Уважаемая Ирина Ивановна!
Зная ряд педагогов, преподающих
РТВ и ТРИЗ в школе, могу сказать следующее. Важно понять, что у Вас за кружок. Я встречал следующие формы:
1. Кружок представляет собой некий "клуб по интересам", работа кружка сводится к преподаванию всего, что интересует школьную аудиторию: элементы ТРИЗ, туристская деятельность, общественно-полезные работы, компьютеры и т.п.
2. В кружке используются элементы ТРИЗ для дополнения занятий по другому предмету (от туризма до курсов физики или биологии);
3. Кружок является своего рода "Введением в ТРИЗ", где излагаются основы ТРИЗ, не более;
4. Исследовательская площадка (какой в свое время была лаборатория И.Л. Викентьева). В таком кружке ТРИЗ изучается на достаточно глубоком уровне, решается много практических (производственных) задач, изготавливаются действующие макеты, проводятся испытания и защиты решений перед группой специалистов и т.п.
Наиболее массовыми, конечно, являются формы 1-3. Насколько могу судить по чужому и своему опыту, в любом преподавании такого рода есть ряд важных моментов. Заниматься или не заниматься далее в жизни профессионально ТРИЗ, каждый решает сам. Часто бывает так, что человек берет то, что ему необходимо, и ограничивается этим. Поэтому принципиально научить ребят ряду вещей:
- понимание принципиальной познаваемости мира и его изменяемости;
- решения (а равно и задачи) делятся на слабые и сильные;
- решения могут быть получены "от себя - своей привычки" и "от методической процедуры";
- следует уметь осознанно переключать режимы деятельности (в простейшем случае - "я работаю" / "я отдыхаю");
- творческие продукты деятельности - одна из самых хороших форм проявления человека;
- задания могут выполняться как в кружке, так и вне его и т.п.
Эти общие подходы к воспитанию и обучению в кружке, конечно, детализируются в конкретных упражнениях и заданиях. Таких упражнений разработано довольно много, думаю, уважаемая Администрация Форума согласится организовать отдельное обсуждение именно о воспитании при обучении ТРИЗ, об упражнениях, применяемых для этой цели и т.п.
С уважением,
С.Ю. Модестов