Амазон
RRRRR - 54.211.225.175
@ Подписаться

  • Алексей Шпаков,
    г. Санкт-Петербург
© Алексей Шпаков,
г. Санкт-Петербург
КАК УКРАСТЬ ТИРАЖ?

Первичная картотека способов обмана заказчика печатных СМИ


Покупая любое издание (журнал, газету, книгу, буклет и т.д.), мы вряд ли задумываемся: а не подделка ли? Это и не удивительно: Читателю - не все ли равно?

Размещая свой заказ в типографии, иные владельцы газет, журналов, авторских прав на книги и т.д. зачастую тоже об этом не задумываются. А вот это удивительно: им-то уж точно не все равно!

Для тех, кто над этим задумывается и не хочет быть обманутым - эта статья. Речь в ней пойдет не о "полной" подделке (когда нечестная типография полностью проходит весь цикл сама - от верстки до печати и распространения), а об использовании типографией легальных материалов владельца СМИ или правообладателя в "своих интересах".


Этот материал появился благодаря бизнес-форуму сайта "Открытые методики рекламы и PR "Рекламное Измерение" http://www.triz-ri.ru/forum, на котором неоднократно поднимался вопрос о "левых тиражах" и способах их отслеживания.

Итак, дано:

  • Есть некий журнал.
  • Материалы его интересны. К тому же на его страницах регулярно проводятся различные конкурсы, разыгрываются призы и т.д.
  • Популярность журнала растет, тираж растет тоже, число рекламодателей увеличивается.

Как результат, журнал очень интересен как с точки зрения реализации, так и с точки зрения получения прибыли.

Но вдруг:

В один из дней менеджер службы доставки, направляясь на работу, с удивлением замечает в попутном киоске свежий номер любимого журнала. А между тем задание на доставку этого номера он должен был получить только сегодня.

Озадаченный менеджер купил 1 экз. и исполнился желанием разобраться: "Как же это так? И кто это посмел "через голову"?".

В тот же день, ближе к обеду, в редакции раздалось несколько звонков от Читателей, желающих принять участие в конкурсе, о котором сообщалось в номере, который еще не поступил в продажу. И соответствующий отдел даже решил ненадолго, что наступил полтергейст.

А потом в отдел рекламы позвонил рекламодатель и поблагодарил руководителя отдела за корректно размещенное в журнале объявление. И, между прочим, сказал, что Клиенты уже начали звонить. Руководитель отдела рекламы, в сущности, был рад звонку - он всегда стремился повышать эффективность рекламных сообщений. Но, все же, в своей практике он впервые столкнулся с ситуацией, когда результативность превысила 100%: реклама еще не вышла, а Клиенты уже обращаются.

В задумчивости он покинул свой кабинет и пошел курить. В "курилке" он встретился с редактором: ему только что звонил автор, который, как Читатель уже догадался, успел прочитать свою статью в еще не вышедшем журнале.

Разумеется, не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять: средствами от реализации журнала решили "полакомиться" нечистые на руку полиграфисты.

На этом наш детектив заканчивается, ибо, осознав грустный факт, руководство журнала провело минимальное разбирательство, в процессе которого о половине возможных "утечек" никто даже и не задумался.

А более конкретно журнал провел 3 проверки по наиболее явным источникам утечки (больше для самоуспокоения) и затем действительно "успокоился". Замели, что называется, проблему "под ковер".

Мы же поступим иначе. Кропотливо разберем существующие возможности кражи тиража и некоторые способы их блокирования.

ИСТОЧНИКИ "УТЕЧКИ ТИРАЖА" И ПЕРЕКРЫВАЮЩИЕ "КЛАПАНЫ":

Потенциальная опасность

Возможное решение

  • Самый наглый вариант: типография, в которой размещен заказ, покупает больше бумаги и печатает с наших пленок и печатных форм наш заказ большим тиражом(скажем, не 15000, а 25000 экземпляров).

    "Левый" доход в этом случае максимальный: типография несет затраты только на дополнительную бумагу и краску плюс платит "5 копеек" печатнику, чтобы он следил за печатью (при настроенной машине добавить "хвост" к официальному тиражу труда не составит).

    В этом случае "левый" тираж печатается вместе с основным.

  • Выбрать для печати специфическую бумагуи покупать ее самостоятельно, передавая в типографию кол-во, необходимое на приводку и заказанный тираж.

    Однако решение не сработает, если типография сама сможет купить такую же бумагу.

  • Внеплановые проверки тиража.
    Если мы знаем, какой объем занимает наш тираж, пара лишних паллет с тиражом должна вызвать подозрение и разбирательства.
  • Самостоятельная фасовка тиража.
    Можно приобрести ризограф и самостоятельно делать в каждый номер вкладки, к примеру, позволяющие читателям что-либо выиграть. А чтобы читатели искали вкладку - уведомить их об этом на обложке.

    Причем вкладки должны печататься только на собственных ресурсах и меняться из номера в номер, чтобы их невозможно было "повторить" в следующем.

  • Самостоятельная послепечатная обработка тиража(например, фольгирование)

    Однако при больших тиражах это может быть проблематично и трудоемко, хотя технологически просто.

  • Защита с помощью голограмм.
    При условии, что голограммы заказываются в другой типографии (в идеале - жестко конкурирующей с первой для исключения возможности сговора).

    В данном случае фасовку тоже придется делать самим, чтобы голографические наклейки не уходили "налево".

Разумеется, о внесении отличий в "легальный" тираж необходимо извещать и покупателей, и распространителей. А любой способ самостоятельной "доводки" тиража должен исключать участие сторонних лиц.

  • Воровство печатных форм
    По сути, то же, что и п.1, только "левый" тираж печатается ОТДЕЛЬНО от легального.

    Не самый интересный для печатника вариант, поскольку печатные формы от периодического монтажа-демонтажа ухудшаются.

Уничтожение печатных форм при приеме тиража. Офсетные формы попросту сгибаются пополам и становятся более не доступными для печати.

Если заказанный тираж - на пределе так называемой тиражеустойчивости" печатных форм, типография, в которой размещается заказ, воровать не будет. Тиражестойкость - официальная характеристика производителей печатных форм, узнать ее не составит труда.

Недобросовестной типографии в этом случае проще пойти по способу № 3 (см. ниже).

  • Изготовление новых печатных форм с "пленок" Заказчика.

"Левый" тираж печатается отдельно от основного.

Это уже серьезнее, хотя бы потому, что качество печати будет не ниже, чем у "официального" тиража.
Решить данную проблему можно только одним способом - дождавшись, когда типография изготовит "формы", забрать "пленки". Но такое решение может внести проблемы в работу.

Например, одна форма может пострадать в процессе печати, и для продолжения печати тиража придется ждать, пока Заказчик привезет пленки снова.

Решение возможно лишь в том случае, если типография не имеет возможности самостоятельно получить пленки.

  • Вывод новых печатных "пленок" и изготовление с них печатных форм. Даже если мы увезем оригиналы "пленок" с собой, типография может вывести их САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Это возможно в случаях, если:

  • a) "пленки" для легального тиража выводит сама типография (причем не важно - на своем ли оборудовании или в репроцентре: у нее остаются файлы, с которых эти "пленки" можно вывести хоть 100 раз без нашего вмешательства).
  • b) репроцентр, в котором выводятся "пленки", имеет связь с типографией (последняя может "попросить за деньги" еще один комплект без нашего ведома).

  • c) макет разрабатывается в типографии. Без комментариев.
  • В этом случае "левый" тираж печатается отдельно от основного.

Соответственно по пунктам:

a) отследить уничтожение файлов после вывода пленок

b) отследить уничтожение файлов после вывода пленок и в письменном виде договориться с репроцентром об оперативном извещении, если типография запросит дополнительный комплект.

с) полной технологичной защиты от "левого тиража" в этом случае нет. Разве что какую-то часть исполнителей остановят подписанные соглашения о неиспользовании пленок "в режиме самодеятельности". Остается рассчитывать на эту часть.

Во многих случаях могут помочь "внезапные" визиты в типографию. Это избавит последнюю от желания "подзаработать" за счет Заказчика. Но визиты должны охватывать не офис, а ЦЕХ и СКЛАД, где тиражи ПРОИЗВОДЯТСЯ и ХРАНЯТСЯ!

Бывает, что типографии сбывают "левые" тиражи не в силу жадности, а по "глупости" и неспособности договориться. Это случается, когда типография закупает бумаги больше, чем нужно, и продукции, соответственно, получается больше. Скажем, заказали 10000 экз., а типография напечатала 12000. А поскольку бумагу купила сама типография, она хоть как-то хочет компенсировать "сверхтиражку". Здесь вполне уместно предложить типографии забрать у нее дополнительный тираж. Многих это избавит от желания нелегально использовать "сверхтиражку" по своему усмотрению.

Источник "утечки тиража" может и не уведомлять о своем "приработке" владельца типографии. Поэтому, если мы уверены в честности хозяина, а проблема, тем не менее, имеет место - лучше договориться с владельцем о контролерах от нашей компании. Возможно, удастся осуществить более серьезные мероприятия, например установить в цехах камеры наблюдения.

Кроме типографии в процессе "утечки тиража" могут быть замешаны и другие звенья: тот же репроцентр, в котором выводятся пленки, или даже НАШ СОБСТВЕННЫЙ ДИЗАЙНЕР (!), который может передать файлы в типографию.

Самый надежный (но не самый экономичный) способ - выводить пленки и изготавливать формы САМОСТОЯТЕЛЬНО, а затем именно ФОРМЫ передавать в типографию и по завершении печати их уничтожать. Но это дорого: одно устройство вывода пленок стоит не один десяток тысяч долларов.

Кроме проверки типографий, не стоит забывать о распространителях. Они тоже могут быть в сговоре. Как вариант решения проблемы - устроить среди них какую-нибудь рекламную акцию.

Однако приходится признать, что полностью исключить печать "левого" тиража пока не представляется возможным: даже если у нас есть СВОЯ типография, наш журнал может просто СКОПИРОВАТЬ (или, если хотите, ОТРИСОВАТЬ) сторонний дизайнер "левой" типографии. Можно лишь СУЩЕСТВЕННО затруднить появление на свет такого тиража. Вплоть до исчезновения экономической привлекательности воровства.

… Самое время вернуться к нашему детективу, преждевременно завершенному в начале статьи. Теперь не надо быть даже Ватсоном, чтобы понимать, КАК именно может быть увеличен тираж недобросовестными полиграфистами. И хотя способы совершения "преступления" раскрыты, автор рекомендует на этом не успокаиваться: список "потенциальных опасностей" и упреждающих мер вряд ли ограничивается перечисленными. Наверняка уважаемые Читатели сталкивались и с другими ситуациями. В связи с этим автор просит присылать ему свои варианты, которые могли бы дополнить эту картотеку.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Значение использованных терминов

Паллета - деревянный поддон, на котором может складываться как готовый тираж, так и "полуфабрикат" (до резки и т.п.) Предназначена для удобства транспортировки и складирования тиража.

Фольгирование - один из видов послепечатной обработки. Позволяет получать на полиграфической продукции эффект блестящего металлического покрытия методом перенесения фольги на запечатываемый материал.

Тиражестойкость (тиражеустойчивость) - количество оттисков (единиц продукции), которые можно отпечатать одним комплектом печатных форм без существенной потери качества.

Репроцентр - "народное" название организации, в частности предлагающей услуги по выводу "пленок", с которых впоследствии изготавливаются печатные формы.

Отрисовка - повторение дизайна. Допустим, у Вас есть логотип, но только в напечатанном виде (электронный макет утерян). Тогда дизайнер сканирует бумажный носитель и рисует поверх него качественное изображение.

То же самое можно сделать и применительно к целому журналу. Можно отсканировать и отретушировать фотоматериалы, перенабрать текст и т.д.

Т.е. повторить можно практически всё. Чаще всего к отрисовке прибегают при подделке этикетки известных производителей.

Автор благодарит Галину Владимирову (Система "ТРИЗ-ШАНС")
и Редакцию проекта "Рекламное Измерение" за помощь в работе над статьей.



Уважаемые Коллеги!

Если Вам понравился этот материал, Вы можете простимулировать автора продолжить писать, отправив любую сумму.

Авторам и Редакции нужна обратная связь.

Большое Спасибо!
Яндекс.Метрика