Композитор Александр Журбин, чьи музыкальные спектакли шли в России ("Орфей и Эвридика") и США, утверждает: "Далеко не всегда хороший роман становится основой для хорошего спектакля или фильма. В кино даже существует присловье, что гениальные фильмы делаются из средней литературы. Беру наугад: “Гражданин Кэйн”, “Крестный отец”, “Солярис”. И наоборот – из гениальных романов хорошего кино (спектакля) не получится. Примеры: “Война и мир”, “Мастер и Маргарита”, “Лолита”. Наверное, можно найти исключения и из этого правила, но ничего в голову не приходит. Кстати, замечательный пример лежит рядом. Один из лучших режиссеров мирового кино Милош Форман, взявшись за тот же роман Доктороу, тоже потерпел неудачу. Из всех его фильмов “Регтайм”, пожалуй, самый слабый. А по произведениям менее крупным (“Кукушка” Кена Кизи, “Амадеус” Питера Шеффера) получаются шедевры”. Цитируется по: Журбин А., Как это делалось в Америке, М., “Захаров”, 1999 г., с. 102.
Вопрос к участникам Форума:
- этот эффект действительно есть?
- или А. Журбин ошибается?
C уважением,
2001-10-13 23:38:27
Л. Джанибеков
»
Редакция
Мои гипотезы таковы:
Либо Александру Журбину "просто показалось".
Либо совершенное произведение действительно трудно усовершенствовать.
Например, гораздо легче придумать новый загородный дом, чем усовершенствовать классическую юрту или велосипед.
2001-10-23 11:26:15
Игорь Грешник
»
Редакция
Думаю композитор ошибается. В том числе, "подкачали" приводимые им примеры: "Солярис", "Крестный отец" и др. Мягко говоря, не столь все однозначно.
Или, скажем, "Полет над гнездом кукушки" - это ведь еще и пьеса.
Вообще, много композитором притянуто за уши.
С Уважением,
2001-10-25 14:38:26
Valery
»
Редакция
Думаю, композитор не столько ошибся, сколько «попался» на так называемый прием Public Relations «Сравнение с эталоном» (прием описан в книге Викентьева «Приемы рекламы и PR»). Причем, в данном случае эталон был ВЫСОКИМ.
Каким бы ни было хорошим вторичное произведение, а стать ВЫШЕ ВЫСОКОГО эталона, пожалуй, невозможно.
С уважением,
2001-10-25 16:57:16
Игорь Грешник
»
Valery
> Каким бы ни было хорошим вторичное произведение, а стать ВЫШЕ
> ВЫСОКОГО эталона, пожалуй, невозможно...
В том же жанре - да. При смене жанра, пожалуй, нет. Не сравнивает публика Чайковскго с Пушкиным ("Евгений Онегин", но в разных жанрах)
и Толстого с Бондарчуком ("Война и Мир" аналогично). Либо такие сравнения не вредят Авторам.
Кстати, кажется, с этим пересекается вот какая "штука". Когда говорят о детях великих актеров, ученых, писателей, то любят приговаривать: "Природа на детях отдыхает".
Скажем, все понимают, что Кристина Орбакайте - талантлива. Но мама -Алла Борисовна Пугачева - ее все равно "вампирит". Даже не желая этого. Аналогично Олег Газманов - так или иначе - талантливого
сына-Родиона, как певца невольно "забил".
В обоих случаях родители и дети работали "в одном жанре". И эта ситуация, конечно, "не в пользу детей".
Но, например, Константин Райкин умно стал актером другого жанра.
И публика его не сравнивает с отцом Аркадием Райкиным. Равно, как Андрея Миронова публика тоже не сравнивала с родителями: эстрадным дуэтом М.Миронова-А.Менакер.
В последних двух случаях жанр изменен.
Аналогично в "фильмах-книгах". Описанная опасность "сравнение с эталоном" может существовать "в одном жанре". Например, когда каждая последующая экранизация "Унесенных ветром" (или др.) будет восприниматься публикой хуже "эталонной". Или когда "продолжение великого фильма", снятое "по просьбе публики", будет выглядеть хуже самого первого фильма.
А вот сказать, что РОМАН "Солярис" (С. Лема) лучше ФИЛЬМА "Солярис" А.Тарковского нельзя. Точнее ПУБЛИКА НЕ СКЛОННА сравнивать кто лучше Лем или Тарковский.
Тоже самое можно сказать о "Крестном отце" Ф.Копполы и "Крестном отце" М.Пьюзо. Фильм, конечно, вышел позже романа, но он великолепен.
И - главное - публика не склонна (что бы там не написал, не ставший великим, как те люди, о которых он пишет, композитор А.Журбин) сравнивать этих Авторов.
Зато публика склонна сравнивать фильмы "Крестный отец" и "Крестный отец-2", "Крестный отец-3" и т.д. И - конечно - сравнивает в пользу
первого фильма.
А также публика склонна сравнивать "главный роман Пьюзо" с другими его же произведениями. И - вот - пожалуй - сходу других-то произведений не вспомнишь.
Резюме: "Смена жанра - спасение от высокого эталона".
С Уважением,
2001-11-08 03:47:07
Сергей Сидорочев
»
Всем
Гениальные произведения вообще редки. В любых жанрах.
Но думаю, Игорь прав.
Что касается Марио Пьюзо, то, на мой взгляд, «Пусть умирают дураки» лучше.
С уважением,