тем более «с новизной» - кредит) делается только целенаправленной и системной работой в течение года.
Помимо названных уважаемой Редакцией «быстрых» ходов, можно рекомендовать следующее:
- Если ректорат вуза заинтересован в раскрутке платного отделения, то сроки приема документов на Ваше платное отделение должны заведомо перекрывать сроки объявления результатов экзаменов в вузах-конкурентах – чтобы не прошедшие по конкурсу шли в Ваш вуз. И работу с потоками следует строить исходя из этого. Например, обязательно следует охватить транспорт, остановки и стоянки вокруг главных конкурентов, организовать раздачу листовок, размещение плакатов и т.п. При этом графика рекламоносителей должна быть «вузовская» - зачетки, дипломы, приказы о зачислении. Например, листовка в виде зачетки. Зачетка – сигнал, что «уже поступил».
- Среди не прошедших в другие вузы будет достаточно много умных ребят – организуйте работу приемной комиссии так, чтобы она нормально отфильтровывала их из этого «вторичного» потока. Если сомневаетесь, организуйте для них дополнительную начитку в течение первого года или семестра: преподаватели подработать не откажутся, а ребят можно будет «подтянуть». Если я правильно понял, «кредитное» отделение надо «запустить» уже к наступающему учебному году.
Решение о поступлении в вуз – сложное, ни один рекламоноситель сам по себе не сформирует нужного мнения у абитуриента и его семьи. Поэтому в течение следующего года работу по набору на платное и кредитное отделения можно строить, исходя из системы мероприятий.
1. Серия вузовских мероприятий, нацеленных на разные ЦА:
a. предметные олимпиады для старшеклассников
b. конференции для студентов и старшеклассников с обязательным изданием сборников материалов и вручением его авторам – превосходный рекламоноситель с высоким эффектом вторичной рекламы.
c. шоу и развлекательные мероприятия для молодежи на базе вуза
d. встречи с крупными и интересными людьми – опять-таки, на базе вуза
e. дни открытых дверей. День открытых дверей должен включать экскурсии по вузу. встречи с профессорско-преподавательским составом, демонстрации наиболее интересных и престижных достижений и обязательно – выступления успешных выпускников (которых надо постоянно приглашать, холить и лелеять)
2. На эти мероприятия необходимо целенаправленно приглашать старшеклассников. Проще и лучше всего это делать так: печатаются пригласительные билеты, которые потом по школам развозят наиболее активные и верные Ваши студенты 2-4 курсов (первый курс еще слишком маленький, пятый курс уже одной ногой на работе, вуз их не особенно интересует). Понятно, что школы надо выбирать...
3. О мероприятиях по п.1 надо постоянно рассказывать в СМИ.
4. Очень полезно сделать свои собственные СМИ – но не вузовские, а молодежные в целом: сайт (это само собой), приличную газету, журнал, телеканал, радиостанцию. Если полностью канал «не потянуть», делайте серию хороших передач. Например, в Санкт-Петербурге Горный институт постоянно делает хорошие циклы телепередач по геологии, археологии, минералогии, которые транслируются по городским телеканалам (Пятому, СТО, ТВ-3 и т.п.); Гуманитарный университет вещает 2 часа в сутки на город по каналу ТНТ (интерактивная игра).
5. По наиболее значимым событиям администрация вуза должна выступать в СМИ.
6. Собственные лицей, профильные старшие классы в школах и гимназиях, подготовительные курсы, результаты выпускных экзаменов которых засчитываются как вступительные в Ваш вуз.
7. И т.п.
Если работу Департамента по набору организовать правильно, набор на новый учебный год должен быть сделан уже в апреле, максимум – в мае.
4. Довести число конкурсантов до 400 заявок на 200 мест.
5. Отобрать абитуриентов с лучшими показателями.
6. Набрать не менее 150 студентов на платное отделение
Еще один момент: не советую органичивать число мест на платном отделении. Если студент оплатил свою учебу (сам или через банковский кредит), значит, ему надо предоставить учебное место, преподавателей (ибо их часы он тоже оплатил) и т.п. Поэтому платные группы – тем более кредитные! – можно увеличивать сколько угодно. Опыт показывает, что если уровень подготовки студента не устраивает, проще его подтянуть в течение первого года (например, если он получил «3» на вступительном экзамене, то по этим предметам он слушает дополнительные занятия и сдает зачет. Сдал – продолжает учиться, нет – до свидания).
Кстати, уточните, пожалуйста, как отбираются абитуриенты на платное отделение (обычное и «кредитное»), каковы условия получения кредита и оплаты обучения? Здесь может крыться ряд интересных решений по набору.
С уважением, Сергей Модестов.