661
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
© Андрей Минков,
юрист Союза кинематографистов Роcсии
КОНТРАКТ, КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ ...

Десять небанальных советов юриста


За все время существования Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" наблюдается интересная тенденция. Если раньше, в первые годы существования Закона, большинство судебных разбирательств основывались на беспардонном игнорировании прав автора, которое выражалось в бездоговорном использовании произведений, то в последние несколько лет основой для таких судебных разбирательств служат различное толкование сторонами заключенного между ними договора и различные нарушения таких договоров.


Пользователи очень быстро поняли, что авторский договор - это мощнейшее оружие. Оружие, которое можно обернуть и против авторов. Заключая договор с автором, который зачастую этот договор вообще не читает, пользователь в большинстве случаев получает такие права, которые автор в здравом уме никогда бы никому не передал.

Судебные дела первых лет существования Закона "Об авторском праве и смежных правах" научили пользователей одному: если они не заключат договора с автором, то они точно проиграют суд. Когда они осознали это, ими был сделан гениальный по своей простоте вывод: если до заключения договора с автором позиция пользователей слаба, то после заключения договора возможностей для маневрирования у пользователей становится гораздо больше.

Авторы в свою очередь не сумели быстро перестроить свое отношение к договорам. Многие из них опасаются, что, не передав пользователю права на свое произведение по договору, они не будут являться полноценными авторами. (Авторы забывают, что при заключении авторского договора они ПЕРЕДАЮТ часть своих имущественных авторских прав на произведение, а не приобретают их.) Беспокоиться же о заключении авторского договора должен в первую очередь пользователь, поскольку, не заключив такой договор с автором, он не вправе использовать его произведение. Однако по-прежнему именно от авторов можно услышать, что одной из основных их целей является заключение договора с пользователем - договора, по которому этот автор передаст пользователю те или иные права.

Парадокс? Отчасти. Сегодня пользователи с большей или меньшей степенью актерского мастерства делают вид, что в заключении договора между пользователем и автором заинтересован автор, причем это находит живой отклик у самих авторов. Ситуация изменится, когда авторы осознают, что пока ими не подписан договор, все козыри находятся у них в руках. Как минимум до тех пор пользователь будет "любить" автора, "дружить" с ним, убеждать его в том, что автор - гений, водить по ресторанам и пр.

Как только произведение готово или договор об использовании уже готового произведения подписан, пользователь очень часто преображается. Ему начинает казаться, что автор уже вовсе не гений, что он сделал все не так, как надо, и вообще, что автор - лишний на этом празднике жизни.

В этом случае помочь автору может лишь грамотно составленный договор. Но, с другой стороны, нельзя говорить о том, что, коварно заключая с автором грабительский договор, пользователь надежно ограждает себя от всех проблем и убытков. Зачастую в результате многолетних судебных разбирательств вокруг таких авторских договоров автору удается запретить использование созданного им произведения, в результате чего пользователь терпит существенные убытки и не может использовать произведения автора. Однако сам автор также не получает права на использование собственного произведения и теряет драгоценные годы своей жизни. Очень часто это максимум, что можно выжать из ситуации. Это, конечно, победа, но это пиррова победа. Хотя часто не удается и это.

Сейчас, когда худо-бедно есть законодательная база, важно очень осторожно подходить к заключению авторских договоров. Часто можно услышать от авторов такую фразу: "Какая разница? Если я не подпишу тот договор, что мне подсунул пользователь, то они найдут другого автора!". С одной стороны, авторов легко понять: ситуация в стране крайне сложная, но ведь не боятся же они "ругаться" с теми же самыми пользователями, когда понимают, что подписали вовсе не то, на что рассчитывали. Значит, дело не просто в желании авторов сохранить за собой репутацию "беспроблемных". Проблема, на мой взгляд, в самой специфике творческой работы.

Очень не просто людям, которые знают друг друга не один год, сразу поставить свои отношения по созданию произведения на правовую основу. Композиторам бывает "неудобно" сразу оговорить с режиссером все тонкости и правильно все задокументировать, режиссеру бывает "неудобно" предложить продюсеру фиксировать в документах все, что может иметь значение для последующей работы, и так далее. А ведь только грамотно составленный и полно освещающий все взаимоотношения сторон договор может избавить и авторов, и пользователей от разочарований, потери времени и денег.

Но лучше еще до начала работы над произведением потратить неделю на составление договора, который всех будет устраивать, чем потом ломать голову над тем, как выпутываться из ситуации, куда автор себя добровольно загнал.

Некоторое время назад - как раз после принятия Закона "Об авторском праве и смежных правах" - среди авторов наблюдалась эйфория: все были счастливы, что наконец-то их права будут защищены. Появилось большое количество авторов, которые посчитали, что лучше их самих их права никто защитить не сможет. В этом-то и кроется большая проблема: не должен автор заниматься составлением договора. Для этого существуют профессиональные юристы. Привлечение юриста на ранних стадиях - для заключения договора - сопряжено с гораздо меньшими нервными и материальными затратами, чем тогда, когда единственным способом разрешения проблемы является суд.

Недавно в сети Интернет открылся новый сайт по авторскому праву - WWW.COPYRIGHTER.RU, где помощь в заключении договоров могут заказать как авторы, так и пользователи. Ну а для тех, кто чувствует в себе силы самостоятельно разобраться во всех тонкостях и подводных камнях авторских договоров, я могу дать несколько советов по заключению договора. Некоторые из них покажутся элементарными, но зачастую приходится видеть договоры с грубейшими ошибками, из-за которых бывает крайне сложно построить крепкую позицию на суде.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ

Внимательно проверяйте, кто с Вами подписывает договор. Есть ли у него на то полномочия. Не бойтесь попросить предъявить все необходимые документы и отксерокопировать их. Можно даже приложить их к основному тексту договора. Учтите, что если договор подписан не уполномоченным на то лицом, то Ваш контрагент сможет всегда заявить о том, что вообще никакого договора с Вами не заключал. Вы же сами не сможете расторгнуть договор на этом основании, поскольку необходимые полномочия могут быть подтверждены в любое время и после заключения договора. Самым оригинальным в этом отношении договором, который я когда-либо видел, был договор, подписанный между режиссером и кинокартиной в лице директора.


СОВЕТ ВТОРОЙ

Внимательно проверяйте, в какой момент договор вступает в силу. Если вступление договора в силу связано с наступлением какого-либо условия, то важно в договоре прописать механизм документирования наступления этого условия. Договор не всегда вступает в силу с момента его подписания. Есть вероятность того, что он вообще никогда в силу не вступит.


СОВЕТ ТРЕТИЙ

Самое важное: решите для себя, что Вы хотите получить от данного договора и с чем Вы готовы расстаться. С одной стороны, нет смысла держаться за те или иные права "просто, чтобы были", с другой стороны, надо стараться глядеть в будущее и пытаться представить, каким образом сам автор сможет распорядиться этими правами. Очень многое зависит и от суммы контракта. Этот совет применим, и если автор сам занимается разработкой текста договора, или если для этого привлекается юрист. Автор должен иметь перед собой четкую картину того, что он хочет - еще до того, как начнутся первые переговоры по заключению договора.


СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ

Вы должны четко понимать, что срок действия договора и срок передачи авторских прав - совершенно разные вещи. Наличие в договоре фразы о том, что договор действует в течение 3 лет с момента его заключения, не гарантирует Вас от того, что далее по тексту не будет указано, что все права передаются пользователю на весь срок охраны авторского права. Будьте предельно внимательны.


СОВЕТ ПЯТЫЙ

Внимательно ознакомьтесь с условиями прекращения или расторжения договора. И самое важное - с последствиями прекращения или расторжения договора. Зачастую подписываются договоры, предусматривающие теоретическую возможность расторжения договора по инициативе автора или в связи с продолжительными финансовыми трудностями пользователя. Видя это, автор, надев розовые очки, зачастую не смотрит на последствия прекращения договора. А они могут быть самыми разными, вплоть до сохранения за пользователем всех авторских прав.


СОВЕТ ШЕСТОЙ

Если договор ставит наступление каких-либо юридических последствий в зависимость от каких-либо событий (условий), то очень важно в договоре прописать механизм документирования таких событий. Например, договор предусматривает, что композитор получает 15% процентов гонорара после принятия экспликации и обязуется создать музыку в соответствии с ней. Здесь очень важно предусмотреть, когда и в какой форме композитор предоставляет экспликацию, и когда она, в случае ее принятия, должна быть подписана киностудией. После этого необходимо записать, что подписанная экспликация является неотъемлемой частью договора. Это, во-первых, гарантирует выплату композитору гонорара, а, во-вторых, защитит его от беспочвенных обвинений в том, что он пишет "не ту" музыку. И так - с каждым условием. Пусть лучше будет много приложений к договору, чем много проблем в суде. Повторяю - любое действие, о котором говорится в договоре, должно быть обязательно задокументировано.


СОВЕТ СЕДЬМОЙ

Старайтесь в договоре описать как можно больше возможных ситуаций, как можно более детально распишите, какие права передаются, а какие остаются за Вами. Судебная практика показывает, что судью гораздо проще убедить, сославшись на тот или иной пункт в договоре, нежели читая лекцию об общей направленности закона "Об авторском праве и смежных правах". Даже если те или иные отношения однозначно прописаны в законе, их повтор в договоре никому не повредит, к тому же Закон не всегда содержит исчерпывающую терминологию. В договоре же можно предусмотреть все мыслимые возможности.


СОВЕТ ВОСЬМОЙ

Если Вы по какой-либо причине подписываете с одной и той же компанией несколько договоров, то внимательно проследите за тем, чтобы эти договоры были четко увязаны друг с другом таким образом, чтобы нарушение одного договора влекло за собой расторжение всех договоров. Если Вам объясняют, что нужно подписать несколько отдельных, не связанных друг с другом договоров в целях снижения налогового бремени, не верьте этому. Действительно, иногда имеет смысл разбить отношения на несколько договоров, но это должна быть система договоров, где каждый из заключенных договоров связан с другим.


СОВЕТ ДЕВЯТЫЙ

Когда Вы подписываете договор, забудьте, что перед Вами Ваш друг, школьный товарищ или кумир. Никто не знает, будет ли он по-прежнему возглавлять ту компанию, с которой Вы подписываете договор. Возможно, через неделю после подписания договора руководить компанией придет новая команда, которую не будут связывать с Вами дружеские чувства. Все, что останется между Вами, - это договор. И, подписывая его, надо всегда себе представлять самый худший сценарий развития событий.


СОВЕТ ДЕСЯТЫЙ

Подписывая договор, Вы перечеркиваете все ранее существовавшие договоренности. Воззвания типа: "Ну как же! Мы же договаривались!" - в суде приняты не будут. В России действует принцип свободы договора. Это значит, что стороны вольны договориться обо всем, что не противоречит закону. Если какую-то договоренность Вы не вписали в договор, то тем самым отказались от нее. По крайней мере в суде на ранее существовавшие устные договоренности Вы ссылаться не сможете.

Есть ли у авторов шансы заключить нормальный, взаимовыгодный договор? Все зависит от того, для чего пользователь заключает договор: если пользователю нужен профессиональный режиссер, композитор, сценарист, если цель пользователя - получить хорошее произведение, то шансы сторон заключить взаимовыгодный договор весьма велики. Если же пользователь хочет обмануть автора, то тогда, конечно, грамотно составленный договор будет ему в этом мешать.

Таким образом, уважаемые авторы, не бойтесь отстаивать свою позицию и корректировать предлагаемые Вам типовые договоры. Вспомните, что любое мошенничество строится на принципе: "Либо сейчас и только так, либо никогда". Если все Ваши доводы и аргументы встречают на своем пути преграды и угрозы найти другого автора, лучше вообще не подписывайте договор. При этом не думайте о том, что Вам не дали реализовать свой творческий потенциал. Думайте о том, что Вы только что не дали себя обмануть и сберегли свою нервную систему!

ОТ РЕДАКЦИИ "РЕКЛАМНОГО ИЗМЕРЕНИЯ"

В затронутой теме важно подчеркнуть два момента. Действительно, в первую очередь о заключении договора должен побеспокоиться пользователь. Используя авторское произведение в отсутствие договора, он может иметь крупные неприятности в случае искового обращения автора в суд.

С другой стороны, автор, хотя бы раз "кинувший" неискушенного в вопросах авторского права пользователя, рискует не найти больше ни одного издателя, ни одной теле- и радиостудии и т.д., которые пожелали бы приобрести его произведение. А поскольку автор в течение своей жизни создает не одно произведение, а, как минимум, несколько, то он также постарается заключить с пользователем нормальный авторский договор.

Таким образом, обе стороны заинтересованы в его заключении.

Материал опубликован в журнале "Интеллектуальная собственность" №1, 2000, 
бюллетене "Рекламное Измерение" № 9 (74), 2000 г.

Яндекс.Метрика