Добрый день, Алексей,
Первый вопрос про иерархию. Обе функции (поиск новых и обслуживание старых Клиентов) должны осуществляться. Кто кому подчиняется: Старший менеджер активных продаж администратору отдела продаж или наоборот?
Организационные структуры Компаний (даже если рассматривать только торговые Компании) бывают разные.
Есть, конечно, общие принципы (правила и запреты) структурирования (распределения обязанностей и подчинения).
Но в зависимости от специфики: формата (способа) торговли, текущих и стратегических задач, приоритетов, "размера" Бизнеса, загрузки работами, численного состава персонала (на постоянной основе и на аутсорсинге) и др. факторов структуры отделов, подразделений и целых фирм отличаются друг от друга.
"RI-ACTIVE", "RI-GROSS", "RI-MERCHANT", "RI-STORE" и т.д. - это модельные фирмы, на примере которых показаны основные принципы правильного структурирования функций.
Пакет "RI-ACTIVE" - это пакет для управления активным поиском новых Клиентов.
Компаниям среднего и крупного размеров, где стоит задача привлечения новых Клиентов, данный пакет подходит один к одному.
При этом, структура подразделения продаж может выглядеть, например, так: отдел активных продаж (со старшим менеджером или можно называть его администратором) + отдел текущего обслуживания / сопровождения (со своим администратором), работу которых курирует Руководитель отдела продаж.
В состав подразделения продаж может также входить отдел продвижения или его отдельные сотрудники: специалист(ы) рекламы (разработчик РК, специалист размещения в СМИ и наружной рекламы и т.п.), технолог по предложениям (=маркетолог), редактор сайта (контент редактор и/или редактор-верстальщик) и т.д.
А может и не входить. Часть функций отдела продвижения могут выполнять сотрудники отделов продаж. Или это может быть совершенно отдельное направление.
Подчиняться подразделению продаж или быть с ним взаимосвязан может учебный центр по обучению Клиентов или учебный центр по обучению Клиентов и сотрудников фирмы и Т.Д.
Что касается небольших Компаний, то, даже если Вы не придерживаетесь структуры, заданной в пакете "RI-ACTIVE":
- в части руководящих функций (к примеру, руководящие функции, связанные с поиском новых Клиентов, передаете администратору тек. обслуживания / продаж / директору)
И / ИЛИ
- в разрезе квалификации и однородности выполняемых функций (когда МАПы делятся на "холодные контакты" и "в т.ч. дожим"),
то, как минимум, НЕ отступайте от главного правила: НЕ смешивайте исполнительские функции поиска новых Клиентов с обслуживанием / сопровождением постоянных.
Во-вторых, множество функций этих двух должностей дублируются. Надо ли мне вообще выделять функцию старшего менеджера активных продаж, если сейчас в отделе всего 3 человека и набирать я буду максимум еще двоих?
Если Вы спрашиваете о том, надо ли, чтобы функции старшего менеджера обязательно выполнял отдельный человек, то при небольшой численности персонала (а значит при незначительной загрузке руководящими функциями), скорее всего, это будет избыточно. Руководящие функции старшего менеджера могут выполнять администратор тек. обслуживания / продаж / директор.
В "Any-trade" есть выделенные функции оператора базы данных, технолога по предложениям, специалиста по рекламе. Как оптимальнее будет распределить эти функции по трем менеджерам? По времени - часть дня МАП работает как МАП, а часть дня - как оператор базы данных или технолог по предложениям? Или есть еще варианты?
"ANY-TRADE" - это оптово-розничная торговая Компания с функциями поиска и текущего обслуживания Клиентов.
"RI-ACTIVE" - это направление (отдел) поиска новых Клиентов, состоящий из 3-х основных функций-должностей:
- менеджер активных продаж "холодные контакты" след. способами: обзвоны; рассылки; визиты ["поточные" обходы офисных, торг. центров, магазинов и т.д. (в зависимости от того, кто целевой Клиент); посещение выставок, конференций, семинаров и т.п.];
- менеджер активных продаж, в т.ч. "дожим" след. способами: телефонные переговоры;, переписка; встречи [презентации, выступление на выставках, конференциях, семинарах и т.п.];
- старший менеджер активных продаж.
Поскольку функции технолога по предложениям и специалиста по рекламе - это достаточно квалифицированные работы, лучше поручать их руководителю(ям) (администратору тек. обслуживания / продаж / директору).
Можно, конечно, их передать и высококвалифицированному сотруднику. Им может быть, к примеру, МАП. Но не будем забывать, что,
- во-первых, основная функция МАПа - поиск Клиентов и, из опыта, лучше его от нее не отвлекать,
- а, во-вторых, технолог и рекламист продумывают, реализуют акции и выполняют иные работы, как для привлечения новых Клиентов, так и развития постоянных (а МАП с постоянными Клиентами НЕ взаимодействует).
Функции же оператора БД наоборот низкоквалифицированные. Кому поручить ту или иную работу зависит не только от того, как было бы корректно распределить (добавить) обязанности (к уже существующим), но также от загрузки специалистов и уровня оплаты их труда.
Если Вы спрашиваете о том, кому из 3-х менеджеров пакета "RI-ACTIVE" лучше поручить операторские функции (! по внесению контактов новых Клиентов), то это МАП "холодные контакты" (поскольку он наименее квалифицированный и, соответственно, менее оплачиваемый).
Если - о том, кому из 3-х менеджеров Вашей Компании лучше поручить операторские функции (! по внесению контактов всех Клиентов, как новых, так и текущих), то, предполагая, что все они (примерно одинаково) высокооплачиваемые, можно взять на работу "офисного разнорабочего". Он бы выполнял несложные рутинные и разовые работы, как то: внесение контактов в БД; распечатка; ксерокопирование; сканирование; подборка / сборка; рассылка документов, рекламных материалов и т.п.; машинописные работы; курьерские поручения и т.д. Более того, он также мог бы быть ночным дежурным и выполнять все эти работы после 18:00 и в выходные дни (тем самым, не требуя доп. рабочего места). Такими "офисными разнорабочими-ночными дежурными-курьерами и т.п." лучше брать (иногородних) студентов.
В "Ri-Active" сказано, что коммерческие предложения должен писать старший менеджер активных продаж. Плюс он осуществляет все административные функции активных продаж: контроль всех звеньев цепочки обработки контактов и т.п. И он же должен делать 140 контактов в день с целью назначения встреч или 70 контактов для отправки ком. предложений.
Если все это вшито в обязанности одного человека, то мне кажется, слишком много мы на него вешаем.
Сейчас полный рабочий день уходит на 70 контактов в качестве МАП, а если еще и в эти же 8 часов предложить выполнять административные функции, которых немало и писать ком. предложения...
В пакете "RI-ACTIVE" в качестве ПРИМЕРА в Рпо контактам старшего менеджера указано плановое число баллов = 80, а НЕ 140.
Посмотрите, пожалуйста. Если Вам потребуются дополнительные пояснения по типам контактов и баллам, то задайте конкретные вопросы.
Вы можете установить менеджерам Ваши эталоны по числу контактов (в баллах) в зависимости от загрузки сотрудников иными (не связанными с контактами) функциями.
С Уважением,