Уважаемые коллеги!
В своё время я изучал ТРИЗ и использую ряд отдельных фрагментов в своих лекциях для студентов по специальностям "Реклама" 350700 и "Связи с общественностью" 350400.
Недавно в книге с грифом: "Рекомендовано УМО по рекламе в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350700 "Реклама", я прочёл следующее:
"Рассмотрим подробнее теорию "ТРИЗ".
Алгоритм проблемы
1. 1. Поставить задачу.
2. Представить идеальный результат.
3. Что мешает достижению цели (найти противоречие). Почему мешает?
4. При каких условиях не будет мешать?
II. 1. Внутренние изменения (размеры: больше, меньше, длиннее, короче, толще, тоньше, глубже, мельче, поставить вертикально, горизонтально, наклонно или параллельно, слоями, поменять местами, крест-накрест, схождение в 1 точке, окружать, мешать, вычерчивать, границы; количество: больше, меньше изменить пропорции, делить на мелкие части; присоединить к чему-либо, добавить что-либо к чему-либо; форма: обычная, необычная, закругленная, прямая, зазубрины, неровности, более грубая, ровная, гладкая, против повреждения, против задержки, против воровства, несчастных случаев, что-то добавить; движение: оживить, остановить, ускорить, замедлить, направление, отклонение, притягивание, отталкивание, преграждать, поднимать, опускать, вращать, колебаться, возбуждать; состояние: горячее, холоднее, тверже, мягче, открытый, закрытый, собранный заранее, одноразовый, совмещенный, разделанный, затвердевший, жидкий, газообразный, порошкообразный, снашивать, смазанный, влажный, сухой, изолированный, шипучий, желеобразный, эластичный, сопротивляется, легче, тяжелее; покупатель: мужчины, женщины, дети, старики, инвалиды, иностранцы).
2. Разделение объекта не независимые части:
а) выделение слабой части;
б) выделение необходимой и достаточной частей;
в) выделение одинаковых частей;
г) разделение на разные по функции части.
3. Внешние изменения
4. Изменение в соседних объектах:
а) установка связи между ранее независимыми объектами, выполняющими одну работу;
б) устранение одного объекта за счет передачи его функций другому объекту;
в) увеличение числа объектов за счет обратной стороны площади.
5. Изменение времени (быстрее, медленнее, дольше, размеченное во времени, вечное, одновременное, предвосхищать, обновлять, повторение, переменное).
6. Выявление связи с другими областями знаний (как данное противоречие разрешается там).
7. Прообразы в природе.
8. Почитать словарь для неожиданных словесных ассоциаций.
9. В случае неудачи вернуться к исходной задаче, расширив ее условия.
III. 1. Внести необходимые изменения в объект (работу).
2. Внести изменения в другие объекты, связанные с данным.
3. Внести изменения в методы и расширить сферу использования объекта.
4. Задать вопросы:
• можно ли получить такой же результат, не используя этот продукт или не делая этой работы?
• можно ли сделать продукт или работу: более легким, прочным, безопасным, ускоренным, приятным, полезным, удобным, чистым, аккуратным, надежным, эффективным, дешевым, привлекательным и ярким, ценным, портативным?
5. Провести предварительные испытания.
6. Проверить применимость найденного решения к другим задачам.
7. Запатентовать идею.
8. Разработать маркетинг".
Источник:
Грановский Л.Г., Полукаров В.Л., Творческая реклама: эффективные принципы бизнеса (Учебное пособие), "Дашков и К", М., 2003 г., стр. 90-91.
Эти "сведения о ТРИЗ" приведены мною полностью, без изъятий и сокращений. "Сведения о ТРИЗ" предваряется таким рассуждением Грановского Л.Г. и Полукарова В.Л.:
"Не случайно перепевки идей Альтшуллера, как это часто бывает без ссылки на автора, можно встретить во множестве зарубежных пособий преуспевающих креаторов и исследователей рекламы, в том числе и в небезынтересных трудах Д. Холла".
С недоумением...