1774
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
© Игорь Сазонов, г. Оренбург
МЕТОДИСТЫ ИЗ ГАБРОВО

Габровские анекдоты как… решения изобретательских задач


Уважаемая редакция! В Ваших публикациях Вы незаслуженно (на наш взгляд) обошли стороной такой огромный пласт творчества "всех времен и народов", как анекдоты. А ведь в них в концентрированном и кратком виде можно найти ответы на многие проблемы, в том числе - рекламные и PR.

Анекдоты как жанр имеют ряд преимуществ, главное из которых состоит в том, что с их помощью о любых серьезных вещах можно говорить просто и понятно

Надеемся, что наша статья будет тому подтверждением.

Игорь Сазонов,
директор рекламной группы "АЛЬЯНС", г. Оренбург

Учитывая пожелания  и не изменяя методической направленности, редакция "Рекламного Измерения" решила совместить одно с другим - методологию и юмор, точнее, юмор и методологию, и с удовольствием предлагаем  методический разбор габровских анекдотовИсточник: ’’Габровские анекдоты’’. Составители С. Фыртунов и П. Проданов, 2-е изд., перераб., изд-во: Болгарский художник, София; изд-во им. Христо Г. Данова, Пловдив, София, 1982, 192 с., выполненный Коллегами из Оренбурга с позиций Теории Решения Изобретательских Задач.


Почему мы смеемся над анекдотами… в самом конце? Потому что их кульминация - это, по сути, КРАСИВОЕ решение некой задачки, обозначенной (или едва обозначенной) в самом начале. Начнем с начала.

ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 1

Есть противоречие (т.е. задача), дающее жизнь одному из анекдотов: габровцу нужно купить самые крупные яйца, но продавец не может этого позволить, т.к. должен продавать яйца вперемешку, крупные и мелкие.

Идеальный конечный результат (ИКР) для габровца: продавец САМА позволяет габровцу выбрать крупные яйца.

Решение (стр. 59 источника):

- Дай мне пять яиц от черной курицы, - попросил габровец продавщицу

Женщина удивилась и сказала:

- Если ты можешь их различить, выбирай!

Габровец выбрал самые крупные яйца, заплатил и ушел.


ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 2

Два габровца поспорили в церкви, кто из них пожертвует меньше денег

Противоречие: габровец должен пожертвовать минимальную сумму, но монеты меньше стотинки нет.

ИКР для одного из габровцев: габровец жертвует сумму меньше стотинки.

Решение (стр. 75-76 источника):

Когда мимо них проходил церковный служка, первый габровец положил на поднос одну стотинку и победоносно посмотрел на другого.

- За двоих, - смиренно произнес второй и перекрестился.


ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 3

Шеф габровской фирмы получил от своего коммивояжера следующую телеграмму: "Застрял в городе Н. Поезда не ходят. Жду указаний"

Противоречие: шеф фирмы должен платить коммивояжеру суточные, но, естественно, не хочет этого делать.

ИКР для шефа: шеф не платит суточные коммивояжеру; к тому же, тот САМ старается как можно быстрее вернуться из командировки.

Решение: (стр. 85 источника):

Шеф фирмы немедленно послал в ответ телеграмму: "Со вчерашнего дня вы в отпуске".


ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 4

Встретились два габровских шофера на узком мосту, и ни тот, ни другой не пожелали тратить бензин на задний ход

Противоречие: один шофер должен тянуть время, чтобы вынудить другого шофера уступить дорогу, и не должен тянуть время, т.к. это не может продолжаться вечно и кому-нибудь все равно придется уступить дорогу.

ИКР для другого шофера: один шофер САМ понимает, что тянуть время бессмысленно.

Решение (стр. 104 источника):

Один развернул газету и принялся читать, надеясь, что другому надоест ждать. Но тот вылез из кабины, сел на капот и крикнул:

- Эй, коллега, когда прочтешь газету, дай и мне посмотреть!


ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 5

Во время кризиса один торговец вывесил на двери своего магазина объявление: "Распродажа! Цены снижены на 20%". Чтобы не попасть впросак, его сосед объявил снижение цен на 30%

Противоречие: Габровец должен дать аналогичные или даже большие, чем у соседей, скидки, чтобы привлечь к себе покупателей, и не должен давать таких скидок, т.к. это может быть для него разорительно.

ИКР: габровец не дает скидок вообще, но покупатели к нему идут

Решение (стр. 110 источника):

Тогда другой габровец, лавка которого находилась между двумя этими магазинами, повесил на дверях картонку: "Здесь главный вход на распродажу".


ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 6

Есть противоречие: врач должен узнать о доходах своих пациентов, чтобы выписать счет на большую сумму, но пациенты не хотят этого сообщать, т.к. это им невыгодно.

ИКР для врача: пациенты САМИ сообщают о своих доходах.

Решение (стр. 134 источника):

У одного габровского врача спросили:

- Почему, осматривая пациентов, вы всегда интересуетесь, как они питаются? Имеет ли это значение для установления диагноза?

- Для диагноза - нет! А для определения суммы гонорара - да!


ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 7

На почве юмора габровцы и шотландцы нашли общий язык и начали общаться. Как-то шотландец и габровец отправились вместе на бесплатную лекцию. К концу лекции вдруг начался сбор денег на благотворительные цели

Противоречие: шотландец и габровец должны дать деньги на благотворительность, т.к. другие посетители лекции могут плохо о них подумать, и не должны давать денег, т.к. жадность не позволяет.

ИКР для шотландца и габровца: они не дают денег на благотворительность, но все относятся к этому нормально.

Решение (стр. 153 источника): Шотландцу стало дурно и габровец вывел его из зала.


ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 8

Противоречие: Мастеру выгодно, чтобы ученики работали как можно дольше, т.е. до полной темноты, но это не выгодно ученикам, т.к. они не хотят работать так много.

ИКР для учеников: мастер САМ говорит, что уже темно, а значит, пора заканчивать работу.

Решение (стр. 168-169 источника):

- Мастер, погляди! - крикнул однажды вечером габровец. - По стене мышь бегает!

- Темно, ничего не вижу! - буркнул мастер, продолжая укладывать кирпичи.

- Ну, раз уже темно, кончаем работу! - заявил габровец, и все дружно начали снимать фартуки.


ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 9

- Папа, мне приснилось, что ты купил мне маленькую шоколадку.

Противоречие: папа должен купить ребенку шоколадку, т.к. ребенок намекает ему на это, и не должен покупать, т.к. скупость не позволяет это сделать.

ИКР для папы: папа не покупает шоколадку, да еще вдобавок ребенок САМ больше не будет просить подобным образом сладости.

Решение (стр. 169 источника):

- Если будешь слушаться, то тебе приснится, что я купил тебе большую шоколадку!


ГАБРОВСКИЙ АНЕКДОТ № 10

Предприимчивые и находчивые габровцы, умеющие из всего извлекать пользу, решили подзаработать на бесчисленных анекдотах, относящихся к ним. Общинный совет Габрово объявил, что каждому, кто лично или письменно представит совету новый анекдот о габровцах, будет выплачено пять левов. За короткое время шутники и острословы прислали столько анекдотов, будто намеривались разорить совет

Противоречие:Организаторам необходимо собрать как можно больше анекдотов, но за это придется платить, а это не выгодно организаторам.

ИКР для организаторов: габровцы САМИ присылают анекдоты, но платы за это не получают.

Решение (стр. 190 источника):

Позднее, когда речь зашла о выплате вознаграждения, мэр Габрово заявил:

Никакого вознаграждения не будет, потому что анекдоты эти не новые, большинство из них с бородой

Так или иначе, но габровцам удалось без труда собрать массу анекдотов и составить сборник, который был выпущен на болгарском и иностранных языках. Надо сказать, что его издание не только с лихвой окупилось, но и прославило габровцев на весь мир.

С методических позиций, было бы нелепо!..


ОТ РЕДАКЦИИ:

И хотя разъяснять суть анекдота - все равно что словами пересказывать музыку, мы решили все-таки вербализовать ПРИЕМЫ и МЕТОДЫ, которыми пользовались (и, скорее всего, интуитивно!) "методисты из Габрово", решая вышеназванные задачи. Итак, по порядку:

Задача № 1 (читай: габровский анекдот № 1): Задан некий критерий по неосновному параметру ("яйца черной курицы"), труднопроверяемый для продавца, а потому дающий "карт-бланш" покупателю.

Задача № 2: Всё, что не получается с одним объектом, можно сделать с двумя и больше (прием "Объединение" - один из 40 приемов разрешения технических противоречий в ТРИЗ).

Задача № 3 и 7: Всё, что кажется невозможным с одной точки зрения, вполне возможно с другой (прием "Изменение точки зрения").

Задача № 4, 5 и 9: Использование ресурсов "Конкурентов"/"оппонентов" (в задача № 4 - это газета, в задаче № 5 - расположение лавки между двумя магазинами, а в задача № 9 - в качестве ресурса использована первоначальная фраза ребенка).

Задача № 6: "свертка" двух ресурсов - ресурса пациента (это его питание, связанное с уровнем доходов) и ресурса самого врача (это вопрос о питании больного, который входит во врачебную компетенцию).

Задача № 8: попадание в нужный стереотип (в данном случае - в стереотип: "Слишком ТЕМНО, чтобы что-то увидеть!").

Задача № 10: задан эталон ("бородатый анекдот"), в сравнении с которым продолжать настаивать (или в терминах PR -"обвинять") просто невыгодно, глупо или даже абсурдно (прием Public Relations "Работа с эталоном").

Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 3 (80), 2001 г.

Контакты:

Сазонов И.
alliance@public.orenburg.ru

Яндекс.Метрика