1348
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
© Виталий Сундаков, первая российская школы выживания "ПАЛ-ВИС", г. Москва

НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В АФРИКУ ГУЛЯТЬ


- Мы все трое несли вещи?
- Да, мы все трое несли вещи.
- Он вам дал пригоршню бусинок?
- Дал.
- А мне не дал. Это несправедливо?
- Несправедливо.
- Давайте его убьем!

Такой диалог произошел между индейцами-носильщиками и современным исследователем, путешественником Виталием Сундаковым. А чем он закончился, можно узнать, прочитав интервью нашего корреспондента И. Викентьева с В. Сундаковым (г. Москва) об "общественных коммуникациях" с первобытными племенами и некоторыми "фирменными стандартами" их жизни.


КОРР.: Вам приходилось общаться с разными народами, с разными культурами. Какие советы Вы могли бы дать начинающему путешественнику или туристу?

В. С.: Нигде не любят надменность, многомудрие и демонстрацию "Я выше". Поэтому рекомендация в подобных ситуациях проста: поступай так, как поступил бы ребенок. То есть переведи себя в возраст ребенка и реагируй непосредственно... Серьезность и значимость в действиях и поступках, напряженность могут быть истолкованы неоднозначно...

А доброжелательность, открытость могут нейтрализовать негатив.

КОРР.: Допустим, Вам что-то нужно добиться от племени: груз поднести, "справку навести". Каковы Ваши действия? Как войти в контакт с новой средой?

В. С.: Универсальных правил нет, но посредниками чаще всего являются ...дети. Поэтому делаю так: останавливаюсь недалеко от этого селения и, показывая всяческую расположенность, начинаю производить некие действия, которые привлекут внимание детей. Дети сначала будут стоять поодаль. Потом, когда увидят, что улыбаюсь и делаю какие-то знаки, они начнут подходить все ближе и ближе. Потом подойди ты и что-то подари, потом подойдут постарше, потом взрослые - якобы за детьми, но на самом деле для того, чтобы посмотреть: кто пришел? Причем, скорее всего, подойдут в таком порядке: женщины - старики, а уже потом мужчины... Старики как дети, так же непосредственны. А мужики всегда о себе воображают.

КОРР.: А дальше? Как быть со старейшинами, вождем?

В. С.: Вообще, если ты приходишь в селение, первое, чего ты должен добиться, это встречи со старейшиной или с вождем. Он дает разрешение на общение с тобой: останешься ли ты в селении, прогонят ли тебя или тебя убьют. Его надо расположить к себе. Значит, нужен подарок. И все, что на тебе есть, может стать подарком. Надо посмотреть, что заинтересовало вождя в твоем облике. Он начинает вдруг смотреть на что-то. Они тут же начинают смотреть, обращать внимание: что это такое? И ты тут же отдаешь это и говоришь: "На, это - твое".

Уходишь. Ты пробыл у них пять дней, ты не видел свои вещи, думаешь, все пропало, но когда ты уходишь, он подходит и отдает. Но если ты, когда он тебе отдает, возвращаешь ему назад, тогда он только ее принимает. Поэтому нужно несколько раз отдать! Для того, чтобы человек понял, что ты ему отдаешь насовсем. Поэтому все, что интересовало, я давал. Мне возвращали.

КОРР.: Простите, Вы один, их много, а могут ли вещь отнять?

В. С.: Никогда! Они доросли до понимания, что, если ты завладеешь вещью без разрешения на то Хозяина, у тебя будут в жизни большие неприятности. Это - магия. И она работает. Свидетельствую.

КОРР.: Чему можно поучиться, на Ваш взгляд, у первобытных племен?

В. С.: У колыбельных цивилизаций есть целесообразность. Вот те же листья, тростник и пальма. Все стены жилища из этого сделаны. Как можно говорить, что эти люди бедно живут. Как богато люди живут!!!

Потому что в жилище они заходят только поспать и все остальное время они на природе. Рыбу они ловят ровно столько, сколько нужно. Им не нужен холодильник не потому, что не могут сделать и дорого, да он даже поставить этот холодильник на этот пол не сможет, ибо тот провалится, и подключить его он никуда не может, а зачем ему электроэнергия, свет? Зачем? Солнце садится - лег спать, солнце восходит - встает. Он и живет же в биоритме с природой. Им не нужно это. Не потому, что это невозможно, а потому, что это не нужно. А если он начнет создавать искусственную среду, то под холодильник ему нужен пол, под это - электричество, под электричество - плотина. Под плотину... И всю жизнь он будет работать на это. А тело его будет себя столь же комфортно или дискомфортно, как и в этом жилище-шалашике. То есть он свою жизнь должен направить на вещи и ею не воспользоваться...

А здесь, в нашем обществе, становишься рабом вещей, натуральным. Мало кто задумывается, к сожалению, что такое "раб вещей". Да я же служу этим вещам! Я должен скатерку погладить, вытряхнуть, постирать, чашку - помнить о ней, переставить, вытереть пыль. И сколько вещей, столько я их и обслуживаю.

Индеец же сначала выясняет: "Что это такое?", а потом он выясняет: "Почему я могу без этого обойтись?". Вот ему важнее понять, почему ты без этого не можешь обойтись! Новую вещь интересно попробовать, посмотреть, понять и все. И бросить... Потому что карманов нет, кладовок нет, антресолей, сундуков, мешков - ничего нет. Идет голый, у него лук и стрелы - все. Потому что от этого его жизнь зависит. Больше ни от чего.

КОРР.: А чем же закончился случай с индейцами, носильщиками, с которых мы начали нашу беседу?

В.С.: Ведь в чем там было дело? Мне надо было уходить из индейского племени яномами, живущего первобытнообщинным строем в каменном веке в джунглях, и я попросил двух индейцев заранее о том, чтобы они помогли мне дойти до реки - притока реки Ориноко, с тем, чтобы я потом сел на большую лодку... До лодки надо было донести вещи, и я за это пообещал двум индейцам плату: маленькие коробочки с бусинками. Потом подошел третий и, когда пришла пора идти, сказал: "Можно я пойду с тобой?" Я согласился. В переходе он периодически брал вещи то у одного, то у другого из проводников, то у меня... Когда мы после долгого перехода пришли к лодке, то двум первым я дал бусинки.

"Давай, - говорит, - мне тоже плати, я же тоже нес". Я говорю: "Нечем платить, я тебя не приглашал, ты сам захотел". Вот на этом возник конфликт. В результате конфликта он обратился за помощью к соплеменникам.

Мой ответ прозвучал следующим образом:

- Я вас двоих приглашал, то есть я обещал заплатить?
- Обещал.
- Я его звал с собой?
- Нет.
- Я с вами рассчитался?
- Да, рассчитался.
- Но вы поддержали его сторону? Поддержали. Нарушили наш договор? Нарушили. Значит, у вас я забираю бусинки...

Я забрал эти бусинки, сел в лодку и оттолкнулся от берега.

И услышал следующий монолог: "У нас же были бусинки? Были. Теперь нету? Нету! Из-за него? Из-за него. Давай его убьем!"

Беседу вел И. Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС".

Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 5 (34) 1997 г.

Контакты:

Сундаков В.

Яндекс.Метрика