Здравствуйте, Ольга!
Из Вашего сообщения видно, что Вы прекрасно разбираетесь в ситуации на выставочном рынке, ответ уже содержится в Вашем вопросе.
Опыт показывает, что создание "альтернативных" выставок по уже разработанной тематике (особенно в рамках одного города) - сложно, получение прибыли маловероятно. Возможно, Вы "перетянете" к себе часть участников, возможно, некоторые участники и согласятся участвовать в двух-трех выставках в год по одной тематике в одном городе, но таких очень мало. Участники предпочтут не новую выставку, а уже известную, либо откажутся от участия вообще (в Санкт-Петербурге когда к двум существующим выставкам по пищевой промышленности добавилась третья, ряд крупнейших участников вообще отказался от выставок в Санкт-Петербурге, выставляются только в Москве, а новая выставка была объединена с одной из уже существующих). Есть вероятность, что Вы и свою выставку не вытянете и чужую угробите. Хотя, возможно, на общей волне какую-нибудь прибыль и получите.
Новую тему придумать сложно, но возможно. Вы совершенно правы в том, что чтобы придумать новую тему, необходимо изучать тенденции развития экономики страны (или Вашего региона) в целом и сделать прогноз (какие товары, услуги, какие отрасли будут наиболее востребованы и наиболее активно развиваться в ближайшие несколько лет). Естественно, создание новой выставки является инвестицией, причем долгосрочной (в среднем новая выставка начинает приносить прибыль на третий год своего существования). В Петербурге есть несколько примеров выставок, раскрученных с нуля и процветающих в настоящее время.
Таким образом, выбор темы (раскрученная или новая) определяется политикой выставочного объединения, в котором Вы работаете. Есть выставочные организации, которые твердо убеждены, что каждая выставка должна немедленно давать прибыль, но есть и те, которые готовы инвестироваться в новый проект, если он представляется перспективным. Более того, если Ваше выставочное объединение в целом поддержит Вашу идею новой выставки, можно попытаться найти дополнительных спонсоров.
Что касается отстройки от конкурентов. Если Вы выберете первый путь (раскрученная тема), - Вам действительно придется придумать нечто, что сделает Вашу выставку принципиально отличающейся от уже существующих и покажет потенциальным экспонентам, почему им выгоднее участвовать в Вашей выставке чем в других.
Если речь идет о новой теме - да, есть вероятность, что если тема будет перспективной, уже на следующий год ее попытаются у Вас украсть. Но те участники и посетители, которых Вам удастся собрать в первый раз, скорее всего останутся Вашими. Поскольку в выставках важны не только новые идеи, но и традиции. А на второй год Ваша новая выставка уже станет "традиционной". Хотя, естественно, новые "изюминки" придумывать необходимо, особенно это важно для привлечения новых участников. Скорее всего, это - околовыставочные мероприятия (конференции, семинары, круглые столы, конкурсы (желательно с привлечением признанных экспертов и вручением серьезных наград), шоу для посетителей и т.п.)
И в обоих случаях Вам придется организовать очень сильную рекламную кампанию.
Если Вы расскажете более подробно о Вашей выставочной организации (в каком городе находится, давно ли существует, какие выставки проводит, много ли конкурентов) - может быть, советы получатся более конкретными.
С уважением, Екатерина