О фирменном стиле
Наши понятия о фирменном стиле зачастую имеют разные границы: от фирменного знака (цвета, фона, рамки, графики) до фирменного звука или ритуала. В зависимости от объекта приложения эти границы также по-разному правильны. Но вот в Америке мне попался каталог изделий писчебумажной фирмы. Я внимательно его просмотрела, исходя из того, что значительная часть таких предметов может быть носителями фирменного стиля. Предлагаю вашему вниманию выдержки из этого каталога с разъяснениями, полученными от работников стандартного американского офиса.
1. ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ:
- конверты, в том числе деловые, для direct mail, праздничные, срочные, оригинальные (различные размеры, цвет);
- бумага для писем, в том числе с фирменной "шапкой", картинкой, фоном, факсимильная (различные размеры, цвет);
- почтовые карточки, в том числе для обратной связи, заказа, вкладыши (типа "спасибо за покупку", "благодарим, что обратились к нам"), для поздравлений сотрудников, Клиентов и т.д.; Фигурируют и такие названия "приветливые карточки", "формальные карточки";
- наклейки на конверте, в том числе с обратным адресом, многоцелевые (с квадратиками для отметок "срочно", "бесплатно", "наложенный платеж"), праздничные - годовщина фирмы, важное событие. Все это в разных размерах и исполнениях: типографское, компьютерное, на фольге, водозащитное;
- фирменная факсовая бумага (в том числе оригинальная - например, с картинкой запыхавшегося человечка и надписью: "Я ужасно старался, чтобы вы получили этот факс").
2. ВНУТРЕННЕЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО:
- бланки сообщений (срочная информация) - из соседних отделов, от руководства, распоряжений, инструкций, телефонограмм, бумага для заметок, расписания;
- то же, - с указанием персоналий. Например, блокнот или блок самоклеящихся листков с надписью "From the desk of Alex Sokolovsky";
- то же, - формализованное по графам: от кого - кому, время получения, срок ответа, кому переслать;
- то же, - плюс отрывные, самоклеящиеся, с копиркой;
- то же, - с условной символикой, картинками. Или в комплекте с конвертом;
- конверты для внутренних сообщений, зарплаты;
- папки-организаторы деловых бумаг.
3. БУХГАЛТЕРСКИЕ И УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
- накладные, счета, чеки, ордера, сопроводительные документы, заявки, ведомости, отчеты о сделанной работе, бланки картотеки (различного размера, цвета, композиции);
- то же, - в компьютерном исполнении, на лазерном принтере;
- то же, - защищенное от подделок.
4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ БУМАГИ И ПРЕДМЕТЫ:
- визитные карточки, бэджи, удостоверения, проспекты и буклеты, ассортиментные листки-прайсы, папки;
- фирменные "деньги", подарочные сертификаты (которыми Клиент может расплатиться за покупку), купоны, удостоверения постоянных Клиентов;
- фирменные сувениры ("мотивационные продукты"): плакаты, блокноты, альбом фирмы, кружки, бизнес-аксессуары;
- карточки персональных поздравлений Клиентам, праздничные карточки, карточки для букетов.
5. РАЗНОЕ:
- карточки с ценами, ярлыки, таблички для торговых секций или стендов;
- пакеты для покупок, упаковочная бумага;
- таблички для дверей офисных помещений;
- таблички-указатели для офисов, залов обслуживания (то есть табличку с надписью "Ушла на базу" тоже можно заказать в фирменном стиле);
- бэджи (нагрудные наклейки) с надписью "посетитель";
- награды работникам (почетные грамоты, дипломы, звания, адреса, посвящения).
Мысли после такого списка могут возникнуть разные.
И о том, что большинство наших бизнес-структур перекрывает от силы две группы из перечисленных, роль фирменного стиля в построении корпоративных отношений пока практически не задействована.
И о том, что функциональность американского офиса просчитана до мелочей (впрочем, может они просто забюрократизировались?).
И о том, что изобилие функций при изобилии носителей требует хорошей свертки.
А то, что в деловых отношениях уместна доля юмора, вы заметили? Очевидно также, что ключевая фраза представителя рекламного агентства: "Мы предлагаем изготовить для вас визитки, бланки, прайс-листы..." может быть значительно более длинной. И на первое место в ней, возможно, следует ставить менее очевидные для Клиента вещи.
А кроме того, возникает непрошеное открытие: а не создано ли понятие "фирменный стиль" для того, чтобы подымать бумажную промышленность?
Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 12 (29), 1996 г.