Амазон
RRRRR - 54.161.227.32
@ Подписаться

© Галина Владимирова, TRIZ-RI Group
НЕ БОЙСЯ, Я С ТОБОЙ!
Твоя программа

Компьютеры. Как развенчать типовые предубеждения


…Можно, конечно, и так: "Не волнуйтесь. Компьютер - он умный. Он и для того, и для другого…., а не только для того, о чем вы подумали. Есть надежная защита от вирусов. А хакерам вообще нет дела до Вашего компьютера…"

В итоге - вместо предвкушаемой продавцом покупки, Клиент уходит… отговаривать своих соседей. "Успокаивают - значит, точно что-то не то!". Скажите сомневающемуся покупателю, что пресловутая "проблема 2000 года" - это проблема лишь нескольких сотен устаревших на планете компьютеров, и он обязательно причислит к нему предлагаемый. Таково свойство человеческой доминанты.

В этом отношении, рекомендации программы "Приемы журналистики и PR" помогают создавать тексты, для Клиента БОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНЫЕ. Не столько методами формальной логики (к которой, мы помним, не восприимчив "тревожный" ум), сколько учетом психологических особенностей человека при восприятии информации.

Выполняя некогда данное Читателям бюллетеня "Рекламное Измерение" обещание, покажем, как с помощью компьютерной программы "Приемы журналистики и PR" могут быть развенчаны некоторые типовые предубеждения о компьютерах.


После каждого названного типового опасения и решения по его развенчанию, логика изложения такова:

  • УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ, введенные Пользователем в программу.
  • Один из ПРИЕМОВ, рекомендованный программой, и его микроструктураМикроструктура Приема - это 
детальный - до уровня фраз и/или абзацев - план данного Приема..
  • Один из ПРИМЕРОВ (НА ДРУГУЮ ТЕМУ!), иллюстрирующий выбранный прием, и его микроструктураМикроструктура
Примера - это детальный - до уровня фраз и/или абзацев - план данного Примера..
  • Возможное РЕШЕНИЕ Пользователя, написанное ПО АНАЛОГИИ с выбранным приемом и примером программы, и его микроструктура.

Итак, бытует:

ТИПОВОЕ ОПАСЕНИЕ-1 
"И ХАКЕРЫ КРОВАВЫЕ В ГЛАЗАХ…"

ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ:
"Значительная часть пользователей персональных компьютеров боится хакеров. Мало того, что вскрывают чужие компьютеры, запускают мерзкие "программульки" и портят файлы, так ведь еще сеют панику в домах честных граждан. Одно слово - ХАКЕР!

"Вы послушайте - за последние полгода хакерами вскрыты серверы крупнейших в мире банков, фирм и военных баз. Испорчены хранилища данных, представляющие государственный интерес не одной страны. На очереди - 2-я улица Механизаторов, - говорят его жители. - Ждем со дня на день!

Однако, хакеры, занятые военными базами, почему-то сюда не спешат… Говоря словами классика: "До того ль, голубчик, было?" Тем не менее, жадные до сенсации жители 2-й улицы Механизаторов уверены: "Будет и на нашей улице хакер! "

Рассмотрим, как получено это решение.

УСЛОВИЯ, введенные Пользователем в программу:

РАЗДЕЛ ТЕКСТА СЕРЕДИНА
ПРЕДМЕТ ОПИСАНИЯ ГЕРОЙ (в нашем случае - хакер)
 ЭМОЦИЯ
ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ
к ПРЕДМЕТУ ОПИСАНИЯ
Скорее отрицательно
РЕШАЕМАЯ ЗАДАЧА Контрреклама (PR)

ПРИЕМЫ, рекомендованные программой:

2.14. Текст начинается с "контррекламы", а более конкретно:

2.14.3. Автор прямо вскрывает мотив, причину, открыто проговаривает позицию обвиняющего, так, что Клиенты подставляются Автором в позицию внешнего Наблюдателя, Судьи, Оценивающего, при этом:

  • либо обвинение, а точнее - вина за него - переадресуется другому лицу...
  • либо указывается причина поведения Обвиняющего, которая имеет в глазах Клиентов негативную оценку;
  • либо Клиенты домысливают, что Обвиняющий элементарно ошибается, не защищает их интересы и/или даже обманывает,

после чего Автор детализирует, обосновывает вывод Клиента...(см. Таблицу 1). 

ТАБЛИЦА 1 
ТИПОВОЕ ОПАСЕНИЕ -1: "И ХАКЕРЫ КРОВАВЫЕ В ГЛАЗАХ…"

Микроструктура
приема 2.14.3
Как правило,
в каждом пункте Микроструктуры приведено несколько альтернативных вариантов
(они отмечены жирными точками в начале строки). При создании текста Автор может
ориентироваться на один из них либо на их комбинацию.

Микроструктура иллюстрирующего примера

Микроструктура решения Пользователя

1.Герой или Автор кратко упоминает:
  • либо уже переформулированный(!) им тезис Обвиняющего;
  • либо тезис Обвиняющего со своей негативной оценкой этого тезиса; Негативные признаки/эталоны.
"Значительной частью населения Каспаров нелюбим - мало того, что пятая графа у него не в порядке, так еще и сам он какой-то нахальный и нескромный. То ли дело Карпов - в доску свой, тихий и печальный... "Значительная часть пользователей персональных компьютеров боится хакеров. Мало того, что вскрывают чужие компьютеры, запускают мерзкие программульки и портят файлы, так ведь еще сеют панику в домах честных граждан. Одно слово - ХАКЕР!
2.Автор открыто проговаривает позицию Обвиняющего, так, что Клиенты подставляются им в позицию внешнего Наблюдателя, оценивающего баланс:
  • реальные достижения Предмета описания и тезис Обвиняющего;
  • реальные достижения Предмета описания и ошибки Обвиняющего (в том числе и связанные с отсутствием защиты интересов Клиентов или даже их обманом); Негативные признаки/эталоны
Однако никто не в силах отрицать, что именно благодаря Каспарову десятки толстосумов понесли в шахматы свои деньги, а тысячи мастеров и гроссмейстеров получили возможность сделать игру своей профессией и зарабатывать неплохие деньги. Кроме того, время Карпова, видимо, давно позади, и даже предстоящий матч двух "К" особого интереса не вызывает - его исход легко предсказуем. "Вы послушайте - за последние полгода хакерами вскрыты серверы крупнейших в мире банков, фирм и военных баз. Испорчены хранилища данных, представляющие государственный интерес не одной страны. На очереди - 2-я улица Механизаторов, - говорят его жители. - Ждем со дня на день!" Однако, хакеры, занятые военными базами, почему-то сюда не спешат…
3. Герой или Автор делают обобщающий вывод, содержащий новые (!) оценки исходного тезиса Обвиняющего и Предмета описания. Кто бы что не говорил, цельность натуры Гарри Кимовича, его последовательность в отстаивании своих убеждений и, наконец, деловая хватка внушают искреннее уважение. Каспаров - человек нового времени, которое, как это не противно большинству из нас, пришло и ломится в двери; Карпов - весь в прошлом".

Бобров А. 
Гарри Каспаров: развелся и заиграл,
еженедельник "Теленеделя-Киев", 1997 г., № 9, с. 31.

Говоря словами классика: "До того ль, голубчик, было?" Тем не менее, жадные до сенсации жители 2-й улицы Механизаторов уверены: "Будет и на нашей улице хакер!"

Перейдем к иной задаче, выраженной в

ТИПОВОМ ОПАСЕНИИ-2 
"НЕ ВСЕ ИГРЫ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ!"

Покажем два из возможных решений.

ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ - 1:
"Ума не приложу, как отучить моего пацана от этих дурацкий игрушек, - говорит себе какой-нибудь папаша, наяривая в "Тетрис". - В наше время вообще никаких компьютеров не было и ничего… Сейчас вот приходится… Ступай отсюда, паршивец, не мешай отцу работать!"

Зачастую именно так радеющий за свое дитя отец понимает задачи домашней педагогики".

Рассмотрим, как получено решение - 1.

УСЛОВИЯ, введенные Пользователем в программу:


   РАЗДЕЛ ТЕКСТА

  СЕРЕДИНА
  ПРЕДМЕТ ОПИСАНИЯ
  ГЕРОЙ
  (в нашем случае 
  - обвиняющий  родитель)
  ЭМОЦИЯ

  ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ  ЧИТАТЕЛЕЙ
  к ПРЕДМЕТУ ОПИСАНИЯ
 Скорее отрицательно

  РЕШАЕМАЯ ЗАДАЧА
 Контрреклама (PR)

В соответствии со своей задачей, Пользователь ввел те же самые условия, что и при решении задачи, выраженной в типовом опасении -1: "И хакеры кровавые в глазах…". Но из гаммы рекомендаций, предложенных программой, был взят ДРУГОЙ ПОДПРИЕМ (2.14.7):

ПРИЕМЫ, рекомендованные программой:

2.14. Текст начинается с "контррекламы", а более конкретно:

2.14.7. Автор описывает, что Обвинение оказывается не столь убедительным, поскольку:

  • как выясняется сам Обвиняющий связан с помыслами, либо действиями, в которых он обвиняет других...
  • возможна иная точка зрения, оценка на обвинение, либо само значение обвинения;
  • обвинение доведено обвиняемым Героем до очевидного Клиенту абсурда... (см. Таблицу 2).
ТАБЛИЦА 2 
ТИПОВОЕ ОПАСЕНИЕ -2: "НЕ ВСЕ ИГРЫ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ!"

Микроструктура
приема 2.14.7
Микроструктура иллюстрирующего примераМикроструктура
решения - 1 Пользователя
1. Герой или Автор кратко (!) упоминают тезис Обвиняющего и начинают его переформулировать... "Что же заставляет Пикассо так страшно искажать образы реального мира?" "Ума не приложу, как отучить моего пацана от этих дурацкий игрушек, - говорит себе какой-нибудь папаша,
3.Используется одна из схем:
  • как выясняется, САМ Обвиняющий связан с помыслами, либо действиями, в которых он обвиняет других...
  • возможна иная (!) точка зрения на обвинение;
  • возможное иное (!) значение обвинения;
Однажды во время немецкой оккупации Парижа в мастерскую художника пришло несколько гитлеровских офицеров. Один из них взял со стола репродукцию с "Герники" и небрежно спросил Пикассо: "Это вы сделали?" - "Нет, это вы сделали", - ответил художник. наяривая в "Тетрис". - В наше время вообще никаких компьютеров не было и ничего… Сейчас вот приходится… Ступай отсюда, паршивец, не мешай отцу работать!"
4.Герой или Автор делают:
  • вывод большей степени общности, чем исходный конкретный тезис Обвиняющего;
  • исходный тезис Обвиняющего доведен до абсурда.
Здесь кроется ответ на многие вопросы, связанные с пониманием произведений Пикассо..."

Голомшток И., Синявский А., Пикассо, 
М., "Знание", 
1960, с. 45 - 46.

Зачастую именно так радеющий за свое дитя отец понимает задачи домашней педагогики".

ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ - 2:
" У большинства родителей на уме одни игры. Разумеется, при упоминании слова "компьютер". Они так прямо и говорят: "Компьютер - это сплошные игрушки!". "Целыми днями мой ребенок играет в этих ужасных вампиров. Я боюсь за его психику!" И, как могут, ограждают от них детей.

Огражденный от вампиров компьютерных, ребенок с увлечением выискивает их в триллерах и теле-"ужастиках". Вы снова нажимаете "выкл.", но ваш ребенок уже мчится к какому-нибудь Вовке или Димке, чтобы продолжить у него.

Не пускайте его к этому Димке! Включите ему дома компьютер, и пусть он на нем запросто изучит английский, разберет трудную физику, приобщится к искусству или просто посмотрит хорошие мультяшки. Без вампиров. Просто начните ему покупать хорошие компьютерные программы ".

Рассмотрим, как получено это решение.

УСЛОВИЯ, введенные Пользователем в программу:


  РАЗДЕЛ ТЕКСТА

  Анонс/Начало

  ПРЕДМЕТ ОПИСАНИЯ
 
  ПРОЦЕСС (в данном случае – игры)
  ЭМОЦИЯ

  ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ 
  к ПРЕДМЕТУ ОПИСАНИЯ
  Скорее отрицательно

  РЕШАЕМАЯ ЗАДАЧА
 Побудить изменить отношение

ПРИЕМЫ, рекомендованные программой:

2.7. В анонсе или начале текста сформулированы: вопросы, проблемы, типовые ошибки, которые будут рассмотрены в основной части материала.

2.7.1. Текст начинается с называния, спокойного и открытого проговаривания стереотипов, предубеждений, заблуждений массового сознания (скорее всего, характерных и для Читателя текста) по поводу изображаемых Предметов описания, после чего Автор переключает внимание Читателя и начинает более подробно рассказывать собственно о Предмете описания...(см. Таблицу 3). 

ТАБЛИЦА 3 
ТИПОВОЕ ОПАСЕНИЕ -2: "НЕ ВСЕ ИГРЫ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ!"

Микроструктура приема 2.7.1Микроструктура иллюстрирующего примераМикроструктура решения Пользователя
1.Упоминается:
  • проблемная ситуация;
  • вопрос;
  • чье-то - но не Читателя (!) - неверное представление, действие;
"С чем у большинства из нас ассоциируется слово ломбард? "У большинства родителей на уме одни игры. Разумеется, при упоминании слова "компьютер".
2. Автор открыто проговаривает стереотипы, предубеждения, заблуждения массового сознания (скорее всего, характерные и для Читателя текста) по поводу изображаемых Предметов описания и ситуаций; Темные комнатушки в окраинных районах, сундуки, в которых бесследно исчезает последнее кольцо, люди с печатью нищеты на лицах, неистово торгующиеся за каждый рубль... А что еще могут предложить рекомендуемые школой литературные произведения? Честно говоря, когда мы отправлялись в ломбард, нам было не по себе - неужели придется окунуться в мрачную атмосферу конца прошлого века. Но, как оказалось, ломбарды - это далеко не архаика. Они так прямо и говорят: "Компьютер - это сплошные игрушки!". "Целыми днями мой ребенок играет в этих ужасных вампиров. Я боюсь за его психику!" И, как могут, ограждают от них детей. Огражденный от вампиров компьютерных, ребенок с увлечением выискивает их в триллерах и теле-"ужастиках". Вы снова нажимаете "выкл.", но ваш ребенок уже мчится к какому-нибудь Вовке или Димке, чтобы продолжить у него.
2.Автор делает:
  • верный вывод и начинает более подробно рассказывать о Предмете описания...
Во всяком случае, внешне они мало отличаются от операционных залов небольших банков. Да и народ, пришедший в них, мало напоминает обнищавших горожан, закладывающих последнее, что у них есть, чтобы прокормить семью. Совсем наоборот. Складывается впечатление, что эти люди ходят сюда, как на работу. Все просто. Понадобились деньги, пришел в ломбард, появились - выкупил. Словом, нормальная деловая атмосфера".

Жук Р., Петрова О. Заложники быстрых денег, журнал "Деньги", 1997, 
№ 23, с. 26.

Не пускайте его к этому Димке! Включите ему дома компьютер, и пусть он на нем запросто изучит английский, разберет трудную физику, приобщится к искусству или просто посмотрит хорошие мультяшки. Без вампиров. Просто начните ему покупать хорошие компьютерные программы".

Покажем еще на одной проблеме:

ТИПОВОЕ ОПАСЕНИЕ-3 
"ДОЖИВЕМ ДО 2000-го ГОДА…"

"Мир в ожидании. В ночь на 1-е января грядущего года поезда собьются с привычного расписания, корабли военно-морских баз - с привычного курса, а искусственные спутники Земли - с привычных орбит. Начнется самопроизвольный запуск крылатых ракет и бесконтрольный перевод денег с одного банковского счета на другой. Воцарится невообразимый хаос… И наступит конец света, - как сказала бы церковь в подобной ситуации.

Но "проблема 2000 года" изобретена не ею, хотя и сделана с не меньшим, чем другие акции воздействия на массовое сознание, профессионализмом. Механизм все тот же - найти общечеловеческую проблему, снабдить ее "легендой", придать вселенский масштаб и привязать к значимой дате, заставить о ней говорить и искать избавления…

От кого ныне ждут избавления владельцы персоналок? - Не от химиков, это точно. Химики уже "отработали" свою легенду с озоновым слоем. А программисты - свою - только начинают…"

Рассмотрим, как получено это решение.

УСЛОВИЯ, введенные Пользователем в программу:


  РАЗДЕЛ ТЕКСТА
  Анонс/Начало

  ПРЕДМЕТ ОПИСАНИЯ

  ПРОЦЕСС (в данном случае -  "проблема 200  года")
  ЭМОЦИЯ

  ИСХОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ 
  к ПРЕДМЕТУ ОПИСАНИЯ
  Скорее отрицательно

  РЕШАЕМАЯ ЗАДАЧА
  Избежать нежелательных ассоциаций

ПРИЕМЫ, рекомендованные программой:

2.4. В заголовках, анонсе или начале текста Автор упоминает положения, тезисы, либо формулирует вопросы, которые он намерен рассмотреть далее...

2.4.7. При наличии у Читателя отрицательного стереотипа по поводу изображаемых Героев/ Объектов - что может заставить Читателя просто не прочесть текст - Автор:

  • рассказывает, но прямо не называет в тексте Герой/Объект с отрицательным стереотипом, акцентируя внимание Читателя на иных деталях описания;
  • либо выражает свое негативное отношение к Герою/Объекту с отрицательным стереотипом;
  • либо выражает свое негативное отношение к Герою/Объекту с отрицательным стереотипом, по крайней мере до тех пор, пока Читатель не заинтересуется текстом в целом...
  • либо переключает внимание Читателя на постороннюю эмоционально - значимую тему, не называет в тексте Герой/Объект с отрицательным стереотипом, по крайней мере до тех пор, пока Читатель не заинтересуется текстом в целом... (см. Таблицу 4).

ТАБЛИЦА 4 
ТИПОВОЕ ОПАСЕНИЕ -3: "ДОЖИВЕМ ДО 2000-го ГОДА…"

Микроструктура приема 2.4.7Микроструктура иллюстрирующего примераМикроструктура решения Пользователя
3.Упоминается:
  • действие, процесс, ситуация;
  • проблемная ситуация;
Не называется Предмет описания-1, но упоминается:
  • некое его "зашифрованное" наименование;
Автор выражает:
  • свое негативное отношение к Предмету описания-1 с отрицательным стереотипом;
"Некоторые страницы его биографии читаются как уголовная хроника, как выдержки из досье преступника. Первым в 1813 г. попытался его поймать Гемфри Дэви - великолепный знаток своего дела, человек опытный и предусмотрительный. Он был готов к неожиданностям и принял особые меры предосторожности. Не помогло. Преступник скрылся, причинив Дэви тяжкие внутренние повреждения. От этого удара Дэви так и не смог оправиться - долго болел и рано умер. "Мир в ожидании. В ночь на 1-е января грядущего года поезда собьются с привычного расписания, корабли военно-морских баз - с привычного курса, а искусственные спутники Земли - с привычных орбит.
2.Описываются:
  • усиление/нарастание проблемной ситуации;
  • появление новой проблемной ситуации-2;
Попытку найти его и изолировать предприняли в 1836 году братья Томас и Георг Нокс - оба крупные специалисты, члены Ирландской Академии наук. Попытка кончилась трагически. Томас погиб, Георг на всю жизнь потерял трудоспособность. Охотясь за ним, принял мученическую смерть француз из Нанси Жером Никлес. Поплатился жизнью бельгиец П. Лайет. Долгая и тяжелая болезнь подорвала силы Гей-Люссака и Тенара... Начнется самопроизвольный запуск крылатых ракет и бесконтрольный перевод денег с одного банковского счета на другой. Воцарится невообразимый хаос… И наступит конец света,
4.Неожиданно (!) и на контрасте Автором называется:
  • истинное имя или название Предмета описания-1 и, делается промежуточный вывод в конце фрагмента текста;
Никакой другой химический элемент (даже хлор, даже радий) не может похвастаться такой биографией. Недаром Дэви и Ампер дали ему имя фтор, что в переводе с греческого значит гибель, разрушение".

Бахтанов Р. 
Фигуры не имеет..., 
М.: Знание, 1977.

- как сказала бы церковь в подобной ситуации. Но "проблема 2000 года" изобретена не ею, хотя и сделана с не меньшим, чем другие акции воздействия на массовое сознание, профессионализмом. Механизм все тот же - найти общечеловеческую проблему, снабдить ее "легендой", придать вселенский масштаб и привязать к значимой дате, заставить о ней говорить и искать избавления… От кого ныне ждут избавления владельцы персоналок? - Не от химиков, это точно. Химики уже "отработали" свою легенду с озоновым слоем. А программисты - свою - только начинают…"

ОТ РАЗРАБОТЧИКОВ

Уважаемым Читателям данная программа будет полезна не столько при написании ВСЕГО текста, сколько именно при возникновении ЗАТРУДНЕНИЙ! По отзывам наших Клиентов, наиболее эффективно использование программы в ситуациях, когда:

  • текст "не идет", "не пишется", "нет свежих идей...";
  • тема "нелюбимая" для Автора, а надо написать в заданный Заказчиком срок;
  • специалист (нежурналист) прекрасно знает "фактуру" по своей фирме, товарам и услугам, но плохо доносит ее для Клиентов;
  • Автору не ясно "как начать?", либо "как закончить?" текст или сценарий аудио-, видеоролика;
  • необходимо быстро получить несколько десятков идей, хотя бы "на четверку", а затем выбрать и "дожать" лучшую из них;
  • Автор элементарно устал, но вынужден работать при дефиците времени (например, в редакции или предвыборном штабе).

Автор благодарит И.Л. Викентьева и С.В. Сычева (Система "ТРИЗ-ШАНС")
за консультации по статье.

Статья опубликована в бюллетене “Рекламное Измерение” № 9 (62), 1999 г.

Контакты:

Владимирова Г.В
sch_gl@triz-ri.com
skype:
triz-ri

Российская Федерация:
тел./факс: + 7 (499) 322-37-27, + 7 (863) 2-699-123
Чешская Республика:
тел. моб.: + 420 723 394 451


Уважаемые Коллеги!

Если Вам понравился этот материал, Вы можете простимулировать автора продолжить писать, отправив любую сумму.

Авторам и Редакции нужна обратная связь.

Большое Спасибо!
Яндекс.Метрика