Один прием правомерного заимствования стиля и создания фактуры, когда первый не понятен, а вторая – не известна
Даже журналист "со стажем" в этой ситуации призадумается… Ведь это не "репортаж с места событий", не "горячая новость", не "информушка" и не "жареный факт". Фактов как раз-таки и НЕТ…
Это не первый материал,.. не третий,.. не пятый,.. а восьмой. Причем об одном и том же человеке...
Это не о "фактах его биографии" - кому это в самом деле интересно? Не о делах его, планах и намерениях – о них уже написано! Это О ЧЕМ-ТО ТАКОМ… Но обязательно о Нем!
А главное, это не "свободный полет фантазии" Автора с двухнедельным "парением", когда можно неспешно обдумывать тему, собирать факты и "с аппетитом" их излагать. Это поточный технологический процесс, когда каждые три дня нужно производить новый материал. Потому что сроки. Потому что Заказчик не будет ждать. А главное, потому, что Читатель каждодневно вынашивает мнение, которым нужно управлять.
Когда возникает такая ситуация? Например, на выборах. Когда еще? У PR-профи – почти всегда. Нормальная рабочая ситуация.При этом можно использовать следующий ПРИЕМ.
"Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать".
А.П. Чехов
Итак, нужно сделать очередной материал о кандидате в депутаты. Но традиционная тема о Делах исчерпана. Об этом много написано, про это все наслышаны, и еще одна публикация-напоминание может заставить людей поменять лояльное в целом мнение на прямо противоположное: "Надоел!!" А до выборов еще две недели, и "сворачивать" публикации нельзя. Как быть?
Тут само собой напрашивается – по контрасту с Делами – сделать "домашнее интервью", в котором, например, показать не Законодателя, а Человека. Тем более, что конкуренты продолжают монотонно о "делах" only.
Но о чем интервьюировать? Ведь не о фактах же биографии! Положа руку на сердце, биография становится интересна, когда есть ИМЯ. А до тех пор это интересно разве что ближайшему окружению…
Но раз нельзя касаться "личных" фактов, расскажем об отношении к известному. О чем Человек думает, что его радует, что волнует… Как бы "мысли на тему". Осталось подумать, что это будет за ТЕМА.
РАССМОТРИМ ПРИМЕР
В очень конкретном шахтерском городе народ озабочен закрытием предприятий и, как следствие, "вымиранием" города, превращением его в поселок городского типа. Многие еще помнят ТОТ город в ТЕ годы. Это и будет темой "домашнего интервью": "Не о делах, а о простом. О человеческом. О жизни, о людях, о своем городе…"
Но ни Заказчик, ни даже Автор зачастую не умеют говорить – условно - "как бабушки". А попасть в стереотип "бабушек/дедушек" необходимо, ибо они исправно ходят на выборы. Если выдумывать стиль "из головы" – наверняка "соврём"…
Поэтому в рамках выборной кампании в Областное Законодательное Собрание, Автор статьи брала интервью не у Заказчика (кандидата в депутаты), а у тех, кому материал должен быть адресован: у пенсионеров, у немолодых женщин и мужчин - в самых "людных" местах небольшого шахтерского города: в магазинах, на рынке, в Сберкассе, на почте, в поликлинике.
Именно эти люди – в обычном разговоре - дают необходимую стилистику языка. А заодно, и недостающую фактуру. Опрос нескольких десятков представителей "однородного" потока позволяет собрать характерные выражения, используя которые, можно обратиться ко всему "сегменту" в целом.
Расспросим людей о городе. Но не столько "в жанре интервью", сколько в жанре беседы. "О простом" и спрашивать надо просто.
О ЧЕМ КОНКРЕТНО СПРАШИВАТЬ?
Автор статьи обращалась к людям с несколькими блоками несложных вопросов:
О ГОРОДЕ, О РАЙОНЕ
Откуда пошло название города? А, правда, что руду в прежние годы на волах возили? Что в городе хорошего? Что здесь есть интересного посмотреть? Что было раньше, что сейчас? Город сильно изменился за последние годы?
О МЕСТНОМ ХЛЕБЕ
У вас, говорят, хлеб вкусный... Наверное, какой-то секрет есть? А в области, в центре такой пекут? Раньше-то все больше привозной хлеб хвалили…
О ШАХТЕРАХ И ИХ СЕМЬЯХ
Как живут шахтеры? Это какие-то особенные люди? Чем-то отличаются от других людей?
ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Как живется тут интеллигенции? Какая тут интеллигенция? Какие учителя? Чему учат? Можно ли с этими знаниями поступить в вузы других городов? Какие тут врачи? В чем помогают? Добрые ли?
О МОЛОДЕЖИ
Какая нынче молодежь? Как относится к старикам? Как хотелось бы, чтобы относилась?
О РЕКЕ
У вас тут речка… Какая рыба водится? Как было раньше, как сейчас? Есть ли места, где можно отдохнуть?
Вопросы, повторим, принципиально несложные. Более того, иной раз достаточно было произнести "ключевые слова" ("молодежь", "отношение к старикам", "вкусный хлеб", "у Вас тут речка…" и т.д.) или просто повторить за человеком последнюю фразу, как он "включался" и начинал охотно говорить.
Наша цель ведь не в том, чтобы получить "оригинальную" информацию, а в том, чтобы "снять" речь, стилистику языка: КАК люди об этом говорят. (Поэтому, кстати, не обойтись без диктофона).
Заметим, что на ряд тем можно было выйти, используя режим "Тема/Содержание" в программе "Приемы журналистики & public relations".
В результате подобных опросов получаем массив разнообразной неструктурированной информации: начатые и неоконченные фразы, обрывки мыслей, "перескок" с темы на тему (потому так важно не перебить собеседника, не сбить его мысль!), некоторые "нелогичности", зачастую отсутствие всякой логики (и это нормально!). Просто ТАК люди ДУМАЮТ и ГОВОРЯТ!
Из этого "вала" будем делать интервью с нашим Заказчиком. Вопрос "о чем?" – уже не вопрос. Все о том же:
- О городе, о районе
- О местном хлебе
- О шахетрах и их семьях
- Об интеллигенции
- О молодежи
- О реке
Таким образом, о чем рассказывали люди - о том же (в тех самых выражениях) может "поразмышлять" и наш кандидат. Тем более, что история города – не секрет, а многие высказанные мысли – для многих горожан одинаковы.
Последний вопрос – "технический": что "брать" в материал? Какие фразы и выражения отбирать из полученного массива разговоров?
а) ТО, ЧТО УСТОЙЧИВО ПОВТОРЯЕТСЯ
б) ТО, ЧТО РАБОТАЕТ НА ОБЩУЮ ВЫБОРНУЮ КОНЦЕПЦИЮ.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ…
…Свежих мыслей на свете не так уж много. Если, конечно, понимать под этим объективную новизну идей, а не чье-то простодушное удивление вещам, которые человечество для себя открыло давным-давно. В этом смысле у Авторов немного возможностей из обыденного сделать "нечто".
Некоторые писатели это иногда понимают. И потому, не находя свежих мыслей, в 1002-й раз отправляют своих Героев в кругосветные плавания или путешествия по пустыням, выстраивают для них череду препятствий и вынуждающих обстоятельств, изобретают ситуации "поиска и обретения себя"…
И все только для того, чтобы в очередной раз сказать: вот посмотрите, каков наш Герой! А произнеси Автор это напрямую - Читатель, пожалуй, "свалит" со второй страницы.
Другими словами, хорошая фабула способна скрыть обыденность сюжетной мысли. Действительная же новизна сюжета, напротив, делает навороченную фабулу излишней. Это уже понимают лишь очень немногие из классиков.
Но есть еще один случай: когда мы работаем с живыми людьми, у которых нет за душой ни "нового сюжета", ни "фабулы", а сочинять про них нельзя.
Последний рубеж обороны для них проходит по линии согласования текста со стереотипами публики [1, 2]. Просто для того, чтобы стать "своим". Перефразируя А.П. Чехова, можем сказать: "Сюжет должен быть близким, а фабула может отсутствовать".
Именно для достижения этой цели мы и взяли интервью не у Заказчика, а у Читателей.
ЛИТЕРАТУРА:
- Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 практических приложений, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2002 г., 384 стр.
- Сычев С.В. О методичном
- Кавтрева А.Б. Шпаргалка из сегмента. Несколько практических рекомендаций о том, как найти идею для сценария радиоролика
- Кавтрева А.Б. Эффект спецэффекта. Проверка качества сценария рекламного радиоролика
- Хазин В.Б. оЗАДАЧИм рекламиста. Примеры для задачника по рекламе, PR и менеджменту
- Картавенко В.Л. Пиво по 37 копеек. То самое!
- Опарин А.Ю. Картотека замечательных идей. Примеры для задачника по рекламе, PR и менеджменту
- Каправчук А.Н. Подержал? Передай другому. Примеры для задачника по рекламе, PR и менеджменту
Автор статьи благодарит И.Л. Викентьева (Система "ТРИЗ-ШАНС") - за "подсказанный" прием и способ применения,
и С.В. Сычева (Система "ТРИЗ-ШАНС") - за помощь в работе над статьей.
Материал опубликован на сайте "Открытые бизнес-методики и технологии "Рекламное Измерение"
22 июля 2003 г.