1611
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
  • Юрис Лесник, скульптор, г. Санкт-Петербург
© Юрис Лесник, скульптор, г. Санкт-Петербург

ЕСЛИ ГРАМОТНО ОТРЕЗАТЬ - МОЖНО УВЕЛИЧИТЬ...


Выворачивали носки и перчатки, наверное, все. Многие, в тех же в шпионских фильмах, видели выворачивающиеся двусторонние и двухцветные куртки. А вот как на основе этого эффекта можно породить технологии, которые станут обыденными для наших детей, догадался только Юрис Лесник. И защитил технологию американским патентом. Интервью со скульптором ведет наш постоянный Автор И.Л. Викентьев (Система "ТРИЗ-ШАНС").


Борис Николаевич спустился вниз к шахтерам и поцеловал родную землю ...изнутри
Так сказали в КВН

- Что это: чем больше берем - тем больше становится?
- Яма.

Такие загадки создавал Леонардо да Винчи.

ЭТО Ж НАСТОЯЩИЕ ВЫВОРОТНИ!

Юрис Лесник и его выворотни

Юрис Лесник и его "выворотни" (на фото справа), И.Л. Викентьев (на фото слева) на конференции "Рекламное Измерение" (г. Санкт-Петеребург, июнь 1998 г.)

И.В.: Юрис, скажите: что было первым толчком рождения технологии? И, кстати, как она Вами точно называется?

Ю.Л.: Саму технологию я назвал "Топология в скульптуре". А первым толчком, наверное, стал такой: у нас в детстве была солнечная квартира, росло несколько пальм - да я и сам выращивал пальму из финикового семечка - и каждый день можно было наблюдать, как "выворачивается", изменяется росток, лист, как семечко превращается в пальму... Наверное, это мое миропонимание: понять и показать, как часть единого пропадает, часть - рождается...

И.В.: Юрис, Вы иногда выступаете с лекциями - как Вы вводите слушателей в понимание Вашей технологии...

Ю.Л.: Например, можно так, как я размышлял в 1985 году: если мы возьмем мешок, оболочку (тот же носок) и нанесем на одну его поверхность с помощью мягкого материала рельеф, скажем, пеной. Мысленно представьте: носок на ноге - на нем рельеф из пены. Затем снимаем носок, потом - выворачиваем, и рельеф перешел внутрь. Теперь можем нанести иной рельеф уже на новую, появившуюся в результате выворачивания сторону. Подчеркиваю: в нашем мысленном эксперименте мы специально взяли мягкую податливую пену. Теперь, в зависимости от того, как мы вывернем некий условный "носок", мы получим минимум две объемных формы.

Скажем, трансформация КОТА в РЫБУ (см. Рис. 1). Подчеркиваю: это реально при условии использования податливого материала, например того же общеизвестного поролона. Более сложная трансформация: ЕЖИК - ФИЗИОНОМИЯ - УТКА (см. Рис. 2: на нижнем фрагменте рисунка показано, как все три объекта могут совмещаться).

Как превратить ежика в утку

Рис. 1. КОТ "превращается" в РЫБУ

Рис. 2. "Превращение": ЕЖИК - ФИЗИОНОМИЯ - УТКА

Возможно и чисто утилитарное применение. Скажем, поролоновая мочалка, которую можно трансформировать и поэтому легче уговорить ребенка помыться, играя с ней, чем мыться просто куском поролона из магазина по такой же цене. Можно сделать поролоновый кубик, пропитанный спреем, чтобы протирать от пыли экран компьютера.

И еще. Помню, как-то на выставке ко мне подошла женщина и ойкнула:
- Да это ж настоящие оборотни!
А я говорю:
- Какие оборотни - это же выворотни!

В принципе, можно сделать семь и более форм из одной...

И.В.: Насколько я понимаю, миллионы людей выворачивали перчатки, но именно Вы догадались, что к выворотке можно добавить два рельефа... А дальше?

Ю.Л.: Дальше? Вначале, как уже рассказал, шел от полостных конструкций - той же выворачивающейся оболочки. Но обратите внимание (см. Рис. 2): внутри конструкции есть полость, воздух. Помните, как в детстве возили молочные бутылки? Едет большой грузовик, везет цилиндрические молочные бутылки в ящиках, а между бутылками... полно воздуха! Потом, как называют горожане, появилось "квадратное молоко" - упаковки "Тетрапак". То есть то же молоко развозили, но между упаковками не было воздуха! Грузовик не возил зря воздух!

И я тоже поймал себя на том, что полость интересна, но нужна не всегда. Оказывается, достаточно сделать систему надрезов и из обычного кубика можно получить жука (см. Рис. 3).

Схема превращения кубика в жука

Рис. 3. КУБИК "превращается" в ЖУКА и наоборот

Верно и обратное: если мы работаем с теми же поролоновыми кубиками - того же жука можно свернуть обратно в куб. То есть полости нужны далеко не всегда, материал можно использовать почти на 100 процентов. Бывает, я использую смешанную технику: и полости, и надрезы. Это все индивидуально и зависит от заказа.

И.В.: Так, жук - это, конечно, интересно, но какие еще объекты, какие формы можно получить?

Ю.Л.: Например, с помощью нескольких надрезов можно получить из поролонового шарика розу, превышающую по высоте этот исходный шарик в несколько раз. Можно из кубика "вывернуть" диван, можно - пуфик, можно - логотип. Принципиальных ограничений для технологии нет. Пока есть ограничения "по материалу". Понятно, что из компактного кубика можно вывернуть приличных размеров тот же диван, но это будет шоу, аттракцион, поскольку сидеть на таком объекте будет нельзя. Он просто продавится под человеком. Но сама технология по КПД использования материала близка к 100 процентам.

И.В.: Как любили говорить в редакции одного журнала, это "здорово перпетомобильно" - в смысле, близко к идеальной, эффективной технологии.

Ю.Л.: Да. Обычно люди видят, как из кубика получается то же жук. Первая реакция - улыбка. Воспринимают вначале не как новую технологию, а как трюк, фокус.

А как-то маленькая девочка на выставке остановилась у нашего стенда, посмотрела и, будто сама для себя, сказала: это же будущее... Я ей завидую: она при этом будет жить...

И.В.: И откуда такая уверенность, что за этим - будущее?

Ю.Л.: Ну, как Вы подметили, оболочечные конструкции были построены как сумма двух идей.
ИДЕЯ-1: нанести два рельефа.
ИДЕЯ-2: получать разные формы за счет выворачивания.

Теперь переходим к конструкциям с надрезом (см. Рис. 3 где кубик превращается в насекомое и обратно). Пофантазируем, разрешим себе помечтать...

И.В.: Если мечтать, то ни в чем себе не отказывать?

Ю.Л.: Вот-вот, не бояться фантазировать. Так вот, примем ИДЕЮ-3: некоторый фантастический материал М только на момент выворачивания становится пластичным, легкодеформируемым. А потом становится плотным и жестким - прочным, хотя бы как дерево. Да, впрочем, такие материалы уже известны: те же металлы и пластмассы при нагреве более пластичны, чем при охлаждении.

Что это значит? Если такие материалы М будут, то после ряда умелых (!) надрезов и последующего выворачивания в пластическом состоянии (практически без потери материала!) мы получаем хоть обновляемую женскую шляпку, хоть быстроразворачиваемое жилище для Антарктики, хоть объемный товарный знак для Вашей фирмы…

То есть мне уже не нужна полость - я могу использовать все пространство, и сокращается скульптурная работа. Мне достаточно делать правильные надрезы, и вся поверхность надреза потом, при выворачивании, становится искомой поверхностью...

Естественно, тут уже надо вырезать и выворачивать не с помощью рук, а использовать что-то типа высокоскоростных вырубных штампов и механических усилий для выворачивания надсеченной заготовки в объект.

Это не так сложно: промышленные вырубные штампы известны, как минимум, с начала века, а выворачивание формы под давлением воздуха, жидкости или потоком гранул - тоже. Дело остается за материалами. Но они развиваются чрезвычайно быстро. Особенно в США. Например, вот образец перспективного материала - поролон с памятью. А Вы такое видели?

И.В.: Даже не знал о таком...

Ю.Л.: Поэтому та девочка была права...


СКУЛЬПТУРА ИЗ БАНКИ

И.В.: Юрис, учитывая, что сайт "Рекламное Измерение", прежде всего, предназначен для рекламистов, что Вы могли бы рассказать об использовании Вашей технологии в рекламе, выставках, шоу-бизнесе?

Ю.Л.: В 1994 году я направил свое предложение баскетбольной команде "Чикаго буллс": предлагал сделать из поролона баскетбольный мячик, например, диаметром 1,5 метра. Пусть он покатается в перерыве по площадке, а потом - под действием, например, газовыделения из некой капсулы во внутренней замкнутой полости - превращается в ... голову быка - символ этой команды. Правда, мы были не слишком настойчивы - не достучались. Возможно, надо было показать макет в действии...

Другое креативное предложение для Apple Mackintosh: после извлечения Пользователем компьютера из коробки стандартные упаковочные блоки из поролона могли превращаться в фирменное яблоко с надкусом. Или целое блюдо таких яблок. Естественно, их можно окрасить в нужные цвета, сделать с запахом и т.п. Чем не рекламный или выставочный трюк и утилизация упаковочных блоков?

Был проект сделать скульптуру художника Энди Уорхолда (Andy Warhhol) для его фонда. (Дело в том, что это известный художник и символ его "раскрутки" - обычная банка супа. Он много работал с этим объектом, делал инсталляции. Поэтому он часто дарил банку этого супа со своим автографом. И после его смерти некоторые банки с его автографом стали дороже "Роллс-Ройса".) Так вот, был проект сделать для его фонда цилиндрическую банку, выворачивающуюся в бюст Энди.

Вот оригинал письма Дэвида Копперфильда - мой знакомый подарил ему одну мою фигурку. К сожалению, мы не встретились лично - меня просто в этот день не нашли в городе. Письмо небольшое, но его основное содержание: Дэвид пишет, что никогда такого не видел.

И.В.: Если поверить письму Копперфильда, то это косвенное подтверждение, что его известные трюки с исчезновением самолета и железнодорожного вагона сделаны не по Вашей технологии. Хотя это вариант. Скажем, самолет сложился бы в неприметную тумбу - ведь могло быть и так... А сколько стоит заказать у Вас работу?

Ю.Л.: Обычно люди предпочитают заказывать знак своей фирмы, который уже выполнен другим художником. Конечно, лучше, если изначально товарный знак или фирменный персонаж буду делать я и сразу под технологию "Топология в скульптуре". За 500 американских рублей в неделю я даю эскизный проект и отвечаю: имеет смысл или нет делать так логотип. Повторю: ограничений по форме нет - есть ограничения по материалу. Скажем, чтобы у той же собаки (см. Рис. 4.) при многократном выворачивании нос свелся к минимуму.

Об использовании технологии в рекламных целях

Рис. 4. КУБИК "превращается" в СОБАКУ

Но можно сделать фирменный сувенир, особенно для зарубежного партнера. Там таких пока просто нет. Можно - шоу, можно - аттракцион, можно - фокус. Просто выворачиванием можно обновлять элемент интерьера выставочного стенда, витрины, наружной рекламы и т.п. Если говорить о малых формах, игрушках, то я их "надрезал" явно больше 30 000 штук.

И еще. Обычно люди считают, что, надрезая, отсекая, мы теряем... Но если грамотно отрезать - можно получить увеличение!

ОТ РЕДАКЦИИ
Возможные письменные предложения скульптор просит направлять по адресу: 190031 г. Санкт-Петербург, а/я 406, "ТРИЗ-ШАНС" с пометкой "Для Юриса Лесника".

Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 5 (46), 1998 г.

Контакты:

Лесник Ю.

Яндекс.Метрика