Уважаемые собеседники!
По-моему, семинары бывают разными, и прежде чем ставить вопрос об оплате, их надо классифицировать.
Семинары во время выставок как правило в той или иной мере носят презентационный, а не обучающий характер. Тогда, конечно, они должны быть бесплатными и для лектора, и для слушателей.
Другой вариант: в рамках выставки проводится форум по аналогичной проблеме (и он включает семинары). Тогда слушатели могут подумать, хотят ли они платить за форум. Если они платят за форум - значит, семинары востребованы, и лекторы имеют право получать деньги за семинары.
Мой опыт показывает, что очень немногие посетители, пришедшие специально на семинар, тратят время на обход выставки.
Также, мало кто из посетителей выставки может себе позволить несколько часов в день участвовать в семинарах (их цель - насобирать материалов и пойти домой). Участники выставки охотно участвуют в семинарах, но только если у них есть такая возможность (ведь их цель - продвигать свою продукцию)!
Поэтому полагаю необходимым рассмотреть 2 варианта: когда семинар является частью выставки, и когда он проводится параллельно, но в другом помещении и на других условиях (например, форум).
По-моему, это - скорее проблема организаторов выставок. Пока они уделяют мало внимания качеству семинаров (отсюда - бесплатность), но будущее - за форумами и конгрессами во время выставок (это - мировая практика). Тогда семинары станут платными, но и более качественными, соответственно, более дорогими и т.п... лавинообразный процесс.
И отдельный вопрос - реклама. В СПб даже выставки рекламируются очень плохо, о них не знает половина специалистов. А кто будет рекламировать форумную часть? Возможно, сами лекторы, но ведь это должно происходить в организованном порядке?!
С уважением, Екатерина