О рекламе "по Огилви"
Имя известного американского специалиста в области рекламы Д. Огилви хорошо знакомо рекламистам-профессионалам. Его книги читают, у него учатся мастерству создания рекламного текста. Но вряд ли среди его читателей есть те, кто, проехав десятки километров, каждое утро продает одесситам свежие продукты, дарит радость от общения с веселыми, остроумными продавцами. Одесский рынок "Привоз"! Здесь "делают базар" 80 процентов одесситов и гостей города. И именно здесь в бодрых репликах продающих и покупающих воплощены все правила рекламы "по Огилви". И это не случайно! Ведь не только американский мэтр, но и лучшие из производителей-продавцов, предлагающих свой товар, черпали вдохновение в народном опыте.
Давайте медленно пройдемся по Привозу. Посмотрим... послушаем...
-
ПРАВИЛО ОГИЛВИ 1
Более важно то, что вы скажете, а не то, как вы это скажете! Какую выгоду вы собираетесь обещать? Какое общение наиболее действенно?
Молодая мать раздумывает у прилавка с яблоками. Рядом прямо на земле кто-то разложил пакеты с импортным соком. Продавщица яблок не выдерживает:
- Я вас умоляю! Вы напоите ребенка вон тем соком и будете гадать, заболеет он или нет. А мои яблочки!? Вот он попробовал и уже повеселел! И щечки розовые. Это ж килограмм здоровья и без обмана! Так сколько вам взвесить?
-
ПРАВИЛО ОГИЛВИ 2
Если ваша рекламная кампания не построена вокруг определенной идеи, она провалится.
Идея одесских хозяек, которую воплощают в своих похвалах продавцы, такова: раньше мы покупали отечественные продукты и были здоровы! (О возрасте - ни слова!) А сейчас все везде импортное, и мы болеем!
На Привозе больше покупают "свое", испытанное, а в магазинах вынуждены хвалить иностранное (нужно продать!). Но энтузиазма в этих похвалах мало. Для себя продавщицы магазинов берут все на Привозе.
-
ПРАВИЛО ОГИЛВИ 3
Приводите факты. Потребитель - не слабоумное существо. Вы оскорбляете его, если считаете, что простой призыв и восторженные прилагательные склонят его на какую-нибудь покупку.
У прилавка стоит подружка продавщицы. Они миролюбиво "моют косточки" общим знакомым. Но вот задержалась рядом усталая с виду женщина. Грустно спросила, что это за новый сорт колбасы. "Подружка" сразу же "включилась":
- Ты знаешь, Манечка, мои негодяи вчера весь килограмм, что я утром у тебя брала, съели! Правда, я им тоненько, на листочках салатика (она же острая!)... объедение! И сразу видно, что не бумажная! Я, пожалуй, еще возьму.
Покупательница спрашивает робким голосом:
- А она долго хранится без холодильника? Я повезу родным в Москву.
В разговор вступает продавщица:
- Что же мне вас травить? Я же хочу, чтобы вы еще пришли! - И колбаса покупается ...
-
ПРАВИЛО ОГИЛВИ 4
Вы не можете заставить людей покупать. Средняя семья подвергается каждый день воздействию тысяч рекламных объявлений.
... Хорошего хирурга от рядового отличает не различие в ловкости рук, а то, что он больше знает!
- Какая-то у вас бледная морковка...
- Мадам! Этот сорт никогда не краснеет! Но вкус говорит сам за себя и за цвет!
- Ну да! Вам же надо продать...
- Вот, попробуйте. Я ее вырастил из семян с Алтая. Мне брат привез. На Привозе такая только у меня!
- А дешевле?
- Дешевле вон та, скрюченная. От стыда - покраснела аж!
-
ПРАВИЛО ОГИЛВИ 5
Обладайте хорошими манерами...
Даже в книгах о старой Одессе все герои, попавшие на рынок, говорят с изысканной любезностью. На сегодняшнем Привозе нет катаевской "мадам Стороженко", но нравы - прежние.
- Дамочка! Что вы на него смотрите? Берите и доставьте себе удовольствие!
- Хозяечка! У меня ж творог кувшинный! Вы же никогда не будете жаловаться!
- Мадам! Вот вам еще кусочек "на поход". Приходите завтра! Я здесь всегда стою.
- Деточка, у вас нет мелочи? Так если вы не против, я долью масла до горлышка.
- Солнышко! Скажи маме, чтоб она тебя порадовала! Ты же после моего молочка все сумки сам понесешь! Пей, детка!
Здесь все друг друга понимают. Легко переходят с русского на украинский, вставляют болгарские и польские слова. Хорошие манеры на Привозе - это обращение к интересующему вас человеку на том языке, который ему понятен. Какой стимул для овладения народным языком! И никакого принуждения. Так принято. И так выгодно!
-
ПРАВИЛО ОГИЛВИ 6
Сделайте вашу рекламу современной!
Раньше мы слышали: "Берите мое маслице. Смотрите, какое желтенькое! Мы ж из него ничего не берем!" Не будем гадать, что можно взять из желтенького маслица. Лучше послушаем разговор на эту тему сегодня:
- Это крестьянское из Балты -7.20. А это из Николаева - 6.00. Почему?
- Ну, николаевское, оно как "Президент", без холестерина. А балтское пока еще с холестерином...
Последние слова продавщица произносит слегка растерянно. Она хоть и знает, что сейчас модно все "без чего-то", но плохо понимает, лучше ли "без холестерина" или хуже. Так ведь и ученые еще не определили точно... И все же реклама - в духе времени!
-
ПРАВИЛО ОГИЛВИ 7
Если вы не умеете писать новые, хорошие объявления, повторяйте старые, пока они дают положительный эффект. Помните, реклама холодильников, рассчитанная на молодоженов, одинаково актуальна и вчера, и сегодня.
Сравним неброские, написанные на кусочках оберточной бумаги объявления рядом со штабелями брусочков масла: "Масло крестьянское, свежее", "Масло Белгород-нестровское, свеженькое", "Масло крестьянское. Балта. Самое свежее на рынке", "Масло крестьянское. Свежее и полезное". Цена всюду одна - 7 гривен 20 копеек. Берут все на свой вкус. Но присматриваются внимательнее к "свеженькому", "свежему и полезному". Тем более, на опыте убедились, что здесь не обманывают.
-
ПРАВИЛО ОГИЛВИ 8
Никогда не пишите рекламные объявления, которое вы не хотели бы предложить прочесть собственной семье. Вы же не стали бы лгать собственной жене, не лгите и моей. Хороший продукт продается с помощью честной рекламы.
- Наконец-то нашла манку! Весь Привоз обошла!
Продавщица выдерживает паузу. Понимает, что женщина возьмет любую манку. Уже взвесив, выдыхает:
- Манка у нас замечательная!
Это она не нахваливает, просто подтверждает правильность действий покупательницы.
У прилавка растерянная хозяйка:
- Не знаю, это брать печенье или вон то...
- Это не рекомендую, - сообщает продавщица доверительным голосом.
И хозяйка не уходит. Берет другое печенье и благодарит. Благодарит за честность.
-
ПРАВИЛО ОГИЛВИ 9
Не подражайте другим. "Плагиат" - свидетельство не лучших качеств человека.
Рядом две дородные украинские красавицы торгуют овощами. В голос хвалят свои огурчики. Первая - звонко:
- Огурчики, свежие огурчики! Покупаем свеженькие огурчики!
Вторая некоторое время вторит, а потом заводит:
- Огурчики! Молоденькие, с грядочки. Покупайте огурчики без нитратов.
На Привозе царит благодушие. Все понимают хитрости друг друга и сочувствуют друг другу. И покупают, покупают "вкусненькое", "свеженькое", "домашненькое". Покупают не только продукты, но и точно бьющие в цель рекламные призывы.
Вы еще не были на нашем Привозе? Тогда вам не о чем будет вспомнить!
Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 7 (36), 1997 г.