1502
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
© Ольга Дейнега
500-ЛЕТНИЙ PR

Об одной эффективно работающей системе воздействия на человека


Статья "Об аналогах педагогических комплексов упражнений", по которой написан данный реферат, была опубликована в "Журнале ТРИЗ" № 2.2, 1991, выпуск "Педагогика", и посвящена она системе педагогического воспитания личности, разработанной... в 1552 году. Автор статьи - И.К. Кайков.

"А при чем здесь реклама?" - спросит Скептик. "Духовные упражнения", методику проведения которых рассматривает Автор статьи, положены в основу воспитания членов организации, существующей около 500 лет. С современной точки зрения, это не только приемы педагогической техники и методы воспитания, это и мощный Public Relations, и жесткие фирменные стандарты, и тренинги, способствующие повышению управляемости организации в целом и каждого из ее членов. Именно с этих позиций нам и показалась интересной статья о воспитании в "Solietas Jesu" или "Ордене Иезуитов". А какое это может иметь отношение к способам рекламного воздействия на умы потребителей - понятно любому специалисту рекламы.

"Так система же устарела за давностью лет", - скажет другой Скептик. Ничуть. Организация, для которой были разработаны "Духовные упражнения", и сегодня по ним готовит своих членов в 150 центрах подготовки, расположенных по всему миру; выпускает периодические издания и книги. Все попытки уничтожить ее в течение 500 лет успехом не увенчались.


ПОВЫШЕНИЕ УПРАВЛЯЕМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. ТРЕНИНГИ

Как известно, принцип управляемости системы заключается во введении системы в неустойчивое состояние. Как и с помощью чего это делается в армии, мы уже писалиСм.: С. Модестов ’’Напра - ...гом! Шагом - ...стой! PR в армии’’, Рекламное Измерение, 1997, № 7 (36).. Рассмотрим, как это делают иезуиты, готовя к приему в свою организацию нового члена и имея в арсенале "Духовные упражнения", составленные основателем ордена Игнатием Лойолой [1]: "Лойола понял: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его… воображения. Он не останавливается на пожеланиях и проповедях - он требует действия: выбора цели жизни. Для достижения этого необходим умело разработанный комплекс упражнений, причем таких, которые лучше всего соответствовали бы поставленной цели. Работая над "Духовными упражнениями", Лойола хотел убить способность к самостоятельному мышлению, привить иезуиту фанатичную веру. Впрочем, "он никогда не имел в виду полного и разностороннего развития личности, как о том мечтал Леонардо да Винчи, он никогда не предоставлял доброй воле индивидуума заботы об определении размеров и характера своего умственного развития" [2, с. 145]Кайков И.К. Об аналогах педагогических комплексов упражнений, Журнал ТРИЗ, 1999, № 2.2, с. 56..

Управление только тогда можно считать успешным, если оно происходит одновременно на трех уровнях: физиологическом, эмоциональном, информационном. Введя человека "в неустойчивое состояние", регулярно поддерживая это состояние цепочкой упражнений, вытекающих и закрепляющих друг друга (говоря современным языком - проводя жесткий тренинг), отцы-иезуиты со временем делали из человека фанатика веры, послушное орудие в своих руках.

"Духовные упражнения", с точки зрения воздействия - классический тому пример: на информационном уровне - практически полное отсутствие информации извне, общение с одним человеком в течение длительного времени; на эмоциональном - погружение в размышления, образы, рожденные воображением в процессе выполнения того или иного упражнения; на физиологическом - самоистязание, бичевание и т.д. "Книга ("Духовные упражнения" - О.Д.) открывается введением "Начало и основания", дающим "понимание жизни", которое должен усвоить иезуит. Далее следуют упражнения, расписанные по дням и часам на 4 недели. …Предмет для размышлений на первой неделе - фундаментальные положения: "Грех", "Божий суд" и т.п. Цель - пересмотр своей жизни. На 2-й неделе обучающийся должен научиться созерцать "Царство Христово" и далее - размышлять о смирении, любви к Христу… Цель - убедить в следовании, послушании и служении Христу. Цель 3-й недели - усилить в иезуите любовь к Христу и Церкви, укрепить его в раскаянии и самоотречении. Содержание упражнений на этом этапе - размышления и созерцания на тему "Жизнь Иисуса". Цель 4-й недели - вызвать фанатизм разума, эйфорию чувств и целенаправленность воли. Содержание: размышления над событиями жизни Христа от рождества до Вознесения.

Таким образом, в итоге достигается цель не по воздействию на отдельные решения субъекта, а по перестройке всей его психики и чувственного восприятия жизни. "Упражняющийся" как бы находится внутри выстреленного из пушки ядра. Путь назад отрезан". [3, с. 138]Кайков И.К. Об аналогах педагогических комплексов упражнений, Журнал ТРИЗ, 1999, № 2.2, с. 56.

ФИРМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ

Что мы вкладываем в понятие "ФИРМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ" сегодня? Работу сотрудника с Клиентом: лично, по телефону, в зале, офисе, на выставке (приветствие, вступление в разговор, выход из разговоры, работа с "тяжелым" Клиентом и т.д.); поведение сотрудника внутри коллектива - с коллегами, в процессе работы, в момент возникновения спорных ситуаций и т.д. Существуют также полезные ритуалы: на принятие нового человека в коллектив; на пение гимна, как это делается на японских предприятиях, например; на приветствие, как это делается в армии; выполнение ритуальных обрядов, свойственных каждой религии и т.д. "Фирменные стандарты" иезуитов, закрепленные в "Духовных упражнениях" прививаются каждому новому члену с первого дня его поступления в орден: "Каждый иезуит должен проделать духовные упражнения в течение 40 дней дважды в своей жизни - при вступлении в "Общество Иисуса" и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа, иезуиты ежегодно по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры - уединенная келья. Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь только с духовным наставником и исповедуясь ему. Необходимо уйти в самого себя, живя лишь одними мыслями и воображаемыми образами…"Кайков И.К. Об аналогах педагогических комплексов упражнений, Журнал ТРИЗ, 1999, № 2.2, с. 56.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ "ТРЕНИНГОВ"

Слово "тренинг" в современном его понимании не совсем подходит к данным упражнениям, хотя, если внимательно всмотреться только в технологию их проведения, не делая акцент на моральной, нравственной стороне, то методика эффективна, что и подтверждает ее длительная жизнеспособность. "Остановимся подробнее на методике проведения упражнений. Во-первых, существуют предварительные упражнения, то есть осуществляется "подводка" обучающегося. Каждый вечер, прежде чем лечь спать, иезуит должен самостоятельно продумать то, что он будет созерцать на следующее утро. Утром, во время одевания и в течение получаса, предшествующего "созерцанию", иезуиту рекомендуется мысленно повторить то, чем ему вскоре предстоит заняться. Во-вторых, обучающийся должен представить конечный результат конкретного упражнения: он просит у Бога того, чего он хочет достичь в качестве практического результата "созерцания", по возможности чего-нибудь реального, полезного для его собственных "духовных нужд". В-третьих, прежде чем приступить к выполнению упражнения, приближаясь к месту молитвы, обучающийся останавливается в 2-3 шагах и внушает себе, что Бог смотрит на него. Далее следует подготовительная молитва. Следующий шаг еще не само упражнение, а "подготовка почвы". Следует представить себе объект, который ему предстоит "созерцать". Основная часть "созерцания" разделена на пункты и параграфы, то есть упражнение разбито на небольшие и сравнительно легкие "шаги". Первые объекты созерцания легки для воображения: эпизоды из жизни Иисуса, Марии и т.д. Последующие более сложны и абстрактны: тайны загробного мира, чистилище, ад, милосердие, грех. В любом случае предмет упражнения должен быть таким, чтобы заполнить час времени."Кайков И.К. Об аналогах педагогических комплексов упражнений, Журнал ТРИЗ, 1999, № 2.2, с. 57.

Также упражнения напоминают аутотренинг: "Практически каждое упражнение основано в той или иной степени на самовнушении. Например, "следует повторять самому себе, что ад существует, представлять себя, насколько это возможно, навеки пребывающим во всепожирающем огне, в абсолютном мраке, безо всякой надежды, и повторять это сто раз в течение часа". [3, с. 127] Есть в арсенале иезуитов и би-упражнения. Так, обучающийся должен представить армию Сатаны на равнинах Вавилона и самого Сатану, обращающегося к своим демонам с речью. Затем необходимо сменить картину воображения и "увидеть" иерусалимскую равнину и Христа среди своих учеников. Смену картин предписано повторять несколько раз. Благодаря полярному противопоставлению двух сцен, это упражнение является непосредственной подготовкой к основному акту - выбору жизненного пути".Кайков И.К. Об аналогах педагогических комплексов упражнений, Журнал ТРИЗ, 1999, № 2.2, с. 57.

ОТ РЕДАКЦИИ
Вы все же дочитали статью до конца, уважаемые Читатели, и удивляетесь: "Неужели все ЭТО им нравится?" Если ЭТО - то, чему учили отцы-иезуиты - нет. Данным материалом мы хотели показать, что cуществует инструмент, успешно применяемый и эффективно работающий, который позволяет решать блок некоторых задач, называемых сегодня Public Relations. При этом упражнения носят системный характер, где каждое последующее вытекает из предыдущего; это "не просто холодная интеллектуальная игра с информацией, а именно "прочувствование" и даже "проживание" каждого упражнения. Недаром многие упражнения педагогической системы К.С. Станиславского близки к упражнениям иезуитов". [10]Кайков И.К. Об аналогах педагогических комплексов упражнений, Журнал ТРИЗ, 1999, № 2.2, с. 58.

Важно еще и то, что в статье звучит предупреждение Автора о последствиях использования педагогических систем, где человек лишается свободы выбора, какой бы он ни был.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Loyola I. de Obras completas, Roma-Madrid, 1952.
  • Бемер Г. Иезуиты, М., 1913, 454 с.
  • Тонди А. Иезуиты., М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1955, 331 с.
  • Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени, т. 1, СПб., М., 1868, 352 с.
  • Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени, т. 2, СПб, М., 1869, 307 с.
  • Быков А.А. И. Лойола. Его жизнь и общественная деятельность, СПб, 1891, 106 с.
  • Великович Л.Н. Черная гвардия Ватикана, 2-е изд., М.: Мысль, 1985, 217 с.
  • Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. (В русском переводе с параллельными местами и приложениями), изд-во "Жизнь с Богом", Брюссель, 1979, 758 с.
  • Священные книги Ветхого и Нового Завета, Вена, 1878, 260 с.
  • Станиславский К. С. Собр. соч., т.3: Работа актера над собой, ч. 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения, М., 1990.
  • Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношения к России, М., 1870, 510 с.
  • Хазов А. Иезуиты готовы служить повсеместно\\Обзор советской и зарубежной прессы "24 часа", 1991, № 14 (95), 5 апреля, 1991, с. 9.

Статья опубликована в бюллетене “Рекламное Измерение” № 4 (57), 1999 г.

Контакты:

Дейнега О.И.
ri-manager@triz-ri.ru

Яндекс.Метрика