Добрый день, Наталья,
Наличие описанных Вами "узких мест" говорит о некорректном разделении функций в Ваших (мини-)автосервисах, отсутствии администрирования и технологий работы.
Далее разберем по блокам...
БЛОК 1. СТРУКТУРНЫЙ МОМЕНТ
(про разделение функций и администрирование)
Как правило, в сервисных центрах (помимо мастеров / автослесарей) выделяют следующие функциональные блоки / должности:
- руководитель сервисной службы
- сервис-менеджер (по продаже услуг)
- начальник производства
- диагност
- технолог (-нормировщик)
- ОТК
- специалист закупки
Когда мастеру поручается выполнять большую часть этих блоков функций получается "замкнутый цикл" – "натуральное хозяйство". В замкнутой на себя и самодостаточной системе нет ничего хорошего, где исполнитель сам себя проверяет, так же как и в системе, где руководитель избегает планирования работ и контроля за результатами (Заметим, речь идет об основных функциях руководителя).
Предназначение фирмы: дать "новое свойство" бизнесу за счет общих ресурсов, "разделения труда", каналов сбыта, общей рекламы и т.д. Потому и повышается производительность.
При этом, конечно, делают совмещения отдельных функций, к примеру:
- пп. 4 и 5 – диагност + технолог (-нормировщик)
или
- пп. 4 и 6 – диагност + специалист ОТК
или
- пп. 5 и 6 – технолог (-нормировщик) + специалист ОТК
Но каждое из этих совмещений имеет свои минусы.
Если рассмотреть "несовместимости", то это будут...
пп. 3 и 5 - начальник производства + технолог (-нормировщик)
Технолог формализует технологию сервисных работ (задает порядок и последовательность работ), "расшивает узкие места", нормирует трудозатраты, а также расход материалов.
Начальник производства (вместе с мастерами) исполняют технологию. Технолог отслеживает.
Начальник производства может требовать усовершенствования технологии, технолог – обязан требовать ее исполнения. Так они вынуждают друг друга к производительности и развитию. Понятно, что, когда эти функции совмещены в одном лице, то ничего подобного не происходит.
пп. 3 и 6 - начальник производства + специалист ОТК
Такое сочетание приводит к сокрытию брака, покрывательству себя и своих подчиненных.
При таком совмещении происходит раздувание времени на ремонт, диагностика становится непроверяемой, равно как расход запчастей и т.д.
Функцию продажи (после диагностики / ремонта) должен осуществлять независимый сотрудник – НЕ мастер.
мастер + специалист закупки
Функцию закупки, как правило, стараются отделять от мастеров - у Вас всё (бОльшая часть того), что используется в сервисном центре, берётся из магазинов или может (до)закупаться в рамках отдела закупки.
диагност + специалист закупки + мастер + ОТК
Сам поставил диагноз – сам закупил – сам отремонтировал – сам принял у себя ремонт – без комментариев...
Это НЕ зарплатная, а структурная задача. Поскольку никакая "правильная" модель оплаты и никакой уровень зарплаты никогда не перекроет возможной суммы "левого" заработка. "Работа на себя" априори более выгодна сотруднику, чем работа на фирму. Предприниматель, создавая бизнес, планирует нести затраты на оборудование, аренду, рекламу, выплачивать зарплаты всем сотрудникам (в т.ч. и обслуживающим, а не только "приносящим доход"). А также планирует получать прибыль. У сотрудника, работающего на себя, статья расходов и доходов одна – "собственная зарплата".
Эта ситуация является следствием некорректного распределения обязанностей и отсутствия полноценного Руководителя (администрирования).
См. обсуждения-аналоги на нашем Бизнес-Форуме:
БЛОК 2. МАРКЕТИНГОВО-ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС(Ы)
- Еще одна проблема - сезонность ярко выраженная.
- ...автослесари выполняют бесплатные работы...
В этих вопросах совершенно согласны с Николаем.
Немного позднее продолжим по БЛОКУ 3. (непосредственно) СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА
С Уважением,