561
@ Подписаться
Сотни бизнес-методик. Тысячи кейсов. Обновления.

сегодня 10928 Подписчиков


© Игорь Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС", Олег Новосельцев,
Система оценщиков интеллектуальной собственности

НЕ ПОДХОДИ - ПАТЕНТ!


Известно: компьютерный и рекламный рынки наиболее динамичны... Увы, "динамичны" и в смысле плагиата, то есть нарушений авторских прав. И кажется, что защититься от этого нельзя.

ВНИМАНИЕ! Это только на первый взгляд кажется, что нельзя. Почему? Об этом рассказывается ниже.


Наиболее действенным способом защиты прав Рекламиста является применение "Патентного закона Российской Федерации", вступившего в силу после опубликования в "Российской газете" 14.10.1992. В отличие от других Законов, он имеет отработанную и соответствующую мировому уровню систему охраны прав (Роспатент и ВНИИГПЭ) и большую группу практикующих патентоведов и патентных поверенных.

Сегодня мы хотим обратить внимание Рекламистов на малоизвестные у нас творческие решения - изобретения в области рекламы. Изобретению, согласно Закона, предоставляется правовая охрана (выдается патент), если оно является новым, обладает изобретательским уровнем и промышленно применимо (п. 1, ст. 4 Патентного Закона).

Ниже - болдом - мы раскроем содержание этих требований более детально.

"НОВИЗНА" изобретения означает его неизвестность из любых общеизвестных источников сведений (требование мировой новизны). "ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ УРОВЕНЬ" изобретений означает, что они для специалистов не должны следовать явным образом из уровня техники. А "ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ" означает возможность использования изобретений в промышленности и других отраслях деятельности.

Приведем примеры патентуемых за рубежом рекламных изобретений: так, по Европейскому патенту № 0348723, 1990 г., защищающему изобретения в Бельгии, Германии, Великобритании и Нидерландах, запатентовано вращающееся на вертикальной оси под действием ветра табло в виде крыла.

По заявке Великобритании № 2222019, 1990 г., на стеклянной прозрачной двери предлагают закреплять концерт, внутри которого вставляют рекламное сообщение. При открывании двери рекламное сообщение из конверта выдвигается, привлекая внимание входящего в магазин покупателя. Стоит добавить, что дверь и рекламное сообщение связаны банальной веревочкой...

А по патенту Германии № 3933586, 1991 г., предлагается на продаваемой мебели или непосредственно в ней устанавливать громкоговоритель, через который передают торговую информацию. По другому патенту № 390815, 1990 г., сходное устройство включается лишь при приближении человека...

Авторы статьи не выбирали заведомо слабые или сильные зарубежные решения - мы рассказали лишь о типичных и недавно запатентованных. Более того, при использовании отечественной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), возможно нахождение новых решений, "обход" действующих патентов или зашита найденного решения "патентным зонтиком", закрывающим целую область рекламы.


ЗАЧЕМ ЭТО РЕКЛАМИСТАМ?

Во-первых, для того, чтобы "закрыть" используемые ими рекламные решения от конкурентов, поскольку только наличие патента дает его обладателю "исключительное право на использование охраняемых патентом изобретений по своему усмотрению, включая право запретить использование изобретений другим лицам" (п. 1, ст. 10 Патентного закона). Причем это единственный вид монополии, который официально признается и поощряется государством. К примеру, на отношения, возникающие при использовании защищенных патентами изобретений, не распространяется Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Во-вторых, желающие использовать запатентованное рекламное решение обязаны договориться с его патентообладателем и получить его разрешение. Причем цена лицензии не ограничена и определяется только соглашением сторон. А в случае неправомерного использования запатентованного изобретения, нарушитель обязан возместить ущерб и упущенную выгоду.

При использовании своих (а равно и "чужих") запатентованных изобретений, необходимо учитывать, что действие патентов ограничено:

  • "по предмету"
  • "по территории"
  • "по сроку действия"

Ограничение действия патента "ПО ПРЕДМЕТУ" означает, что, основанные на патенте права распространяются только на то решение, которое отображено в формуле изобретения, а изобретение считается использованным, если использован "каждый признак изобретения, включенный в независимый пункт формулы или эквивалентный ему признак" (п. 2, ст. 10 Патентного закона).

Ограничения патента "ПО ТЕРРИТОРИИ" означает, что патент действителен только на территории той страны, в которой он выдан. То есть патент США действует только на территории США, а патент России действует только на территории России. Это означает, что изобретения по патентам других стран можно совершенно законно использовать в России. Но если продукция, изготовленная с использованием запатентованного изобретения, будет поставлена на территорию действия патента, то возможны претензии патентообладателей, арест продукции, подпадающей под действие патента, а также требование материального возмещения за нарушение "патентной монополии".

Это, в свою очередь, означает, что можно совершенно свободно использовать в России изобретения по патентам других стран, важно только убедиться, что они не запатентованы в России, чтобы не нарушать действующих на территории России патентов. Именно это обстоятельство обуславливает целесообразность изучения фондов патентной информации и использования мирового опыта в рекламе!


ЗАЩИТА ПРАВ РЕКЛАМИСТА

При этом мы категорически не рекомендуем использовать в России, без разрешения патентообладателя, запатентованные в России изобретения, так как это чревато весьма крупными финансовыми убытками и потерей репутации.

Ограничение действия патентов "ПО СРОКУ ДЕЙСТВИЯ" означает, что патент действует только в пределах оговоренного Законами срока. В России патенты действуют в течении 20 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство.


ПЕРЕЙДЕМ К ПРАКТИЧЕСКИМ ВЫВОДАМ

  • В ближайшие несколько лет можно прогнозировать появление в России рынка "рекламных патентов" (на этикетки, конструкции и технологии изготовления щитов, вывесок, рекламных сувениров, аттракционов, а также на новые способы рекламы и т.п.).
  • Рекламным агентствам, стремящимся решать не только сиюминутные задачи, целесообразно стать обладателями пакета "рекламных патентов", что делает их менее уязвимыми в конкурентной борьбе, а их услуги - более дорогими.
  • Рекламодатели в своей перспективе могут свободно использовать опыт изобретений в рекламе - применять "чужие", не запатентованные в России изобретения. Для этого необходимо лишь обратиться к специалистам для проведения патентного поиска и определения "патентной чистоты" используемых решений.
  • Для "уверенного покрытия" области возможных решений и защиты своих прав целесообразно прибегать к услугам ТРИЗ-консультантов, а также обеспечить патентную защиту собственных находок и их частичную охрану в режиме "ноу-хау" (не разглашаемой в патентных описаниях, но охраняемой в качестве коммерческой тайны информации).

Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 1 (1), 1994 г., № 15, 1995 г.

Контакты:

Викентьев И.Л.
info@triz-chance.ru

Яндекс.Метрика