Уважаемый Сергей!
Отвечу на Ваши вопросы:
В моей ситуации менеджер имеет широкую возможность регулировать цену продаваемого товара. Есть ли "минусы" у эталона по наценке (марже)?
Есть.
Во-первых, перекладывается ответственность за установление наценки на сотрудника, который не может в полной мере владеть информацией о себестоимости Ваших товаров/услуг. Соответственно, он может ошибиться, дав недопустимую скидку (если учесть те расходы, о которых он не догадывается).
Во-вторых, здесь возможны махинации. Схема такая: менеджер дает большую скидку, а затем они с Клиентом делятся частью дохода. Эта задача решается установлением фиксированных скидок по четко обозначенному "формальному" признаку (пр. "объем покупки", "частота сделок", "объявленная акция" и т.п.).
В-третьих, нечасто, но встречаются недальновидные менеджеры, которые не дадут скидку, чтобы не потерять в зарплате. Так они "воспитывают" Клиента (покупать по "правильной" цене).
План по обороту без формализованной скидки тоже имеет ряд недостатков. В этом случае, менеджеры впадают в другую крайность - дают сразу максимальную скидку, не заботясь о том, что фирма ничего не заработает.
Вывод: определение величины скидки - дело не менеджера по продажам, а руководства. Не исключено, что введя формализованные скидки пару раз Вы проиграете тактически, но точно выиграете стратегически и не введете сотрудников в искушение.
И как быть с тем, что менеджеры начнут (а такая возможность у них есть ) "дробить" крупные сделки на много мелких при неизменном обороте (наценке)?
Такая проблема существует. И потому необходимо определить понятие "сделка". К примеру, "оптовой сделкой" назовем то, что не меньше, чем на 1000 долларов и не чаще, чем 1 раз в неделю (это лишь пример). Такие границы для конкретного случая легко определить анализом. Предположим, обычная частота посещений Клиента - 1 раз в неделю. Если так случилось, что Клиент приезжает чаще, то дополняется один из показателей. Т.е., сумма сделок засчитывается "в оборот", а "число сделок" остается на том же уровне.
Приходит в голову эталон в виде кол-ва обслуженных Заказчиков, но он тоже не бесспорный, т.к. тогда менеджеры смогут в течение отчетного периода распределять меж собой сделки с одним Заказчиком.
Вопрос решается введением карточки Клиента, которая при покупке сканируется. Потом с учетом граничных условий:
а)сделка делится по 0,5 между двумя менеджерами
или
б) засчитывается первому
или
в) засчитывается тому, кто больше товаров продал.
"Оборот" засчитывается каждому свой.
Существуют ли примеры, когда эталонов больше чем два?
Да, критериев результативности (а не эталонов) бывает больше двух. Принципы такие.
1. "Не вводить сущностей сверх необходимого". (Принцип У. Оккама)
2. Задавать вопрос: к чему мы стимулируем?
Если для решения конкретной задачи понадобится больше критериев, то, почему бы, их не использовать?
Успеха,