RRRRR - 50.16.107.222

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2008-12-22 06:56:34
Михаил Бузмаков » Всем

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

После семинара, который проводил уважаемый С.В. Сычев, начали разрабатывать систему оплаты для водителей грузовых самосвалов нашего транспортного отдела. Вот что получилось:

Заработная плата начисляется по формуле:  
   
З\П = БЧ + БЧ' х Робщ; где  
БЧ и БЧ'– базовая часть определяется приказом директора  
Робщ - общая результативность работы водителя – определяется по формуле:  
   
Робщ = (Рплан + Ртопливо + Рполомки + Рдокументы)/4  
   
Где Рплан – Результативность по выполнению плана, установленного диспетчером для данной работы.   
   
Ртопливо - Результативность водителя по расходу топлива - определяется исходя из норм расхода топлива установленных приказом.
   
Рполомки - результативность по поломкам автомобиля и попаданию автомобиля в аварии (не учитываются поломки - признанные гарантийными), аварии не учитываются только в случае, если автомобиль стоял.

Рдокументы - Результативность по правильности заполнения документов и контроля заполнения документов контрагентами.

В случае если хотя бы один из показателей результативности равен 50% или меньше, общая результативность приравнивается к нему.

Вопрос заключается в установлении БЧ. Система говорит о том, что БЧ тем больше, чем технологичней бизнес. У нас технология позволяет ее поставить 70-80% от общей З/П. Но вот есть проблема: сейчас значительно сократилось кол-во желающих пользоваться услугами транспорта (кризис). До введения системы З/П начислялась только, если люди работали. Всех это положение вещей устраивало, поскольку у нас работы все-таки больше чем в аналогичных компаниях. Если работы нет, отпускаем водителей домой. В свете всего вышеописанного очень хочется сделать БЧ = 5000руб, а БЧ' = 25000 руб. Средняя з/п на рынке 30000руб/мес.

Подскажите, какие сложности могут возникнуть, если так сделать.

2008-12-22 15:13:50
Кавтрева Алевтина » Михаил Бузмаков

Добрый день, Михаил,

Давайте начнем обсуждение зарплаты водителей с последнего абзаца.

Вопрос заключается в установлении БЧ. Система говорит о том, что БЧ тем больше чем технологичней бизнес.

Скажем так: чем лучше поставлена технология, тем меньше влияние человеческого фактора, и просто отпадает необходимость отводить высокий вес на переменную часть заработной платы. На семинарах мы приводим в пример машиниста высокотехнологичного метро (где-нибудь в Японии), едущего строго по расписанию.

А раз у Вас сохраняется желание сделать высокую долю переменной части в общей зарплате - это свидетельство того, что над технологией еще предстоит поработать. 

У нас технология позволяет ее поставить 70-80% от общей З/П.

Опять же корректнее сказать: загрузка и возможности компании позволяют...

Но вот есть проблема сейчас значительно сократилось кол-во желающих пользоваться услугами транспорта (кризис).

До введения системы З/П начислялась только если люди работали. Всех положение вещей устраивало, поскольку у нас работы все-таки больше чем в аналогичных компаниях. Если работы нет, отпускаем водителей домой. В свете всего вышеописанного очень хочется сделать БЧ = 5000руб, а БЧ' = 25000 руб. Средняя з/п на рынке 30000руб/мес.

Подскажите какие сложности могут возникнуть если так сделать.

Дело здесь не только в распределении соотношения между постоянной и переменной частями заработной платы.

Когда нет работы, нужно (при любом соотношении постоянной и переменной) решить, как платить за простои.

Варианта два: 

1) от плановой зарплаты;

2) от плановой БЧ.

Но Ваш же вопрос, если я верно поняла, не в том, как соблюсти трудовое законодательство, а в том, как не растерять водителей и мотивировать людей работать производительно при полной и неполной загрузке.

Полная и неполная загрузка - здесь понятия ключевые. При полной загрузке эталоны по показателю результативности можно задавать на месяц, а при неполной - приходится это делать посменно. Поэтому, хотели бы Вас попросить привести Ваши формулы расчета результативностей. При неполной загрузке, чем на более короткий промежуток времени задается план, тем проще (достаточно точно) рассчитать все показатели.

  

В случае если хотя бы один из показателей результативности равен 50% или меньше - общая результативность приравнивается к нему.

При неполной загрузке с этим пунктом не все так очевидно. После того, как напишете формулы, подумаем, как минимальную результативность сохранить, но с поправкой на простои.

С Уважением,

2008-12-22 16:39:43
Михаил Бузмаков » Кавтрева Алевтина
Здравствуйте!

Таблички из excel к сожалению не вставляются. придется писать руками.

Рплан -задается для каждой конкретной работы диспетчером исходя из замеров двух трех проездов по маршруту с водителем в нормальном режиме.

То есть, план будем считать Х - ходок с грузом в смену

Результативность работы в смену определяется следующим соотношением:

  • Х-3  -  Рплан=0%
  • Х-2  -  Рплан=50%
  • Х-1  -  Рплан=70%
  • Х     -  Рплан=100%
  • Х+1 -  Рплан=105%
  • Меньше Х-3 и больше Х+1 нельзя
Рплан(мес) = ∑Рплан(смена)/кол-во отработанных смен - эта формула была введена чтобы как раз учесть неполную загрузку.

Рплан(мес) - Результативность за месяц для расчета З/П

Среднюю эффективность примем - У


  • У   -  от 70%    до 80%     -  Рплан(мес) = 70%
  • У   -  от 80,1% до 90%     -  Рплан(мес) = 90%
  • У   -  от 90,1% до 100%   -  Рплан(мес) = 100%
  • У   -  от 100%  до 105%   -  Рплан(мес) = 120%
В случае, если результативность хотя бы в один день достигает 50% или меньше - то результативность общая за месяц равняется этой результативности

Ртопливо - определяется нормами расхода топлива в зависимости от условий работы

Эффективность работы - экономия или перерасход определяются  следующей таблицей

Перерасход:

-50,0% -10,1%     0%
-10,0% -7,6%   50%
-7,5%  -5,1%   70%
-5,0%  -2,6%  80%
-2,5%   -0,1%  90%

Экономия:

0,0%2,5% 100%
 2,6%   5,0%    105%  
5,1%   7,5%        110%   
 7,6%      10,0%    115%
 10,1%     100,0%   120%


Рполомки - определяются в баллах в зависимости от категории


Тип 1 мелкая:

1) Мелкая, незначительная поломка, не вызвавшая замены деталей авто. 2) Мелкая авария случвшаяся не по вине водителя, не повлекшая ремонта авто

Ее "вес" = 1 балл

Тип 2 средняя:
 
1) Поломка авто, потребовавшая замены деталей, отремонтированная своими силами на месте, (в том числе прокол колеса) вызвавшая простой авто не более 3 часов.

2) Авария не по вине водителя, повлекшая ремонт авто с заменой запчастей, либо с мелким кузовным ремонтом, либо по вине водителя не повлекшая ремонта, автомобиля компании.

Ее "вес" = 2 балла

Тип 3 высокая:

1) Поломка авто, требующая вмешательства специалистов SCANIA сервиса. (в том числе разрыв колеса, повлекший его замену.) 2) Авария по вине водителя, повлекшая ремонт автомобиля компании 

Ее вес 3 балла

Таблица результативности:

0-1 120%
2-3 70% 
4-5  50%  
6-7 0% 


Рдокументы - определяются в баллах в зависимости от категории

Тип 1:

1) Мелкая, незначительная ошибка в заполнении путевого листа, которая может быть исправлена без переделки ряда путевых листов. (например: отсутствует фактический расход топлива(но указан остаток в баке))  

Ее "вес" = 1 балл

Тип 2:

1) Ошибка в заполнении путевого листа повлекшая искажение информации в последующих документах.

2) Отсутствие данных в ТТН (или отсутствие ТТН или другой отметки о количестве перевезенного груза)

Ее "вес" = 2 балла

Таблица результативности:

0-0 120%
1-2100%
3-4  70% 
5-650% 
7-8 0%

Заранее благодарен за помощь в разработке системы оплаты
 

2008-12-23 16:54:06
Кавтрева Алевтина » Михаил Бузмаков

Уважаемый Михаил! Спасибо за детальное сообщение. Посмотрим есть ли "подводные камни".

 

1. Высокая доля переменной (в зарплате) некорректна при ее (переменной) значительных колебаниях, когда общая результативность то 200%, то 100%, т.о. зарплату точно не спрогнозируешь. Посмотрев на расчет Ваших показатей и формулу их объединяющую, можно с уверенностью сказать, что больших колебаний по общей результативности не будет.

Так, что здесь - ОК.


2. Над соотношением переменной и постоянной не стоит думать в контексте полной или неполной загрузки. Какая бы загрузка не была, соотношение должно сохраняться. Вы просто решите для себя, как будете платить за простои.

Как я писала в предыдущем сообщении, варианта два: 

1) от плановой зарплаты;

2) от плановой БЧ.

3.В состоянии неполной загрузки нужно подумать над реализацией каждого критерия. Т.к. неполная загрузка вносит трудоемкость в учет работ и подсчет зарплаты, то лучше НЕ "размазывать" работу "на всех по чуть-чуть", а концентрировать ее, стараясь загрузить на 100% лучших сотрудников.

Формулу, которую Вы приводите выше,  предлагается заменить на такую:

ЗП = БЧ + БЧ`1 х Р "по ходкам" + БЧ`2 х Р"по топливу" + БЧ`3 х Р"по бесперебойности" - баллы за нарушение качества.

У Вас была хорошая формула. Предлагаемая формула математически мало, чем от нее отличается. Но при неполной загрузке она будет более гибкой и позволит задавать вес каждой переменной части (ее плановой величиной) и (соответственно) каждому критерию.

Теперь непосредственно по "коррекции" каждого критерия.


Критерий 1.
Результативность по числу ходок


Эту результативность корректировать не надо, т.к. она уже рассчитывается на смену.

Фактическая переменная часть 1 рассчитывается так:

  • БЧ`1 факт. = (БЧ`1 план. х число отработанных смен число смен согласно трудовому календарю) х Р "по ходкам за месяц"
  • Р "по ходкам за месяц" = ∑Р "по ходкам за смену" / число отработанных смен

Критерий 2.Результативность по топливу

Фактическая переменная часть 2 рассчитывается так:

  • БЧ`2 факт = (БЧ`2 план х число отработанных смен / число смен согласно трудовому календарю) х Р "по топливу"
  • Здесь Ваш расчет Р "по топливу" кажется вполне корректным, т.к. какой бы план не задавали (в связи с разной загрузкой), считать будем по отклонениям.

Критерий 3.Результативность по бесперебойности

  • БЧ`3 факт = (БЧ`3 план х число отработанных смен /число смен согласно трудовому календарю) х Р "по бесперебойности"
  • Р "по бесперебойности" можно было также рассчитывать по отклонениям (как в случае с результативностью по топливу), но смущает малый диапазон чисел. Поэтому, может быть проще сделать 3-4 таблицы на 3-4 случая жизни:

- малая загрузка (задаете диапазон)
- средняя загрузка (задаете диапазон)
- выше средней (задаете диапазон)
- высокая (задаете диапазон)

В самом деле, при крайне низкой загрузке допустить 1 поломку – это ведь не достижение.

Еще я бы посоветовала в таблицах сделать побольше диапазонов результативностей (немного смущает 50% разрыв: с 70% до 120%) не крутовато ли за 1 дополнительную поломку? Но Вам виднее.

Критерий 4. Качество работы.

Чтобы этот критерий не усложнять, я бы посоветовала сделать обычный лист "Качество", оценить ошибки (не только за документы, но и за нарушение прочих стандартов, например, внешний вид, дисциплину и т.д.) и вычитать получающиеся баллы из общей переменной части. В приложении к конспекту семинара есть электронный образец такого листа.

Спасибо,

2008-12-24 07:11:31
Михаил Бузмаков » Кавтрева Алевтина
 Спасибо большое за подробное рассмотрение нашей ситуации.

К сожалению не смог найти оценочный лист в электронном виде. Уточните где искать пожалуйста.

Сейчас начинаю систему оплаты для диспетчера писать, надеюсь на помощь, если вдруг возникнут вопросы.


Да кстати как лучше внедрять систему оплаты: от руководящих к исполнителям или наоборот?
2008-12-24 10:59:57
Кавтрева Алевтина » Михаил Бузмаков
Уважаемый Михаил!

К сожалению не смог найти оценочный лист в электронном виде. Уточните где искать пожалуйста.

XLS-файл " Примеры реализации критериев результативности www.triz-ri.ru ", лист "Результативность по качеству"

Да кстати как лучше внедрять систему оплаты: от руководящих к исполнителям или наоборот?

"Кто едет, тот и правит" (Н.Рубцов)

Спасибо,

2008-12-24 13:14:25
Михаил Бузмаков » Кавтрева Алевтина
Все нашел, вроде бы во всем разобрался! Спасибо!!! 
2009-01-16 08:23:29
Михаил Бузмаков » Всем
 Здравствуйте! 

В продолжение предыдущего обсуждения.

Возник вопрос: Введение штрафа за поломки, в том числе мелкие, может сподвигнуть водителей скрывать факт поломки и передавать автомобиль напарнику, не говоря о неисправности. 

Как вы считаете как с этим бороться?
2009-01-16 16:31:36
Андрей Жуков » Михаил Бузмаков
Добрый день!

Возник вопрос: Введение штрафа за поломки, в том числе мелкие, может сподвигнуть водителей скрывать факт поломки и передавать автомобиль напарнику, не говоря о неисправности. Как вы считаете как с этим бороться?

А диагностика в какой момент проходит?

С Уважением,
2009-01-19 09:41:31
Редакция » Михаил Бузмаков
Уважаемый Михаил!

В конспекте семинара поглядите "Типовую задачу N 10".

Дополнительно - смотрите данный материал.

Спасибо,
2011-02-04 18:10:20
Андрей Опарин » Михаил Бузмаков

Прикинул на себя, как если бы был водителем самосвала. И понял, что ничего-бы не понял, скорее всего подумал бы, что меня хотят технично надуть и ушёл бы работать как работал. Восприятие водителями этих формул проверяли?

2011-02-04 19:15:48
Сергей В. Сычёв » Андрей Опарин

Андрей,

поскольку я был в Оренбурге и общался с Михаилом по итогам внедрения, могу ответственно сказать, что новая система не только была внедрена, но и качество и результативность работы водителей и общий менеджмент настолько повысились, что выросла и стоимость всей компании, а когда покупали технику, то новые владельцы брали ее именно с этими водителями, а не иными.

Ниже дословная цитата Михаила Бузмакова (возможно он тоже подключится):

 

"Водители работали по системе, разработанной именно на по системе TRIZ-RI. Ограничения заключались в том, что делали не под любого водителя, а конкретно под водителя, работающего короткими рейсами на большом грузовом автомобиле, типа "Скания", "Рено", "Мерседес" и т.д. Эта специфика есть и она учитывалась. Именно та система, которая выложена на Форуме TRIZ-RI была применена.

Эффективность работы была доказана, когда техника продавалась и тот менеджмент покупателя, который непосредственно работал со своими водителями, видя наших, удивлялся тому, насколько у нас дисциплинированные и мотивированные водители: и с машинами у них все хорошо (и не только по техническому состоянию, но машины чистые и ухоженные), и документы они заполняют так, как нужно, и без проблем делают нормы, которые надо... И они качественно отличаются от большинства водителей, которые есть в городе. И при покупке техники настаивали на покупке водителей.

При внедрении у меня больше сложностей было со службой диспетчера и немного с бухгалтерией. Кроме того, надо понимать, что когда делаешь зарплату, то автоматически приходится совершенствовать функционал всех служб, соприкасающихся с теми, для кого разрабатывали модель оплаты труда, поэтому пришлось и смежные подразделения немножко "переформатировать". Система жизнеспособная однозначно".

 

Если потребуется, закачаю звуковой файл.

Успехов,

2011-02-04 20:13:40
Алевтина Кавтрева » Всем

Уважаемые Коллеги!

Формулы водителям видеть не обязательно. Водители получают простые табличные шаблоны: "Ходки", "Топливо", "Бесперебойность".

Здесь Форум разработчиков, которым понятно, что, например, выражение:  Р "по ходкам за месяц" = ∑Р "по ходкам за смену" / число отработанных смен (не вижу, кстати, ничего сложного), таблично выглядит так:

СменыХодки, планХодки, фактРезультативность
01.02.20111090,9
02.02.20111080,8
 
....................................................................
28.02.201110111.1.
 
 
РезультативностьСуммируем по столбцу и делим на число строк

Каждую смену надо заполнить только 1 желтую ячейку. По топливу и бесперебойности - аналогично (некоторые отличие и поправки описаны выше).

Спасибо,

2011-02-04 23:33:28
Андрей Опарин » Алевтина Кавтрева

Вот с шаблонами да, это мудро. А то часто забывают переформатировать информацию в понятный для сотрудников вид - был свидетелем таких систем пару раз.

Уважаемые Коллеги!

Если Вам нравится наш Форум, Вы можете поддержать его, отправив любую сумму (тогда выберите опцию "Спасибо за Форум").

Вы также можете поддержать конкретное обсуждение и получить гарантированный ответ от наших специалистов (тогда выберите опцию "Прошу эксперта ответить в этой теме").
Задайте Ваш вопрос здесь.

Большое Спасибо!


Яндекс.Метрика