Уважаемая Ольга!
Вы пишите:
Есть такая поговорка:
"Я начальник - ты дурак. Ты начальник - я дурак."
До каких пор и почему так? Что делать с начальниками дураками, неужели мудрость в том, чтобы поддакивать ему, сносить унижения и недооцененность...
В Вашем вопросе есть 2 части:
1. ум начальника
2. дурной характер начальника
Приведу свои соображения по вопросу взаимоотношений начальника и подчиненного.
1. Ум.
Хороший начальник должен руководить процессом (ставить задачи, контролировать результаты и качество работы, мотивировать людей), и не делать работу самостоятельно.
Т.е. если он хороший начальник, то он не работает сам (иначе, он плохой начальник, а хороший специалист).
Т.о. квалификация начальника достаточно быстро падает. Но чтобы управлять людьми, которые умнее тебя, надо их немного задурачить (но не в отношении работы, а самого начальника).
Делать это несложно, есть несколько простых приемов:
1. Затеять спор по мелкому вопросу и корректно "задавить" сотрудника, чтобы не повадно было спорить вообще. Потом на сложном и действительно важном вопросе сотрудника уже легко "доломать".
2. При решении сложного вопроса включить командное взаимодействие: давайте обсудим вместе этот вопрос, он важный и касается всех нас. какие у вас есть предложения, товарищ Петров? а у вас, товарищ Иванов? молодец, Сидоров, интересная мысль.
3. Принимать решения самостоятельно, и не сейчас: "я подумаю"
и др.
Это к вопросу "ты начальник - я дурак" и наоборот.
2. Теперь о дурном характере начальника.
У нормального начальника есть куча свободного времени, полномочий, ресурсов, соответственно, возникает ощущение вседозволенности, и он начинает сильнее проявлять свою натуру (а своя гниль есть у каждого человека, не правда?).
Кроме того, начальник всегда на виду и каждое его действие (слово, жест) подробно обсуждается сотрудниками (особенно, если им тоже делать нечего, в более мягкой формулировке: если они не полностью загруженные сотрудники).
Т.о. недостатки начальника всегда выпирают очень сильно (а кто из нас не без греха? ).
Бывают ли нормальные начальники?
Конечно, бывают. Причем, это не самые умные и не самые хорошие люди.
Для этого достаточно соблюдать несколько приемов/правил:
1. постоянно думать о развитии и толкать организацию, свой отдел вперед, загружать сотрудников делом.
2. требовать с людей результатов (кстати, люди очень уважают тех, кто не спускает им некачественной работы).
3. делать это корректно и уважительно, не обижая людей,
4. держать слово, четко соблюдая общие правила работы и объясняя свои поступки.
5. относится к сотруднику не как к Личности, а как к Человеку (видеть общее, а не отличия, и действовать исходя из этого: для всех одни законы).
Что можно посоветовать Вам, Ольга?
Найдите организацию, которая занята делом - там больше нормальных вменяемых людей, которым некогда "отношаться". Организацию, в которой зарплата и начальника, и сотрудника зависит от результата работы.
С уважением,