558
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
© Людмила Астафьева, г. Новосибирск
НАВИГАТОР для ЖЕЛАЮЩИХ УЧИТЬСЯ

или По каким критериям оценивать бизнес-семинар

Похоже, безвозвратно минула в прошлое эпоха, когда финальной точкой нашего образования был диплом об окончании вуза. Рынок, конкуренция, высокие технологии - эти признаки нового времени делают нас всех учениками. И вряд ли кто серьезно возьмется оспаривать утверждение: чтобы сегодня быть успешным в бизнесе, необходимо постоянно обновлять опыт, пополнять знания, расширять репертуар навыков.

Итак, у одних есть потребность учиться. У других есть потребность учить. Почему же не всегда их желания совпадают в точке качественного обучения?

Бизнес-обучение в России, не успев еще как следует оформиться, уже обросло негативными стереотипами, историями о многочисленных халтурах и впустую потраченных деньгах.

Сразу оговоримся: речь идет о краткосрочном бизнес-обучении, которое реализуется в виде различных стажировок, семинаров, тренингов и целью которого является не диплом о первом или втором высшем образовании, но - реальная помощь людям, ведущим свой бизнес в России и нуждающимся в дополнительном практическом знании.

На рынке "краткосрочного практического бизнес-обучения" сегодня имеется довольно неровный по качеству и уровню профессионализма состав тех, кого называют бизнес-преподавателями, бизнес-тренерами, бизнес-психологами.

Зачастую под одними вывесками, названиями семинаров "продаются" как профессионалы с большим опытом эффективной практической работы, так и "любители", решившие сделать деньги на ниве бизнес-обучения. Клиент, несколько раз обжегшийся на подобном любительстве, или, проще говоря, нарвавшийся на халтуру, нередко выносит приговор всей системе в целом - бесполезно! А восстанавливать разрушенное доверие сложно.

Таким образом, задачу - КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ХАЛТУРЫ И ПОДДЕЛОК - решают и Клиенты, и профи бизнес-обучения.

Если бы мы смотрели на проблему оценки качества бизнес-обучения со стороны "УЧИТЕЛЕЙ", наверное, мы вели бы разговор о том, как отстраиваться от недобросовестных конкурентов.

Но тема предлагаемой статьи другая - давайте посмотрим на проблему со стороны "УЧЕНИКОВ", со стороны потенциального Клиента:

  • который готов учиться, но опасается нарваться на халтуру - зря потратить деньги и время.
  • который хочет САМ оценить качество предлагаемой ему услуги, но при этом не имеет четких критериев выбора и приемов проверки.

Автор статьи - тренер и "опытный участник" семинаров и тренингов - предлагает критерии для оценки семинара. Не претендуя на объективность, автор надеется, что использование предложенного алгоритма проверки поможет Вам снизить вероятность ошибки при выборе.


КАК ВЫБИРАТЬ, НЕ ПРОБУЯ?

(проверка ДО СЕМИНАРА)

Семинар, тренинг, да и вообще любой продукт подобного типа в некотором роде "вещь в себе", его трудно оценить загодя, предварительно, не попробовав. А оценить хочется, и мы пытаемся это сделать, проводя ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ проверку.

На что мы обычно обращаем внимание, выбирая семинар?

  • На имя автора (ведущего, тренера, преподавателя), на имя фирмы.

Для удобства изложения в дальнейшем я буду использовать только слово "тренер", подразумевая под ним разные ипостаси руководителя семинара.

Если они, эти имена, нам что-то говорят, и говорят "хорошее" - можно сказать, что у нас сформирован некоторый уровень первоначального доверия. Если они нам ни о чем не говорят - тогда сложнее.

  • Хорошо, если у тренера есть информационная база, например серия статей, книги, видеокассеты, сайт, где - помимо рекламных - представлены и теоретические материалы, и типы задач, решаемых данными фирмой и тренером, оценки и результаты уже обученных.

Понятно, что если такой информационной базы нет - плохо. Это лишает нас возможности самостоятельно оценить тематику, новизну, качественный уровень работ тренера. Однако ее отсутствие не может однозначно указывать на некомпетентность тренера и слабость семинара.

Если же база есть, но не впечатляет (или, наоборот, впечатляет нас сильно), полезно помнить, что умение себя грамотно позиционировать и умение обучать - несколько разные умения. И качественная информационная база не дает 100%-ной гарантии качества предстоящего семинара.

  • На мнение других людей - мы пользуемся слухами, мнениями бывших участников. Но здесь легко ошибиться, ибо понятно, что все люди разные, и соответственно, они имеют разные критерии оценки, уровни запроса, а главное, разные цели походов на семинары. При этом еще нужно знать, что ряд тренинговых фирм на вопрос об отзывах дает 2-3 телефона лиц, уже прошедших обучение и имеющих процент за "хороший отзыв".
  • На рекламу семинара. Здесь еще сложнее, потому что качественная реклама не гарантирует качества семинара, а главное, его попадания в наши ожидания. Возможно, у семинара просто хороший рекламный менеджер. Хотя по тому, как эта реклама сделана и какая информация в ней представлена, можно уже сделать предварительный выбор.
  • Еще мы можем позвонить по указанным телефонам и пособирать информацию там. Только нужно отдавать отчет, что профессиональные фирма и тренер позаботятся о подготовленности своих менеджеров, и в данном случае мы оцениваем, скорее, качество речевых модулей, а также рекламные и коммуникативные способности менеджера. Поэтому часто при разговоре с ним, нужно "делить на 10" и читать между строк.

Телефонный разговор по поводу психологического семинара:

- А что Вы можете сказать о компетентности автора, я не слышала его имя.

- Ну, что Вы! Он проводит уже третий семинар у нас, и все очень довольны! Академик всех академий, объехал полмира и т.д. и т.п.

(Так, слышу 2 аргумента в пользу компетентности: "все довольны" и "много регалий". Не убеждает. Идем дальше).

- А на кого рассчитан ваш семинар?

- У нас очень разный состав участников, это многим интересно и всем помогает!

("Всем", "на всех", "многим". Широкая, однако, целевая группа - значит, ее просто нет, не выделена. А размытая цель - это и размытые средства.)

- Так какие у меня будут возможности - что я получу, чему научусь, если можете ответить на этот вопрос.

- Да, конечно.

Дальше длинный заготовленный список, который я уже утомилась слушать и решила прервать, как споткнулась о следующее бодрое заявление:

- За три дня Вы узнаете смысл жизни...

- Простите, чьей?

Девица замялась на долю секунды:

- Как чей? Вообще..., ну, в смысле - Вашей.

- Моей?... И как я его буду узнавать?

- С помощью специальных методик!

- Спасибо. Последний вопрос - я могу заплатить после половины первого дня?

- Как это!? Почему это?! Вы что сомневаетесь в тренере?!

- До свидания.

После такого PR уже вряд ли кто меня убедит в профессионализме этого тренера.

А последний вопрос не случаен. Если возможность "прийти и послушать" не предоставляется (а такое происходит довольно часто), Ваш риск потратить деньги впустую - увеличивается. Если же организаторы семинара и сам тренер дают участникам время на ориентацию, предоставляя возможность заплатить после половины первого дня или забрать тогда же деньги в случае неудовлетворенности - это хороший знак. Он, во-первых, свидетельствует о профессиональной уверенности тренера, а во-вторых, мы получаем возможность попробовать сие блюдо и решить на месте - оно нам надо или нет. Как тренер, предоставляя такой шанс участникам, знаю, насколько важна первая половина первого дня, когда нужно "в капле показать целое".


У ВАС ЕСТЬ 3 ЧАСА

(проверка НА СЕМИНАРЕ)

Итак, семинар прошел "предварительную" проверку, Вы решили, что сюда стоит прийти. Теперь Ваша задача - понять, стоит ли здесь остаться. Вам повезло - организаторы предоставляют участникам возможность "прийти и послушать". Тогда у Вас есть 3 (условно) часа для проведения НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ проверки. Этого достаточно, чтобы осуществить личную экспертизу: сориентироваться, понять "правила игры", убедиться в правильности (неправильности) своего выбора и решить, подходит ли это Вам.

Для проведения ЛИЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (как и любой экспертизы) нам необходимы какие-то эталоны. Но ведь Клиент не эксперт, специализирующийся на анализе бизнес-обучения. У него и опыта такого обучения, может, нет. И эталоны у всех участников субъективные и разные. Но есть нечто, объединяющее всех участников, независимо от их опыта и "продвинутости". Это желание, чтобы семинар, на который они пришли, оказался качественный, "хороший". А когда мы оцениваем семинар как хороший? Когда он СООТВЕТСТВУЕТ нашим ожиданиям. Очень хороший семинар ПРЕВОСХОДИТ наши ожидания. Когда семинар НИЖЕ уровня ожиданий - он получает оценку "плохой".

Поэтому, первое, что нам необходимо сделать для проведения личной экспертизы - это определиться с СОБСТВЕННЫМИ ЦЕЛЯМИ и ожиданиями. И попытаться перевести их из состояния "абстрактности" в состояние "конкретности". Зачем Вы пришли на семинар, какой результат хотите получить?

Поскольку мы ведем речь о бизнес-ОБУЧЕНИИ, то примем как конструктивную цель - НАУЧИТЬСЯчему-либо. В идеале - после бизнес-тренинга, семинара участник должен знать (понимать, уметь) то, чего до этого он НЕ (или не в такой степени) знал (понимал, умел). В реальности же вовсе не 100% участников приходят на семинар с целью научиться или решить конкретные задачи. Из высказываний участников:

  • хочу узнать вообще, что это такое - тренинг,
  • давно я не учился, хочу чего-нибудь нового (хоть чего!), устал от бега по кругу,
  • а меня фирма послала на семинар, что ж не сходить...
  • много слышал об этом тренере (фирме, теме), любопытно посмотреть,
  • мне резюме нужно "разукрасить", а здесь приличный сертификат, солидная фирма,
  • людей посмотреть… себя показать… полезные знакомства завести….

Говорят, в какой поезд сядешь - туда и приедешь. Куда ВЫ едете? За что деньги платите - за впечатления, за интересное структурирование времени, за сертификат или все-таки за новые знания и навыки?

Иногда процедура "моделирования результата" задается самим тренером - участникам предлагается озвучить свои цели и ожидания, задать вопросы, а тренер корректирует их с поправкой на конструктивность, а также на цели и возможности семинара. Мы в своих тренингах это называем "заключение контракта" и считаем процедуру обязательной.

Если какая-то из перечисленных выше "побочных" целей для Вас главная, то обучающие качества семинара могут вообще стать фактором второстепенным. Если же Ваша цель все-таки - научиться, идем дальше.

  • Чтобы вывести параметры, по которым мы станем оценивать семинар (тренинг), зададимся вопросом - что есть в ЛЮБОМ семинаре, независимо от его уровня и качества:
    • есть ИНФОРМАЦИЯ (предмет изучения), представленная на различных носителях: от "живого носителя" (тренера) до "твердых копий" (раздаточнх материалов, CD-дисков, видеокассет и пр.),
    • есть ТРЕНЕР, преподаватель ("живой" носитель информации и методик),
    • есть УЧАСТНИКИ (которые могут быть поставлены в позиции либо "воспринимателей" информации, либо действительно участников семинара),
    • есть сам СЕМИНАР (то, что порождается здесь и теперь в процессе обучения и общения и определяется словами "атмосфера", "комфорт", "климат", "отношения" и пр.).

Отсюда 4 группы параметров:

  • ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ параметры - качество информации и качество методик, предлагаемых на семинаре.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ параметры - все, что касается тренера: как профи в информации и методиках, как педагога и как личности.
  • ОБУЧАЮЩИЕ параметры - практическая-обучающая-тренинговая составляющая семинара (будет ли у участников шанс практически научиться чему-либо).
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ параметры - атмосфера семинара, которую во многом задает тренер, а также общая организация семинара.

Теперь по всем параметрам предложу несколько критериев оценки, предоставляя Читателю возможность продолжить (или сократить) этот список.

12 критериев оценки: информация, тренер, обучение, семинар

Описывая критерии, я буду называть только крайние, полюсные точки шкалы, а между ними уровень семинара может располагаться в промежутке ОТ и ДО.


КРИТЕРИЙ 1. Новизна и востребованность информации

ОТ: Информация Вам достаточна известна, почти очевидна, и потому не интересна. Это не та информация, которая Вам нужна.

ДО: Информация воспринимается Вами как новая, или это оригинальный ракурс, или привлекает неожиданность трактовки известного и пр. Эта информация Вам нужна.

Поскольку мы смотрим на семинар глазами Клиента, а не глазами независимых и продвинутых экспертов, НОВИЗНА здесь понятие относительное: то, что для одного - откровение, для другого - банально и очевидно, а значит, индивидуальная оценка будет определяться степенью СОВПАДЕНИЯ уровней семинара и участника. Даже высочайший информационный уровень семинара для кого-то окажется пустым звуком, ибо как сказал мудрый человек: "Информацией следует считать лишь то, что можно понять".

При предварительной проверке (до семинара) вопросом "На кого рассчитан семинар?" мы как раз и пытаемся определить эту самую "степень совпадения уровней".

Проверка ВОСТРЕБОВАННОСТИ информации (полезности ее для нас) тем точнее - чем точнее мы формулируем свои цели. Условно всех участников можно поделить на две категории:

  • тех, кто приходит на семинар "с рюкзаком", куда готов складывать все новое и интересное по принципу "Пригодится!" (для них главное - новизна).
  • тех, кто ищет способы и инструменты для решения своих конкретных задач - он действует по принципу "Нужно/не нужно" (и тогда только новизны недостаточно, важным критерием становится востребованность или полезность информации).

Новизна и полезность информации могут обнаружиться там, где не ждали. Иногда чужой взгляд, способ подачи вносят даже в знакомую информацию такую новизну…. Помню восхищенную реакцию слушателя на рассказ преподавателя об известной методике: "Такое ощущение, что мы с вами РАЗНУЮ КНИГУ читали!!! Я только сейчас понял, про что это... Читать умеют все. Читать "качественно" - не столь распространенный навык.


КРИТЕРИЙ 2. Способ подачи информации

ОТ: Информация размыта, выдается отдельными идеями, страдает логика изложения, нет примеров. Тренер плохо владеет информацией, пытается сам ориентироваться в ней по ходу, легко меняет мнение.

ДО: Тренер в информации ориентируется свободно, держит логику семинара. Информация хорошо структурирована, сопровождается множеством примеров, подкрепляется образным (в том числе визуальным) рядом, упакована в схемы, потому легко воспринимается и "укладывается" в сознании участников.

Для человека, обладающего способностью легко анализировать и структурировать информацию, может, и неважно, как она подается, он ее сам обрабатывает по ходу, но для многих этот критерий очень важен. Кроме того, структурированность информации в изложении - это следствие ее структурированности в голове тренера.

  • Отдельно следует сказать о наличии и функции "ТВЕРДЫХ КОПИЙ" информации - раздаточных материалов, CD-дисков, видеокассет, в ряде случаев - личных конспектов. По этому параметру все семинары можно поделить на два основных типа:
  • На семинарах для юристов, аудиторов, программистов и т.п., занимающихся высокотехнологичным бизнесом, раздаточный материал (справочники, CD, экспертные системы) - ОСНОВНОЙ инструмент работы после обучения. В этих случаях обучение - это навигация по раздатке, а тренер - фигура "вспомогательная", он обучает работать с этими инструментами. Без раздатки такой семинар просто не может состояться, и качество раздатки здесь напрямую связано с качеством семинара.
  • Другой тип семинаров, когда назначение раздаточных материалов ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ - помочь участнику усвоить и сохранить информацию, основным носителем которой является тренер. Теоретически такой семинар мог бы состояться и без раздатки.

В таком семинаре "твердые копии" информации косвенно могут указывать на качество обучения. Если раздаточный материал грамотно подобран, адекватен содержанию семинара, выстроен так, чтобы в нем легко ориентироваться - он работает, и это хороший знак. Если же Вам предлагают гигантскую и плохо структурированную "раздатку", которую 90% участников закроет на пятой странице - высока вероятность того, что раздаточный материал в этом случае выполняет функцию имиджевую (как ее понимают тренеры - "а у нас и раздатка большая!") или коммерческую (цена семинара растет).


КРИТЕРИЙ 3. Технологичность подхода

ОТ: Информация методически не обработана. Этим сложно воспользоваться. Тренер не предлагает технологию решения конкретных задач, он просто делится мыслями на заданную тему. В лучшем случае - ставит проблемы, вопросы, рассказывает об ошибках.

ДО: Тренер демонстрирует методический подход, он не только ставит вопросы, он предлагает конкретные способы, алгоритмы и инструменты для решения задач, проверенные в практике.


КРИТЕРИЙ 4. Опыт тренера в той методике, которой он обучает

ОТ: Тренер РАССКАЗЫВАЕТ о методике, приводя примеры решенных задач, ссылаясь на свой опыт. Это косвенные свидетельства мастерства.

ДО:Тренер ДЕМОНСТРИРУЕТ свой опыт, РЕШАЕТ здесь и сейчас или ОРГАНИЗУЕТ совместное решение проблемы, задачи участника. Если тренер может на глазах участников решать их задачи (будь то бизнес-задача или образец психотерапевтической сессии) - это прямое свидетельство мастерства и такой PR, после которого, доверие к мастерству и опыту тренера резко возрастает.

Не факт, что, умея качественно делать свое дело (консультировать, решать задачи, продавать или осуществлять терапию), Мастер сумеет научить этому других. Прямое свидетельство мастерства - условие недостаточное для обучения участников, но бывает необходимым для позиционирования тренера как профи в своем деле, особенно если уровень доверия к тренеру невысок.

Если на семинарах бывает достаточно и косвенных свидетельств мастерства, то на тренингах КОНГРУЭНТНОСТЬ (совпадение, соответствие, согласованность) деклараций тренера и его реальных навыков - становится необходимой. Неконгруэнтность - это:

  • когда вести деловые переговоры Вас учит человек, беспрерывно впадающий в конфликты с участниками и не умеющий из них выбираться;
  • когда, обучая Вас сбору информации и анализу на прошлых примерах, тренер оказывается беспомощен в анализе информации, идущей здесь и теперь от аудитории;
  • когда тренер срывающимся от волнения голосом решил научить Вас уверенному поведению и управленческим стратегиям;
  • когда монолог про уважение к клиенту тренер прерывает раздраженным замечанием: "Отключите немедленно телефоны! Вы мне мешаете!" и т.д. и т. п.

Одним словом, "логопеф, что лечил фефочку-еночку". Если Вы заметили подобное несовпадение - есть очень большой смысл усомниться в профессиональной компетентности тренера.


КРИТЕРИЙ 5. Границы авторства

ОТ: Тренер занимается неприкрытым плагиатом, выдавая за свое - набор чужих мыслей и идей.

ДО: Тренер очерчивает границы своего авторства (уровень разный: своя систематизация чужого, свой подход, наконец, своя методика), а, используя чужие темы, мысли, методики, тренер дает ссылки на авторство и источники.

А где-то в промежутке между "ОТ" и "ДО" - плагиат прикрытый: тренер "забывает" указывать источники информации, давая повод слушателям воспринимать их как свои, авторские.

Знакомая делится впечатлениями после тренинга:

- Она показала нам такую технику, класс!

- Да. Я знаю эту методику, хорошая.

- Откуда?!

- Эту методику я видела и делала на семинаре в 93 году, автор тот-то, а завез и транслировал ее такой-то, в публикациях потом не встречала, хотя, может, и есть.

- ???!!! ... да, я вспоминаю, что вобщем-то, она и не говорила, кажется, что это ее техника... Но мы все так решили!

Корректные ссылки - это требования как различных Международных актов (которые подписаны всеми развитыми странами), так и российского Закона об авторских и смежных правах. И по большому счету, работа в режиме "ОТ" вообще лежит за пределами профессионализма.

Но поскольку мы смотрим на обучение глазами Клиента, зададимся вопросом: "А так ли уж важны проблемы авторства для Клиента?" Я услышала этот вопрос от участника семинара, и мне известны, как минимум, 2 противоположные позиции в ответах на него.

  • "Я практик, мне нужен инструмент, и мне не важно, кто этот инструмент изобрел - лишь бы работал хорошо. И все проблемы авторства - это проблемы авторов, но не потребителей".
  • "Если человек выдает чужое за свое - он меня обманывает. А значит, я уже не могу доверять его профессионализму, не хочу иметь с ним дело, а тем более, у него учиться. "Товар", что мне предлагают, некачественный (по определению), это подделка".

С точки зрения Клиента - обе позиции имеют право быть. Но необходимо отдавать отчет, что, разделяя первую позицию, Вы сами увеличиваете свой риск нарваться на халтуру. Ибо для ПРОФЕССИОНАЛА бизнес-обучения, ведущего свой бизнес цивилизовано и готового выдерживать конкуренцию, очерчивание границ авторства - естественный процесс.


КРИТЕРИЙ 6. Отношение к коллегам

ОТ: Основа отношения - апломб и чувство превосходства над коллегами по цеху. На вопрос "А как вы относитесь к...?" отвечают разное, но общий смысл: "Нет никого, есть только Я!"

ДО: Тренер грамотно отстраивается от конкурентов, показывает свои преимущества и ограничения коллег, сохраняя свое профессиональное и человеческое достоинство.

Отношение к коллегам, вынесенное в формулировку критерия - это, конечно, частный случай, речь здесь идет вообще о личности тренера. Слышу возражение: "А какое это имеет отношение к качеству семинара? Что, неприятная личность не может быть профессионалом?" Может. И если Вы заинтересованы (заинтригованы, впечатлены, потрясены...) информацией, методикой, которую предлагает тренер, то этот критерий для Вас вообще не будет иметь значения (признанный нами Мастер может быть и тираном).

Если же доверие к профессионализму тренера не сформировано, то процесс присматривания и оценивания продолжается. И тогда полезно помнить: что иногда отношение к коллегам и отношение к участникам (о котором ниже), и вообще ОТНОШЕНИЕ к людям - являясь показателем уровня культуры и психологического здоровья тренера - косвенно может указывать и на уровень его профессионализма.

Так, отношение к коллегам по типу "ОТ" может указывать на некоторую неадекватность тренера. Люди, сами назначающие себя без тени иронии великими - настораживают. Когда мы видим "великого тренера", единственный аргумент которого - рассказы о своем величии, нас начинают "терзать смутные сомнения" в его мастерстве.

Еще один признак "величия": "великие тренеры", как правило, могут и умеют ВСЁ - просто "нет такой крепости, которую не взяли бы большевики", они декларируют безграничность своих умений. Плохой знак. Ибо осознание границ своей профессиональной компетентности - верная примета профессионализма. Когда человек понимает - что он знает, но еще лучше понимает - чего он не знает.

Иногда тренер не справляется со своими проекциями, слишком явно обнаруживая СВОИ ПРОБЛЕМЫ, и подобная демонстрация начинает работать против него. Помню, как на бизнес-семинаре ведущий все примеры негативного свойства так или иначе увязывал с учителями, просто топтал их, не переставая: "учительского такого вида дамочка", "ну, это же пе-да-го-ги!", "что это у вас за подход такой непрофессиональный, какой-то учительский?" и пр. Нарвался. Участница (которая, как выяснилось, до бизнеса была директором школы, а с доверием к опыту тренера у нее на семинаре возникли большие проблемы) задала ему вопрос: "Скажите, а Вас что, в детстве учителя сильно обидели, что Вы их так ненавидите?".


КРИТЕРИЙ 7. Явные и "тайные" цели тренера

ОТ: Тренер использует площадку семинара для решения своих личных проблем и задач. Обучение участников - цель побочная. Фокус его внимания на своих интересах.

ДО: Тренер имеет своей главной целью - научить, передать информацию, опыт. Фокус его усилий на интересах участников.

Анализируя семинар по этому критерию, полезно спросить себя: какую цель - не декларируемую, а реальную - преследует тренер? В начале статьи мы с Вами говорили: ошибка думать, будто все участники приходят учиться - участники могут фокусироваться и на побочных целях. Это справедливо и в отношении тренера. Работа в режиме "ОТ" - многообразна, так же как многообразны и мотивы вторичной выгоды. Назовем лишь некоторые, наиболее типичные:

  • Семинар - это "сцена" для САМОВЫРАЖЕНИЯ (а тренер - тоже человек). Но если Вам предлагают за Ваши деньги только наблюдать чужое самовыражение, то, может, лучше сходить в театр, где это вполне уместно?
  • На семинаре начинающий тренер может иметь целью просто "выстоять семинар", САМОУТВЕРДИТЬСЯ (тренер тоже ученик). Правда, почему он учится за Ваш счет?
  • Семинар - это место, где можно давать РЕКЛАМУ своей фирме (а тренер тоже бизнесмен). Если процент времени, когда тренер рекламирует услуги своей фирмы, превосходит все разумные пределы времени на рекламу, можете быть уверены: Вы оплачиваете чужую рекламу.
  • Семинар - это великолепная площадка для решения собственных БИЗНЕС-ЗАДАЧ (а что тренер - тоже бизнесмен, мы уже говорили). Это способ познакомиться с Чиновниками и дать им возможность подзаработать (особенно характерно для сборных семинаров в столицах); это возможность тестирования регионального рынка (особенно у бизнес-эмиссаров из-за рубежа); наконец, это возможность "срубить" выгодный заказ и т.д. и т.п.

Сами по себе все эти побочные цели, конечно же, не "криминальны". До той поры, пока они действительно побочны для тренера. Потому что профессионализм - это умение жестко держать БАЛАНС между професcиональными задачами и личными интересами. Если же участникам семинара становится очевидно, что личные интересы тренера для него первичны и что они (участники) - лишь средство для достижения тренером своих целей, возникает серьезный повод усомниться в профессионализме тренера.


КРИТЕРИЙ 8. Обучающие методики (практическая-тренинговая составляющая семинара)

ОТ: Цель - только передать информацию, передать методику. Полное отсутствие упражнений, техник усвоения и пр. Здесь участники узнают о...

ДО: Тренер предлагает обучающие техники, упражнения и умело комментирует процесс. В результате этого, участники не просто узнают о..., а осваивают нечто, приобретают конкретные навыки, тренируются.

Когда семинар и не заявляется как "тренинговый" - все честно, Клиент понимает, что ПРАКТИЧЕСКИ учить его здесь не будут. "Рассказать" не равно "научить". Поэтому, когда Вам предлагают "практический семинар", полезно уточнить, что имеется в виду: демонстрация практических примеров, решение практических задач, практическое обучение участников или что-то еще.

Если же заявляется семинар-тренинг, то это предполагает:

  • наличие у тренера дидактических навыков (он УМЕЕТ УЧИТЬ, тренировать, а не только рассказывать),
  • владение тренером ЭФФЕКТИВНЫМИ обучающими методиками.

Если таких способностей нет, эффективных обучающих технологий нет, тогда идет ИМИТАЦИЯ обучения: посмотрели-полистали, похлопали-потопали, поиграли-потренировались и ничего не прибавилось в опыте участников. Имитация - это когда упражнения есть, но научения нет. По внешним признакам - обучение, по сути - заполнение времени.

Как сделать упражнения средством халтуры - отдельная тема, способов множество. Один пример: предлагается некий текст (пусть это будет документ, образец чего-либо и пр.) для работы: прочитайте, подчеркните, выделите… Нормальное упражнение. Но на него тратится полтора часа времени. 10% - работают, 60 % - утратили интерес по ходу, поняв смысл действия, 30% - поняли еще раньше и сказали себе - зачем? я могу это сделать и сам, и после. Общее ощущение - тренер заполняет время.

Вообще, если в семинаре превалируют такие необоснованные длительные "самостоятельные работы", когда участники чего-то поделывают, а тренер их поджидает - это может быть признаком халтуры.


КРИТЕРИЙ 9. Контакт с аудиторией. Обратная связь

ОТ: Монологическая форма. Односторонняя трансляция информации. Тренер:

  • или сознательно имеет целью только передать информацию, отказывается работать на понимание участников, пресекает всякие попытки диалога;
  • или просто боится реакции слушателей, вопросы на понимание воспринимает болезненно либо уходит от ответа;
  • если же все-таки втягивается в споры, то теряет нить семинара и время.

В любом случае, не задается грамотная процедура обратной связи.

ДО: Диалогическая форма. Тренер задает процедуру обратной связи, владеет методиками сбора обратной связи, умеет работать в "вопросной парадигме", озабочен (в меру) пониманием участников. В меру, потому что тренеру необходимо уметь как разговорить аудиторию (при необходимости), так и блокировать неконструктивные разговоры и вопросы не по теме.

Этот критерий тесно связан с предыдущим, ибо качественное обучение предполагает постоянную диагностику обратной связи - уровня понимания, научения, владения.

Критерий "Обратная связь" может входить в противоречие с критерием "Информация", когда слабость информативная компенсируется обилием коммуникаций. И тогда происходит ПАРАЗИТИРОВАНИЕ на опыте участников (предложения обсудить проблемы участников, разговоры без структуры и цели) - идет заполнение времени.

Умение тренера держать БАЛАНС между выдачей информацией и коммуникациями (различного рода обсуждениями, пониманиями, вопросами и пр.) - тоже признак профессионализма. А ОЧЕВИДНЫЙ КРЕН в ту или иную сторону должен оговариваться в условиях семинара, для того чтобы потенциальный участник мог легко сориентироваться и выбрать.

Одностороннюю трансляцию информации сложно назвать семинаром, это, скорее, лекция (хотя Мастера и лекции читают диалогически).

А "чистые" коммуникации - это, пожалуй, уместно лишь в психотерапевтических тренингах, например группах встреч, когда единственная информация для анализа - реакции и коммуникации участников.

  • Подведем итог по информационным, профессиональным и обучающим параметрам:
    • если не задана информационно-содержательная основа семинара,
    • если не выстроены целевые и смысловые параметры,
    • если фигура тренера не вызывает доверия,
    • если участники не поняли в первые полдня: ЗАЧЕМ они здесь, ЧТО они получат, КТО их учит и КАК они будут учиться -

все это наверняка свидетельствует о низком уровне семинара, тренинга.


КРИТЕРИЙ 10. "Режиссура" семинара

ОТ: Распределение блоков (информация, тренинг, обратная связь, самореклама и пр.) не продумано и случайно, восприятие участников не просчитывается и не учитывается.

ДО: Все блоки семинара выстроены так, что сложные и требующие большого сосредоточения чередуются с легкими, участники не устают и не "выпадают" из содержания. Семинар хорошо срежиссирован + тренер умеет вносить по ходу поправки и коррективы.

Умение вносить поправки, изменять "сценарий" в зависимости от ситуации, от аудитории, от настроя участников - это показатель высокого профессионализма. Новичка-тренера, который выучил информацию и несет в голове примеры, боясь расплескать содержимое - охватывает паника всякий раз, когда ситуация не соответствует его ожиданиям и планам. Он знает одну дорогу к финишу. Мастер всегда может изменить свой план, если того требует ситуация. Он знает много путей к результату.

- Я только что с семинара NN.

- Так ты же была у него в прошлом году? Он, что, дает новую методику?

- Ту же, и я по ней уже работаю, но у него же не бывает двух похожих семинаров, другое все - и примеры, и ходы... Да ведь и группа была совсем другая.


КРИТЕРИЙ 11. Атмосфера семинара и отношение к участникам

ОТ: Отношение к участникам неуважительное, пренебрежительное. Оно может исходить как от организаторов, так и от тренера. И тогда участники семинара попадают в психологически некомфортную зону, им словно говорят: "Вы здесь никто! Это Я (он - о тренере) - всё!"

ДО: И тренер, и организаторы считают Клиента ключевой фигурой на семинаре. Отношение к участникам уважительное. Это создает у участников чувство комфорта и психологической безопасности, при котором, кстати, мозги работают значительно лучше.

Когда тренер сознательно или бессознательно демонстрирует при каждом удобном случае свое превосходство перед участниками ("крутой профессионал, пальцы веером") - это не всегда есть свидетельство его непрофессионализма, он действительно, может быть профи в своем деле, просто молодой или психологически проблемный. Но профи-тренером такого назвать сложно.

Хочется предупредить еще об одной ошибке. Участник, попав на семинар, может "не совпасть" с тренером эмоционально. Тут уж, что называется, дело вкуса. Кому-то не нравится веселость тренера, а кого-то раздражает угрюмость, одного смущает его напористость, а другой не переносит излишней мягкости. Но известный эффект: при высоком уровне семинара и компетентности тренера, участники по ходу меняют свои эмоциональные оценки, порой с точностью до наоборот. Низкий тренер в конце семинара вырастает в их глазах необычайно, неприятно-высокий тембр голоса, что так резал слух в начале - приобретает характеристики бодрого и уверенного, а грубоватость тренера интерпретируется как "бывалость" и профессиональная жесткость. Так что не торопитесь делать выводы, основываясь только на своих эмоциях, лучше анализируйте.


КРИТЕРИЙ 12. Организация семинара

ОТ: Полное отсутствие озабоченности организаторов тем, чтобы участникам было удобно.

ДО: Семинар организован с заботой о комфорте участников (организация пространства, удобные стулья, бэджики, бумага для записей, договоренность о питании т.д. и т.п.)

Нужно понимать, что чем выше комфорт - тем дороже семинар. И этот критерий практически никак не указывает на качество обучения, ибо задается организаторами семинара, а не самим тренером.

Крайний вариант НЕСООТВЕТСТВИЯ УРОВНЕЙ: высочайший уровень комфорта и технической оснащенности семинара (кожаная мебель, кондиционеры, презентационное оборудование и пр.) и при этом уровень информационный и методический - ниже не бывает. В подобном семинаре у участников (да и у тренеров), как правило, другие цели, и определяются они словами: престижность, "крутизна", платежеспособность и т.п.

Но в любом случае, комфорт психологический и бытовой для кого-то может стать определяющим. Помню даму, которая, побыв на семинаре час, затребовала назад свои деньги, сказав буквально следующее: "при моем полном уважении к господам ведущим, я на ТАКОМ стуле три дня просто не высижу!"

  • И еще об атмосфере, комфорте и "безопасности". Хотя многие из критериев, названных здесь, приложимы и к тренингам, все-таки у тренингов своя специфика. Семинары и тренинги - это разные жанры. В отличие от семинаров (где главное - передача информации), на тренингах (где главное - постановка навыков) могут задаваться совершенно иные, жесткие правила игры, предполагающие прохождение участников через дискомфорт (и психологический, и физический). Если для того, чтобы участнику "поставить навык" необходимо, например, связать ему руки или заклеить скотчем рот, высказать ему всей группой негатив или спровоцировать конфликт, то вряд ли эти действия сами по себе могут вызвать чувство комфорта, а вне контекста тренинга могут показаться и вовсе дикими. Они становятся оправданными и эффективными:
    • если Вы действительно хотите получить результат (навык);
    • если Вы верите, что достичь этой цели можно именно такими средствами, другими словами - доверяете профессионализму и методике тренера;
    • если грамотно "заключен контракт" с участниками - они понимают, что это не унижение одного человека другим, а своеобразная "игра";
    • и, наконец, если Вы принимаете правила ЭТОЙ ИГРЫ; в противном случае, Вы пойдете искать игру с другими правилами, ведь вариантов и стилей проведения тренингов - множество.

НАВИГАТОР для ЖЕЛАЮЩИХ УЧИТЬСЯ

(АЛГОРИТМ проверки)

Сведя все вышесказанное в таблицу, получим алгоритм для "тестирования" семинара или тренинга на соответствие своим целям и ожиданиям. Придя на семинар, задайте себе вопросы и прислушайтесь к своим ответам.

ТАБЛИЦА "КЛЭС" (Клиента Личная Экспертиза Семинара)

Как оценить эффективность семинара


ЧТО в РЕЗУЛЬТАТЕ?

(проверка ПОСЛЕ СЕМИНАРА)

Итак, семинар прошел "непосредственную" проверку, Вы остались и не пожалели - у Вас замечательные впечатления! Этот семинар подвергнется Вами еще одной проверке, назовем ее "РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ"проверка - но произойдет это позже. Потому что "хороший" семинар - это еще не "результативный" семинар. Задайте себе 3 вопроса:

  • Сколько бизнес-семинаров Вы посетили?
  • Сколько из них Вы запомнили и оценили как качественные, "хорошие"?
  • Сколько из "хороших" воплотились в результаты - позитивные изменения в бизнесе (работе, жизни…)? Другими словами, принесли реальную практическую ПОЛЬЗУ?

"Хороший" - семинар оставляет после себя ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

"Результативный" - семинар дает ИЗМЕНЕНИЕ (нашего видения, понимания, стратегий) и ВОПЛОЩЕНИЕ этих изменений в нашем опыте. А это и называется обучение.

Поэтому, если у Вас цифра в ответе "2" ЗНАЧИТЕЛЬНО превышает цифру в ответе "3", есть повод задуматься над собственными ресурсами:

  • либо Вы хронически не те семинары выбираете;
  • либо Вы ходите на семинары не учиться, а за чем-то другим;
  • либо Вам пора осмыслить проблему своей обучаемости. Ибо результативность семинара - это следствие, как минимум, двух факторов: качества обучения и нашего умения обучаться и развиваться.

Автор благодарит И. Л. Викентьева за ценные замечания и дополнения, а также Коллегу Е. Л. Нефедову за качественную помощь в работе над статьей.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2001, 256 с.
Контакты:

Астафьева Л.
psy-consult@mail.ru

Яндекс.Метрика