RRRRR - 54.158.167.137

© Александр Соколов

КАК ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ У ДИРЕКТОРА


Суровые будни рядового журналиста. С утра - репортаж из зоопарка о родах у слонихи, после обеда - статья об алкидно-формальдегидных эмульсиях, используемых при покраске цельнотянутых патрубков. Как бы журналист ни старался - не стать ему без посторонней помощи специалистом по слонам, не постичь за одни сутки всех таинств покраски патрубков. Именно это вынуждает журналиста идти на интервью за разъяснениями…


Каждый, кто хоть раз был под пристальным интересом профессионального журналиста, знает, что такое - ощущать себя "материалом".
Независимо от дарования журналиста, ты чувствуешь, что являешься предметом манипуляции: твоя жизнь, твоя работа - болванка, на которую натягиваются актуальные сюжеты.
Сколько же это раз было со мной, когда мне пытались объяснить, будто какие-то особые "высшие" соображения руководили журналистом, когда он вынужден был слукавить, смолчать, убрать из текста самое главное.
Ты кожей своей чувствуешь, что никакого дела ему нет до тебя, до личности твоей, никакого дела нет до работы, которая для тебя жизнь.

Э. Горюхина "Дома Аграновского".

А руководители фирм, желая делать PR себе и своему бизнесу, вынуждены эти интервью давать - несмотря на свою нелюбовь к журналистам, которая бывает вполне обоснованной: "Извел на него полтора часа своего драгоценного времени, все подробно рассказал, показал, снабдил литературой. А он потом присылает ТАКОЕ - уму не постижимо! Это же надо так всё извратить! Третьеклассник написал бы лучше. Пришлось мне самому переписывать… Нет, чтобы я еще хоть раз..." Но интервью - такой канонический жанр PR-работы, от которого никуда не деться.

При этом и среди журналистов непросто найти человека, готового работать копирайтером, несмотря на более высокие гонорары. Причины тому - капризы Заказчика, его косноязычие и нежелание помогать журналисту, бесконечные согласования-пересогласования…

В случае обычного интервью, от собеседника порой требуется просто самовыражаться (чтоб было "нескучно"). Когда же речь идет об интервью как PR-акции, интервьюируемый - человек, чаще всего не являющийся лидером мнений (если это, конечно, не А.Б. Пугачева и не Ю.М. Лужков) - должен еще доказать свое право быть прочитанным.

Со страниц популярных журналов, от студентов, напичканных лекциями про этику, мне приходится слышать о проблеме "скрытой рекламы" ("заказухи", "косухи", "джинсЫ" и т.п.). Мол, статья публикуется без плашки "На правах рекламы" - читатель  не подозревает, бедный, что перед ним заказной материал, и его легче облапошить. А это неэтично. Давайте же будем бороться с заказухой!

На мой взгляд, истинная проблема в другом. Среди журналистов единицы  (!) способны написать заказной материал так, чтобы он выглядел как "независимый". Во многих  отечественных PR-материалах "заказушность" видна невооруженным глазом - никакие "плашки" не нужны, а коэффициент ПДЗ (вероятность "прочитываемости дальше заголовка") стремится к нулю.

(Голубая мечта журналиста: и деньги получить, и "невинность" сохранить. Кстати, один из практикующихся способов "маскировки": высказывания Заказчика "прячутся" среди высказываний еще нескольких ньюсмейкеров. Но заметить "подделку" можно и в этом случае).

Будут ли потенциальные клиенты  взахлеб читать материал о маркетинговой стратегии некой фирмы и любоваться фотографией ее директора, задумчиво глядящего вдаль? Вдохновятся ли заголовком "Мировому лидеру в изготовлении картофельного крахмала - 135 лет"?

Если же материал будет КАЧЕСТВЕННЫМ, СМАЧНЫМ, то его прочтут - даже "на правах рекламы".

К сожалению, в ВУЗах  подобным вещам не учат. Утверждаю это, будучи сам преподавателем ВУЗа. Студенты узнают на лекциях, что "Цель PR - гармонизация общественных отношений". А потом, когда свежеиспеченный выпускник наконец-то получает  работу, о которой так мечтал, его напрягают писать интервью с директором, а в качестве "вспомоществования" выдают пресс-релиз. И высокоэтичный дипломированный специалист читает:

ПРИМЕР 1

"Основными группами продукции нашего завода являются лакокрасочные материалы для различных отраслей промышленности; эпоксидные, алкидные, полиэфирные, полиамидные, амино-формальдегидные и другие смолы; поливинилацетатные, сополимерные дисперсии..."

Да, хорошо тому рекламисту, который может выбирать себе умных и "литературно одаренных" Клиентов. Рекламист "без имени", без репутации, находится в более сложной ситуации. Приходится работать с тем, что есть. Задача данной публикации - помочь ему в этом.

Итак, типовые проблемы копирайтера представлены в следующей таблице:

Проблемы

Возможные решения

ДО ИНТЕРВЬЮ

Проблема 1
Заказчик - человек занятой - вместо того, чтобы назначить дату встречи, высылает копирайтеру свой пресс-релиз со словами: "Вы уж сами там придумайте, что мне говорить, а я подпишу".

Другими словами, на основе релиза 3-х летней давности, состоящего из 2-х абзацев о "лидере в области лечения псориаза волосистой части кожи головы" (с грамматическими ошибками!), копирайтеру предстоит сделать (читай - высосать из пальца) чудесное интервью на 6000 знаков. Задача с большим числом неизвестных, из которых самое важное: не понятно, какой результат хочет получить Заказчик. И фраза "а я подпишу" легко превращается в зловещее "а я НЕ подпишу".

Пресс-релиз - это прекрасно, и журналист с ним обязан ознакомиться (как и изучить корпоративный сайт Заказчика),  но  без личной беседы хорошее интервью - увы! - не получится.
Такова технология…

Поэтому Заказчику заранее высылается документ - график работы, в котором есть обязательный пункт "беседа с уважаемым Заказчиком".

Проблема 2
Заказчик сообщает: "Беседовать Вы будете с начальницей отдела маркетинга, она в курсе". Начальница отдела маркетинга - 50-летняя тетенька, кандидат химических наук...

Уже не столь важно, с кем лично придется беседовать копирайтеру, если будут методично выполнены рекомендации данной статьи…

Проблема 3
Нехватка времени. Заказчик заявляет при встрече тоном, не терпящим возражений: "У Вас 15 минут, задавайте ваши вопросы".

Варианты:

  • секретарша говорит, что Заказчик "срочно уехал по делу, но Вы можете подождать, через полтора часа он вернется" - чтобы через 5 минут опять убежать,
  • интервью уже началось, раздается звонок, и Заказчика  "срочно вызывают на объект".

Данная проблема становится особенно острой, если интервью "должно быть готово вчера".

Опыт показывает: чтобы получить качественный абзац, нужно наговорить минимум  2 страницы текста. Поэтому:

  • в графике работы (высылаемом Заказчику заранее) оговаривается, что для интервью необходимы минимум 2 встречи по 60 минут каждая,
  • этот документ также содержит условие, что подчиненные должны быть поставлены в известность об интервью, а время для встречи выбирается так, чтобы интервьюируемого каждые 2 минуты не отвлекали звонками и просьбами подписать очередной Договор,
  • при отсутствии (равно как и при невменяемости) Заказчика - рекомендуется побеседовать с кем-нибудь из сотрудников, например, "самым языкастым" из отдела продаж. Часто специалист среднего звена оказывается более интересным собеседником, чем руководитель, т.к. имеет дело непосредственно с товаром (услугой) и/или с Клиентами.
ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ
Проблема 4
Ложные (шаблонные) представления Заказчика о том, что такое интервью

Обобщение Заказчиком своего "дурного опыта" предыдущих интервью заводской многотиражке и т.п.  "Расскажу-ка я все от Адама и Евы, как родился, учился, женился, работал, всю биографию, потом всю историю фирмы (от 1740 года), про трудные кризисные годы, которые преодолели, про медали на выставках - глядишь, на интервью и наберется..." В результате уважаемый Заказчик вываливает на копирайтера поток сумбурной информации - и в завершение говорит: "ну я вам уже много рассказал, на 5 статей хватит".

Заказчику заранее высылаются фрагменты ЧУЖИХ интервью в разных жанрах (не обязательно заказных) - в качестве образцов. Чем разнообразнее будут люди, дающие эти интервью - актеры, ученые, политики, бизнесмены - тем лучше для понимания Заказчиком того, насколько разным может быть данный жанр.

Подборку образцов можно снабдить "чек-боксами" - квадратиками, в которых Заказчик может поставить птичку, если фрагмент понравился, и он желает получить "что-то в таком роде". Это облегчит этап постановки задачи.

Проблема 5
"Пусть все узнают, какие мы большие"
Если фирма крупная и предоставляет широкий спектр услуг, то часто Заказчик хочет, чтобы в материале непременно было рассказано обо всем - "мы и дома строим, и мясорубки делаем, и цех в аренду готовы сдать очень недорого…". В результате у копирайтера в голове образуется каша, и о чем спрашивать, не понятно… А Заказчик усугубляет ситуацию: "Клиенты у нас разные, мы и частных лиц обслуживаем, и организации"… "Проблемы бывают разные, зависит от того, за чем обращаются - за стройматериалами или за мясорубками… а арендой вообще не я занимаюсь, это вам надо с Иван Иванычем побеседовать, он будет послезавтра".

Нельзя объять необъятное, невозможно охватить всё даже в очень большой статье. Рекомендуется выбрать вместе с Заказчиком одно из направлений - и беседовать в этом направлении.

Проблема 6
Хвастовство…

Заказчик начинает безудержно похваляться своими достижениями, а копирайтер ему "подпевает"… ("Всем известно, что Ваша фирма - корифей отечественной полиграфии. Расскажите, как же Вам это удалось?").

Во-первых, сразу видно, что это реклама; во-вторых, подобная патока вызывает у большинства читателей только раздражение.

Желательно, чтобы Заказчик предстал в интервью не непогрешимым суперменом, успешным "всегда и везде", а живым человеком. Поэтому хвалить "в лоб" не рекомендуется. Важно ведь возвышать  не Заказчика, а его Клиентов-читателей - см. подробнее про возвышение имиджа [1, c. 218].

Помимо подборки образцов интервью Заказчику можно предоставить и подборку примеров "плохих" текстов ("Как НЕ надо давать интервью", с пояснениями), куда включить соответствующий фрагмент.

Проблема 7
(Особо тяжелый случай): "Послушайте, ребятки, что Вам расскажет дед"

Заказчик (как правило, пожилой), видя перед собой молодого журналиста (журналистку), начинает говорить поучительно-менторским тоном, в стиле "Да-да, доченька, а ведь ты и не помнишь тех времен, когда горячей воды не было…"; "Вашему поколению уже не понять энтузиазма первых пятилеток, вам лишь бы денег срубить по-легкому…"

Прогноз неблагоприятный…
Автор не нашел пока что эффективного решения данной проблемы. Возможный вариант - сменить собеседника (см. Рекомендацию к Проблеме 2)

Проблема 8
(Особо тяжелый случай):  Жалующийся руководитель (характерно для  "советской школы")

"Расскажите, в какой ситуации находится отрасль. - В хреновой. Нет, вы так и запишите - в хре-но-вой. Все разваливается, правительство про нас забыло" (это говорит бизнесмен!) "- Но есть ли выход? - Я его не вижу. - Что же делать? - Валить из этой страны (вариант: "Выбрать меня президентом России, хе-хе…)". Заказчик просто не понимает разницы между интервью газете "Советская Россия" и имиджевым материалом. Ох, как хочется пожаловаться клиентам на свои проблемы за собственные деньги! Что интересно: чем шире лицо Заказчика, тем больше его  обида на всех и вся - чиновников ("на шею сели" ), иностранцев ("завалили страну дешевыми мясорубками!"), …Клиентов (!!!) ("им лишь бы российское не покупать")…

Да читатели-то, между прочим, не вчера родились, живут в этой же стране, и у них собственных проблем - пропасть…

См. Рекомендацию  к Проблеме 7.

Проблема 9
(типовая ошибка): Интервью изобилует вопросами, подразумевающими однозначный ответ

(Алексей Крылов, зам. редактора журнала The Chief): "Джинсу" сразу выдают вопросы типа:
-  Помогает ли Вам в ведении бизнеса Ваша дражайшая супруга?
- Как Вы отдыхаете после работы?
- Известно, что Вы занимаетесь благотворительностью, расскажите об этом пожалуйста… и т.п.

Задавая такие вопросы, копирайтер желает потешить самолюбие собеседника. Но будет ли интересно читать об этом кому-либо, помимо дражайшей супруги Заказчика?

Рекомендуется объяснить - с помощью подборки примеров - Заказчику, что интересными материал делают те вопросы, над которыми интервьюируемому приходится думать; которые актуальны не только для него, но и для читателей.
Либо пусть думает его пресс-служба, с этой целью список вопросов и высылается заранее.

"В случае, когда Вам требуется собрать максимум информации, вы можете опросить собеседника по следующей схеме:

Ценности: "Что важно в…? Почему это важно?
Причины: "Что заставляет вас? Что является причиной…?"
Доказательства: "Откуда вы знаете, что…? Как вы можете доказать, что это вам нужно?"
Уточнение: "Что вы имеете в виду под…? На что вы ссылаетесь? Может ли вы привести мне пример этого?"
Эффекты: "Что это вам дает?"
Конкретизация препятствий: "Что не дает вам…? Что произойдет, когда …? Что случится, если вы не…?" [2, с. 53.]

Проблема 10
О чем писать-то?…

Заказчик не может членораздельно ответить на вопрос: ЧЕГО ОН ХОЧЕТ И ЗАЧЕМ? 

Усиленный вариант: беседа начинается с фразы: "Я вообще считаю, что реклама не нужна, потому что мы уже два раза давали модуль в "Рекламе Плюс", и никакого толку. Но раз уж у нас тут юбилей, раз уж нам в прошлом году 5 (135…) лет стукнуло, то надо интервью, так сказать, чтобы это, не стыдно было показать, понимаешь".

Юбилей фирмы - событие, конечно, эмоционально значимое для Заказчика, вряд ли само по себе привлечет внимание читателей...

Гораздо больше читателей интересует: "как данная фирма может решить мои проблемы?" В идеале, потенциальный Клиент, только прочитав заголовок, должен почувствовать, что этот материал - для него…

Поэтому необходимо учесть в тексте стереотипы Клиентов-читателей. К сожалению, их далеко не всегда знает руководитель фирмы, поэтому неплохо бы перед интервью с Заказчиком побеседовать с кем-то из персонала…

Типичные вопросы для выявления стереотипов (по И.Л. Викентьеву, "ТРИЗ-ШАНС"):
- Кто Ваши Клиенты?
- Что спрашивают чаще всего, с какими проблемами обращаются?
- Какие вопросы задают в первую очередь? (желательно, словами Клиентов).
- Как Вы убеждаете Клиентов?
- В какой момент происходит "перелом" (Клиент принимает решение), какой довод является решающим?
- Каковы причины отказов?
- Расскажите наиболее яркие случаи с Клиентом (удачный, неудачный…)
- Кто Ваш ближайший конкурент и почему?

Естественно, должен быть четкий "сценарий" интервью. А для этого важно понимать, какую из задач PR (позиционирование, отстройка, возвышение имиджа, контрреклама) решает данный материал. [1]

Вот, например, несколько тем, полезных для решения задач "позиционирования" и "отстройки от конкурентов":

Интервьюируемый:
- дает рекомендации по выбору товара/услуги, задает критерий оценки (желательно, чтобы критерий был простым, наглядным, проверяемым);

ПРИМЕР 2
Фрагмент интервью с директором салона офисной мебели

"- Как по внешнему виду определить стоимость, класс офисного стола?
- А по толщине столешницы. Чем толще - тем дороже. 16-18 мм - это недорогая мебель, 22-25 - средний класс, больше 30 - это уже люкс. Так что если приходите в какой-нибудь офис - невзначай ухватитесь рукой за стол - и сразу ощутите, солидная это фирма или нет".

ПРИМЕР 3
Фрагмент интервью с директором птицефабрики

"- А как вы относитесь к генной инженерии,  биостимуляторам? Пишут, что на Западе с их помощью добиваются фантастических результатов.

- Вы знаете, я не слишком этому доверяю. Те породы, которые мы сейчас используем - продукт природной, подчеркиваю, природной  селекции. И мы можем получать прирост 52 грамма в день безо всяких там стимуляторов. Для этого достаточно просто-напросто хорошо кормить цыплят. На Западе - в основном для удешевления производства - активно используют антибиотики и различные ферменты. Стоит такой бройлер дешевле. Да вот качество мяса получается не то.

Вы можете мне не поверить, но тогда, в начале 90-х, наши тощие синие куры, над которыми все смеялись, были по качеству мяса все равно лучше американских. Да, их недокармливали, но у нас никогда не давали им столько химии, сколько  на Западе. Люди не понимали, что в Россию поставляются "окорочка", потому что в Штатах их никто не ест. Это же сплошной жир и холестерин. К тому же десять раз замороженный. Мы специально тестировали такое мясо: если его сварить, бульон получался мутный. А наши птицефабрики  всегда были ориентированы на свежий продукт. В начале 90-х люди были вынуждены покупать плохое, но дешевое мясо. Сейчас у многих завелись деньги, и появилась возможность выбора. Поэтому народ повернулся к нашим свежим и качественным продуктам".

- предостерегает Клиентов от опасности при неправильном использовании товара/услуги либо при использовании продукции конкурентов.

ПРИМЕР 4
Фрагмент интервью с директором аудиторской фирмы

"- Что бы Вы посоветовали своим Клиентам?

- Относиться скептически к любым публикуемым в прессе мнениям. Однажды в "Экономику и жизнь" пришло возмущенное письмо читателя: он поступил так, как рекомендовал эксперт в одном из номеров журнала, а затем последовали штрафные санкции от налоговой. Читатель хотел с газеты взыскать убытки. Извините, но публикация мнения эксперта в газете не влечет автоматически ответственности за чьи-то действия. Эксперт, кстати, с моей точки зрения, был тогда прав".

- рассказывает несколько реальных примеров решенной проблемы Клиента;

ПРИМЕР 5

"Откуда же получать достоверную информацию?

- Заходите на наш сайт. Там мы размещаем методические рекомендации, и готовы ответить на любые вопросы. Кроме того, мы издаем свой фирменный журнал "А…" - специально для бухгалтеров. Был такой случай: к нам пришел клиент, просил помочь по вопросам уплаты НДС при экспорте. Я открываю последний номер журнала, показываю одну из статей. Клиент читает. "Это же ответ на мой вопрос! Сколько я вам должен?" - Нисколько. Читайте на здоровье".

- дает неожиданную точку зрения на проблему;

ПРИМЕР 6
Фрагмент интервью с директором фирмы-перевозчика выставок

"- Какие предметы перевозить наиболее сложно? Наверное, полотна старинных мастеров…

- Парадоксально, но старинные произведения перевозить достаточно легко. Возьмем, к примеру, икону XVII века. Автор такой картины в точности соблюдал определенную технологию, поэтому произведение "предсказуемо": про него точно известно, какие использовались краски, какая основа, чего картина боится, в общем, существует стандартный алгоритм упаковки, которому просто надо следовать. То же можно сказать о полотнах академистов XIX века. А современные художники зачастую никаких технологий не соблюдают, их картины начинают сыпаться через 5-10 лет. То же и со скульптурами: с мраморным бюстом - все понятно, а как быть с вещью, выполненной из пивных банок, скрепленных клеем неизвестного происхождения? Возить произведения авангардистов очень сложно. Как правило, в них используются нетрадиционные материалы, нетрадиционные формы - вот и приходится изощряться".

- открывает некий полезный "секрет", маленькое "ноу-хау"

ПРИМЕР 7

"- Одна из предлагаемых вашей фирмой услуг - минимизация налогов. Вы не могли бы привести простой пример?

- Пусть фирма А покупает у фирмы Б товар на сумму 10 тысяч рублей и продает его фирме В за 11 тысяч. В таком случае оборотный налог на пользователей автодорог для фирмы А составит 1% от 10 тысяч, то есть 100 рублей. Если же фирма А заключит с Б договор комиссии, то есть станет формально посредником между А и В, то налог будет высчитываться только с комиссионных, то есть 1% от 1 тысячи - 10 рублей. Налог стал меньше в 10 раз, хотя по сути ничего не изменилось"

- простым, доступным языком, без спецтерминов и с примерами рассказывает суть услуги.

Если издание не для специалистов, то желательно, чтобы упор был сделан не на техническую (юридическую и т.п.) специфику, а на понятные Клиентам проблемы.

ПРИМЕР 8
Фрагмент интервью с директором страховой компании

"Многие владельцы автомашин не покупают страховку, потому что боятся, что в случае аварии в страховой компании от них будут требовать справку из ГИБДД. А получить такую справку - дело хлопотное. И мы ввели новую услугу: при мелком ДТП вообще не требуем справок,  а в более серьезных случаях все хлопоты по их добыванию компания берет на себя".

Часто некое "онаучивание" (зашаманивание) - особенно в гуманитарных сферах - делается намеренно. С тем, чтобы скрыть отсутствие весомой фактуры. Это надо учитывать.  Если фирма действительно работает,  то копирайтеру легче ее рекламировать…

Примечание.
Для постановки и уточнения темы интервью можно использовать программу-консультант "Приемы журналистики & public relations". Это удобно еще и тем, что помогает придать "солидность" отчету-обоснованию, который предоставляется Заказчику:

"Проведен сеанс работы с программным пакетом "Приемы журналистики и PR" (профессиональная версия 2.02).

Протокол:

Условия: 
Целевая группа Представители среднего класса, неспециалисты
Объект описания: Известная Клиентам услуга
Исходное отношение клиентов Спокойно-безразличное
Задача фрагмента текста Побудить Клиентов изменить отношение к услугам компании
Размер фрагмента текста Развернутый
Стиль Эмоциональный

Программа выдала 42 решения, из которых на основе анализа отобраны следующие:"

Проблема 11
"Вы все перепутали"

Типичная претензия к журналистам, возникающая уже на этапе согласования текста - искажение информации (см. пример в начале статьи).

Да, дилетантство журналистов стало притчей во языцах. Но причиной искажений нередко является сам интервьюируемый, который  неточно, расплывчато выражает свои мысли, либо углубляется в техническую специфику, понятную только специалисту. Журналист же записывает мысли собеседника так, как он их понял  в меру своих скромных способностей, упрощая, опуская кажущиеся ему лишними подробности и т.п.

В начале интервью рекомендуется попросить Заказчика делать упор не на технические подробности, а на проблемы, понятные Клиентам, и стараться использовать минимум спецтерминов. Предложите Заказчику представить себе, что перед ним - читатель, ничего не смыслящий в данной области.

Во время интервью старайтесь не перебивать Заказчика, даже если Вам кажется, что Вы понимаете, о чем речь, дослушивайте до конца…

"Время от времени полезно применять прием резюмирования: "Правильно ли я понял, что…" Пересказывая кратко речь собеседника, вы тем самым не только демонстрируете внимание к нему, но и получаете подтверждение правильности своего понимания. Этот же прием хорошо срабатывает на любителях "растекаться мыслию по древу". Несколько минут говорения "конденсируются" в одну фразу: "Правильно ли я понял, что вы отменили свое решение по политическим мотивам?" Если собеседник подтвердил резюме - вставляйте его в свой материал уже как слова своего собеседника. При этом постарайтесь соблюсти контекст высказывания". [2, с. 52-53]

Проблема 12
Отсутствие образного ряда
- то есть ярких случаев, примеров, баек, фирменных анекдотов и т. п.

К сожалению, выжать что-то подобное из Заказчика, привыкшего говорить языком совещаний и летучек, нелегко. "Расскажите какой-нибудь забавный случай"… - "А забавный-то зачем? У нас солидная фирма…"

Образный ряд  необходим  для улучшения восприятия текста. В этом смысле особенно важны элементы юмора: недаром хороший лектор, чтобы слушатели не "перегружались", разбавляет информационные блоки репризами-байками -  в противном случае ему гарантирована полу-дремлющая аудитория.

Кроме этого, желательно, чтобы  у читателя/клиента появилось  желание запомнить прочитанное и пересказать родным, друзьям, знакомым…[1, с. 30-36]

Поэтому рекомендуется:
- обратиться за образным рядом к "самому языкастому из отдела продаж";
- см. также рекомендации к проблеме 13.

Проблема 13
Заказчик затрудняется ответить на вопрос (не может вспомнить, сообразить, не понимает вопроса...)

- это еще одна причина, почему полезно организовать две встречи. И, если на первой встрече заказчик явно затрудняется ответить, попросить его записать "домашнее задание" (подобная возможность оговаривается заранее…)

- Как уже говорилось, список возможных вопросов высылается заранее.

Но не рекомендуется принимать ответы в письменном виде! -  т.к. очень малая часть руководителей обладает литературными способностями (исключение составляют те, кто работает с людьми, кому приходится писать - бизнес-консультанты, преподаватели… но таких меньшинство). Очень многие хорошо, образно говорят… но косно и безграмотно либо скучно-наукообразно пишут… Недаром над мемуарами многих политических деятелей работали целые бригады журналистов.

- у копирайтера наготове подборка фрагментов-"образцов", и при затруднении Заказчика извлекается нужный образец: "Бывший президент Соединенных Штатов на подобный вопрос ответил вот так…"

ПОСЛЕ ИНТЕРВЬЮ 

Проблема 14
"Дураком меня хотите выставить?"...

При встрече Заказчик оказывается интересным и веселым собеседником, балагурит, улыбается, рассказывает байки. Интервью обещает быть интересным. Но при ознакомлении с текстом Заказчик начинает паниковать: "Вы что это тут понаписали? По смыслу - все верно, но не нравится ваш ПРОСТОНАРОДНЫЙ язык".
- "Так это не мой, это Ваш язык. И не простонародный, просто такой живой"...
- "Ну, если я так говорю, это не значит, что так надо писать. Вот тут, например, вы пишете: "Народ у нас в то время был такой, что из-за рубля, извините,  удавится…"  Вы что, меня дураком хотите выставить? Нет уж, это надо убрать..."

Вариант:  Заказчик рассказывает смачную историю и, от души посмеявшись вместе с журналистом, вскользь добавляет: "Это, конечно, не для печати"…

ПРИМЕР 9

Фрагмент интервью с директором страховой компании

Исходный вариант:

"- Бывали ли в Вашей практике необычные случаи?
- Да, недавно пришлось выплачивать страховку клиенту, наступившему на ежа".

по требованию Заказчика заменен на:

"Да, недавно была выплачена компенсация за сгоревший груз (строительно-отделочные материалы). Причиной возгорания оказалось статическое электричество в полиэтиленовой упаковке груза".

Опять-таки, может помочь подборка примеров, убеждающая Заказчика, что определенные вольности в речи позволяют себе даже Президенты.

Проблема 15
"Я вам текст СЛЕГКА поправлю"

Заказчик желает сам редактировать готовый текст и обязательно все-таки ввернуть в конце, что его фирма  "готова выполнить любые заказы по самым низким ценам!!!". Часто Заказчик способен путем небольших изменений (замены слов, перестановки предложений местами и т.п.) полностью нарушить логику материала.

- Спорные фрагменты (например, заголовок) предоставляются в нескольких вариантах, и Заказчику предлагается выбрать тот, который "наиболее полно отражает Ваше видение имиджа Вашей фирмы".
- Намеренная ошибка. Например, перед согласуемым текстом вставляется фраза: "Прошу обратить ОСОБОЕ внимание на правильность написания названия фирмы, фамилий сотрудников" и т.д. И в одной из второстепенных фамилий делается ошибка. Иногда это помогает спасти более важные элементы текста.
- чтобы Заказчику было удобнее "наводить критику",  ему предлагается заполнить следующий простой формуляр:

Фрагмент текста Устраивает/
Не устраивает
Строка N Причины: не нравится стиль, смысл, что-то еще...
Заголовок       
Анонс      
1-й абзац      
2-й абзац      
.………..          
Текст в целом      
Число, подпись  

В заключение, еще об одной проблеме. Бывает, пришедшему журналисту Заказчик предлагает… выпить. Если Вы относитесь к своей работе серьезно - от сего заманчивого предложения рекомендуется отказаться.

Автор благодарит: Игоря Викентьева, Сергея Сычева, Татьяну Лежневу, Наталью Швец, Галину Владимирову, Георгия Соколова,
Александра Егорова, Алексея Крылова за помощь при работе над этим материалом.

ЛИТЕРАТУРА

  • Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 практических приложений, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2002 г., 384 с.
  • Кузнецов М., Цыкунов И., Практическая психология PR и журналистики, М., "РИП-холдинг", 2002 г., 148 с.
Контакты:

Соколов А.Б.
konf@treko.ru



Уважаемые Коллеги!

Если Вам понравился этот материал, Вы можете простимулировать автора продолжить писать, отправив любую сумму.

Авторам и Редакции нужна обратная связь.

Большое Спасибо!
Яндекс.Метрика