1291
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
© Игорь Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС"
И ПАЛЬЦЫ ПРОСЯТСЯ К ПЕРУ, ПЕРО К ПРОГРАММЕ...

Описательные и инструментальные модели при обучении маркетингу, рекламе и public relations


Репродуктивное усвоение знаний, с помощью которого образовывалось не одно поколение нынешних образованных людей, привело к следующему парадоксу, свойственному любой творческой профессии. Специалист со стажем, имея на вооружении не один десяток приемов создания творческого продукта, не использует и десятой их части. Причина в том, что ему не всегда ясно, КАКОЙ прием, КОГДА, ГДЕ и при КАКИХ УСЛОВИЯХ необходимо использовать.

Технологичное обучение дает ответы на эти вопросы, но тогда уже вопрос случается задать самому Специалисту: "А Вы готовы теперь их применять?"


Процесс обучения - процесс передачи ученику (студенту, аспиранту, слушателю курсов повышения квалификации и т.п.) выработанных и проверенных в профессиональном сообществе моделей мышления и поведения.

Далее в этом тексте под "моделями мышления и поведения" понимаются: определения, системы приемов, профессиональные секреты, know-how и т.п.

Данные модели можно разделить на: ОПИСАТЕЛЬНЫЕ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ (то есть технологические) МОДЕЛИ. Далее рассмотрим сравнение этих моделей на едином сквозном примере, посвященном "риторическому вопросу".

В десятках (!) энциклопедий, пособий по риторике, стилистике, журналистике, за исключением второстепенных деталей, определение риторического вопроса таково: "Риторический вопрос служит для оживления речи. Как правило, Автор задает его самому себе и сам же на него отвечает".

Рассмотрим достоинства и недостатки вышеприведенного определения (модели).

ОПИСАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ имеет следующие достоинства:

а) большую общность;
б) простоту изложения, передачи модели Преподавателем;
в) доступность для освоения Учениками.

Главный недостаток ОПИСАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ:

г) малая либо спорная практическая применимость...

Рассмотрим подробнее эти достоинства и недостатки:

а) большая общность: действительно, масса конкретных текстов, содержащих 1 или более вопросов, "описывается" этой моделью;

б) простота изложения: штатный Преподаватель школы и/или ВУЗа вполне способен передать эту модель Ученикам и привести собственные примеры, иллюстрирующие ее применимость;

в) доступность для освоения Учениками: если последний в состоянии читать, то не выучить и "не сдать" уважаемому Преподавателю эту модель просто нереально - она предельно проста;

г) малая либо спорная практическая применимость, поскольку, в силу ее большой общности, данная модель не помогает Автору, "успешно ее сдавшему" (см. выше п. в) ), ответить на вопросы: КОГДА? ГДЕ? и КАК ИМЕННО? ее применять...

Помимо этого, практически исчерпаны ресурсы для развития этой модели - по меньшей мере, за последние 20 веков со времени "Риторики" и "Поэтики" Аристотеля она, увы, принципиально не изменилась. "Классическая стилистика предлагала обширные перечни стилистических фигур; многочисленные классификации сводились к внешней их сортировке" (см. Словарь литературоведческих терминов, М.: Просвещение, 1974, с. 353.). Рассмотрим далее тот же "риторический вопрос" в виде ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ (то есть технологической) МОДЕЛИ, реализованной в компьютерной программе "Приемы журналистики и public relations".

Инструментальная модель имеет следующие недостатки и достоинства:

а) несколько меньшую общность, чем у Описательной модели, ибо описывает не любые риторические вопросы, а только статистически устойчивые "шаблоны" риторических вопросов;

б) достаточную сложность, что, как следствие, затрудняет простую передачу Преподавателем Инструментальной модели Ученикам;

в) сложность для легкого освоения Учениками Инструментальной модели в виду ее сложности и объемности;

г) возможность "прицельно-конкретной" практической применимости, а точнее - резкое повышение вероятности решения конкретной текстовой задачи Автора.

Рассмотрим подробнее эти достоинства и недостатки, учитывая, что в программе "Приемы журналистики и public relations" модели имеют 4 "этажа" (или - системных уровня) описания:

1-ый УРОВЕНЬ: общее направление решения, совпадающее с Описательной моделью (см. выше);

2-ой УРОВЕНЬ: конкретные рекомендации в зависимости от настроек, выполняемых Автором:

  • раздела текста (НАЧАЛА, СЕРЕДИНЫ или ОКОНЧАНИЯ);
  • Предмета описания (то есть: Героя, человека; Объекта, Товара, вещи; Услуги; Информации, данных или собственно Эмоций, переживаний и т.п.);
  • исходного отношения Читателей к Предмету описания (отрицательного, положительного или спокойно-безразличного);
  • решаемых задач (одной либо нескольких из 15-ти, к которым можно свести большинство русскоязычных текстов);
  • сдержанности/эмоциональности создаваемого текста;
  • профессионализма самого Автора текста и т.п.

3-ий УРОВЕНЬ: Микроструктура - описание эмоционально-смысловых ударений создаваемого текста, а также конкретных рекомендаций на уровне отдельных фраз либо коротких абзацев создаваемого Автором текста.

4-ый УРОВЕНЬ: от 5 до 10 иллюстрирующих создаваемый текст Примеров-аналогов по каждой конкретной рекомендации (то есть по 2-ому уровню).

Рассмотрим основные характеристики ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ на 4-х уровнях в сравнении с ОПИСАТЕЛЬНЫМИ МОДЕЛЯМИ (см. ТАБЛИЦУ).

ТАБЛИЦА

В настоящее время в учебной литературе преобладают Описательные модели

ВЫВОДЫ

В настоящее время в учебной литературе преобладают Описательные модели. Такие модели - лучше, проще для целей ознакомления и поверхностного обучения. Но их не стоит путать с инструментально-технологическими моделями для успешного ведения профессиональной деятельности.

Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 6 (59), 1999 г.

Контакты:

Викентьев И.Л.
info@triz-chance.ru

Яндекс.Метрика