Габровские анекдоты как… решения изобретательских задач
Уважаемая редакция! В Ваших публикациях Вы незаслуженно (на наш взгляд) обошли стороной такой огромный пласт творчества "всех времен и народов", как анекдоты. А ведь в них в концентрированном и кратком виде можно найти ответы на многие проблемы, в том числе - рекламные и PR.
Анекдоты как жанр имеют ряд преимуществ, главное из которых состоит в том, что с их помощью о любых серьезных вещах можно говорить просто и понятно
Надеемся, что наша статья будет тому подтверждением.
Игорь Сазонов,
директор рекламной группы "АЛЬЯНС", г. Оренбург
Учитывая пожелания и не изменяя методической направленности, редакция "Рекламного Измерения" решила совместить одно с другим - методологию и юмор, точнее, юмор и методологию, и с удовольствием предлагаем методический разбор габровских анекдотов, выполненный Коллегами из Оренбурга с позиций Теории Решения Изобретательских Задач.
Почему мы смеемся над анекдотами… в самом конце? Потому что их кульминация - это, по сути, КРАСИВОЕ решение некой задачки, обозначенной (или едва обозначенной) в самом начале. Начнем с начала.
ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 1
Есть противоречие (т.е. задача), дающее жизнь одному из анекдотов: габровцу нужно купить самые крупные яйца, но продавец не может этого позволить, т.к. должен продавать яйца вперемешку, крупные и мелкие.
Идеальный конечный результат (ИКР) для габровца: продавец САМА позволяет габровцу выбрать крупные яйца.
Решение (стр. 59 источника):
- Дай мне пять яиц от черной курицы, - попросил габровец продавщицу
Женщина удивилась и сказала:
- Если ты можешь их различить, выбирай!
Габровец выбрал самые крупные яйца, заплатил и ушел.
ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 2
Два габровца поспорили в церкви, кто из них пожертвует меньше денег
Противоречие: габровец должен пожертвовать минимальную сумму, но монеты меньше стотинки нет.
ИКР для одного из габровцев: габровец жертвует сумму меньше стотинки.
Решение (стр. 75-76 источника):
Когда мимо них проходил церковный служка, первый габровец положил на поднос одну стотинку и победоносно посмотрел на другого.
- За двоих, - смиренно произнес второй и перекрестился.
ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 3
Шеф габровской фирмы получил от своего коммивояжера следующую телеграмму: "Застрял в городе Н. Поезда не ходят. Жду указаний"
Противоречие: шеф фирмы должен платить коммивояжеру суточные, но, естественно, не хочет этого делать.
ИКР для шефа: шеф не платит суточные коммивояжеру; к тому же, тот САМ старается как можно быстрее вернуться из командировки.
Решение: (стр. 85 источника):
Шеф фирмы немедленно послал в ответ телеграмму: "Со вчерашнего дня вы в отпуске".
ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 4
Встретились два габровских шофера на узком мосту, и ни тот, ни другой не пожелали тратить бензин на задний ход
Противоречие: один шофер должен тянуть время, чтобы вынудить другого шофера уступить дорогу, и не должен тянуть время, т.к. это не может продолжаться вечно и кому-нибудь все равно придется уступить дорогу.
ИКР для другого шофера: один шофер САМ понимает, что тянуть время бессмысленно.
Решение (стр. 104 источника):
Один развернул газету и принялся читать, надеясь, что другому надоест ждать. Но тот вылез из кабины, сел на капот и крикнул:
- Эй, коллега, когда прочтешь газету, дай и мне посмотреть!
ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 5
Во время кризиса один торговец вывесил на двери своего магазина объявление: "Распродажа! Цены снижены на 20%". Чтобы не попасть впросак, его сосед объявил снижение цен на 30%
Противоречие: Габровец должен дать аналогичные или даже большие, чем у соседей, скидки, чтобы привлечь к себе покупателей, и не должен давать таких скидок, т.к. это может быть для него разорительно.
ИКР: габровец не дает скидок вообще, но покупатели к нему идут
Решение (стр. 110 источника):
Тогда другой габровец, лавка которого находилась между двумя этими магазинами, повесил на дверях картонку: "Здесь главный вход на распродажу".
ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 6
Есть противоречие: врач должен узнать о доходах своих пациентов, чтобы выписать счет на большую сумму, но пациенты не хотят этого сообщать, т.к. это им невыгодно.
ИКР для врача: пациенты САМИ сообщают о своих доходах.
Решение (стр. 134 источника):
У одного габровского врача спросили:
- Почему, осматривая пациентов, вы всегда интересуетесь, как они питаются? Имеет ли это значение для установления диагноза?
- Для диагноза - нет! А для определения суммы гонорара - да!
ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 7
На почве юмора габровцы и шотландцы нашли общий язык и начали общаться. Как-то шотландец и габровец отправились вместе на бесплатную лекцию. К концу лекции вдруг начался сбор денег на благотворительные цели
Противоречие: шотландец и габровец должны дать деньги на благотворительность, т.к. другие посетители лекции могут плохо о них подумать, и не должны давать денег, т.к. жадность не позволяет.
ИКР для шотландца и габровца: они не дают денег на благотворительность, но все относятся к этому нормально.
Решение (стр. 153 источника): Шотландцу стало дурно и габровец вывел его из зала.
ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 8
Противоречие: Мастеру выгодно, чтобы ученики работали как можно дольше, т.е. до полной темноты, но это не выгодно ученикам, т.к. они не хотят работать так много.
ИКР для учеников: мастер САМ говорит, что уже темно, а значит, пора заканчивать работу.
Решение (стр. 168-169 источника):
- Мастер, погляди! - крикнул однажды вечером габровец. - По стене мышь бегает!
- Темно, ничего не вижу! - буркнул мастер, продолжая укладывать кирпичи.
- Ну, раз уже темно, кончаем работу! - заявил габровец, и все дружно начали снимать фартуки.
ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 9
- Папа, мне приснилось, что ты купил мне маленькую шоколадку.
Противоречие: папа должен купить ребенку шоколадку, т.к. ребенок намекает ему на это, и не должен покупать, т.к. скупость не позволяет это сделать.
ИКР для папы: папа не покупает шоколадку, да еще вдобавок ребенок САМ больше не будет просить подобным образом сладости.
Решение (стр. 169 источника):
- Если будешь слушаться, то тебе приснится, что я купил тебе большую шоколадку!
ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 10
Предприимчивые и находчивые габровцы, умеющие из всего извлекать пользу, решили подзаработать на бесчисленных анекдотах, относящихся к ним. Общинный совет Габрово объявил, что каждому, кто лично или письменно представит совету новый анекдот о габровцах, будет выплачено пять левов. За короткое время шутники и острословы прислали столько анекдотов, будто намеривались разорить совет
Противоречие:Организаторам необходимо собрать как можно больше анекдотов, но за это придется платить, а это не выгодно организаторам.
ИКР для организаторов: габровцы САМИ присылают анекдоты, но платы за это не получают.
Решение (стр. 190 источника):
Позднее, когда речь зашла о выплате вознаграждения, мэр Габрово заявил:
Никакого вознаграждения не будет, потому что анекдоты эти не новые, большинство из них с бородой
Так или иначе, но габровцам удалось без труда собрать массу анекдотов и составить сборник, который был выпущен на болгарском и иностранных языках. Надо сказать, что его издание не только с лихвой окупилось, но и прославило габровцев на весь мир.
С методических позиций, было бы нелепо!..
ОТ РЕДАКЦИИ:
И хотя разъяснять суть анекдота - все равно что словами пересказывать музыку, мы решили все-таки вербализовать ПРИЕМЫ и МЕТОДЫ, которыми пользовались (и, скорее всего, интуитивно!) "методисты из Габрово", решая вышеназванные задачи. Итак, по порядку:
Задача № 1 (читай: габровский анекдот № 1): Задан некий критерий по неосновному параметру ("яйца черной курицы"), труднопроверяемый для продавца, а потому дающий "карт-бланш" покупателю.
Задача № 2: Всё, что не получается с одним объектом, можно сделать с двумя и больше (прием "Объединение" - один из 40 приемов разрешения технических противоречий в ТРИЗ).
Задача № 3 и 7: Всё, что кажется невозможным с одной точки зрения, вполне возможно с другой (прием "Изменение точки зрения").
Задача № 4, 5 и 9: Использование ресурсов "Конкурентов"/"оппонентов" (в задача № 4 - это газета, в задаче № 5 - расположение лавки между двумя магазинами, а в задача № 9 - в качестве ресурса использована первоначальная фраза ребенка).
Задача № 6: "свертка" двух ресурсов - ресурса пациента (это его питание, связанное с уровнем доходов) и ресурса самого врача (это вопрос о питании больного, который входит во врачебную компетенцию).
Задача № 8: попадание в нужный стереотип (в данном случае - в стереотип: "Слишком ТЕМНО, чтобы что-то увидеть!").
Задача № 10: задан эталон ("бородатый анекдот"), в сравнении с которым продолжать настаивать (или в терминах PR -"обвинять") просто невыгодно, глупо или даже абсурдно (прием Public Relations "Работа с эталоном").
Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 3 (80), 2001 г.