RRRRR - 54.197.142.219

  • Кирилл Лебедев, г. Санкт-Петербург
© Кирилл Лебедев, г. Санкт-Петербург

КАКОВ СЛОГ, ТАКОВ И МОНОЛОГ


Этот человек, потерпев поражение, не пал духом. Обрив себе голову наполовину, чтобы стыдно было показаться на людях, в подвале своего дома он устроил небольшое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабатывать сценические приемы и укреплять голос.

Отказавшись от удовольствий и развлечений (хотя многие на его месте, замкнувшись в себе, уткнулись бы лицом в телевизор) и неделями не высовываясь из своего подвальчика, долгие месяцы и годы он знал только одно: упражнения, упражнения, упражнения.

Слабый телом и духом, заика и тихоня, забитый и постоянно унижаемый сверстниками, он стал человеком-легендой, стал живым примером того, чего может добиться человек.

Как его звали? Кто он такой? Почему он добился того, чего не можем добиться мы?


Данная статья даст ответ на эти вопросы. В ней перечисляются упражнения, с помощью которых тренировались и набивали себе руку знаменитости разных эпох. Прибегая к их советам и регулярно тренируясь, можно стать с ними вровень и, быть может, превзойти их. Каждый человек, если он поставит себе цель и, несмотря на все препятствия, идет к ней, обязательно добьется своего. Великие люди отличаются от обычных только тем, что обычный человек ставит себе задачу и затем, отвлекаясь на каждодневные проблемы, развлечения и удовольствия, не решает ее; а великий человек предпринимает все усилия, чтобы выполнить, чтобы решить поставленную задачу.

Для удобства Читателей статья разделена на две части. В первой излагаются упражнения, с помощью которых можно научиться писать. Вторая часть содержит материал для желающих стать не только мастером пера, но и мастером живого слова. Эта статья поможет всем обычным людям стать великими, если они этого пожелают. И не потому, что автор считает себя гением, а потому что в ней изложены советы гениальных людей.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

УПРАЖНЕНИЕ 1 

Чтобы получить новые знания, пополнить свой словарный запас, улучшить свой стиль и слог, Великие советуют читать, переписывать и даже выучивать наизусть отрывки из произведений знаменитых людей.

Чарлз Джеймс Фокс вслух читал Шекспира, Теннисон - Библию, Толстой - Евангелие. Особое наслаждение доставляло Гладстону чтение сочинений Гомера. Джон Брайт заучивал наизусть длинные отрывки из стихотворных произведений Байрона и Мильтона, Вордстворта и Уитьера, Шекспира и Шелли. Демосфен переписал "Историю" Фукидида восемь раз; ему нужно было овладеть величественным стилем этого историка и писателя (5, с. 473 - 474).

Начинающим ораторам Цицерон советовал читать произведения различных писателей и поэтов, обсуждать и оценивать их с различных, противоположных точек зрения (Цицерон, "Об ораторе", 1, 158).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Чтобы овладеть новой фразеологией, новым литературным приемом, чтобы улучшить свой слог, советуют поступать так, как делал Р.Л. Стивенсон. Если он при чтении какой-нибудь книги натыкался на абзац или отрывок текста, который ему очень нравился и в котором описывалось что-либо с большим мастерством, он немедленно садился за стол и заставлял себя подражать оригиналу.

В первый и во второй раз у него ничего не получалось. Стивенсон знал об этом заранее и потому не унывал. Он пробовал подражать еще и еще. И наконец у него что-нибудь да выходило (5, с. 474 - 475).

УПРАЖНЕНИЕ 3

Перевод произведений иностранных авторов на родной язык позволит не только приобрести новые мысли, не только улучшить свой стиль, но и расширить словарный запас из-за необходимости все время подыскивать синонимы.

К такому упражнению советуют прибегать Цицерон ("Об ораторе", 1, 155) и Дейл Карнеги (5, с. 474).

УПРАЖНЕНИЕ 4

Услышав или прочитав чьи-то слова, стоит попытаться придумать к ним поправки, попытаться выразить те же мысли иначе. Демосфен поступал именно так (Плутарх, "Демосфен", VII).

УПРАЖНЕНИЕ 5

Необходимо критически читать то, что написано другими, и, по возможности, редактировать их (4, с. 36).

УПРАЖНЕНИЕ 6

Поступайте, как Бенджамин Франклин. Выбрав понравившуюся ему статью, он кратко конспектировал смысл каждой фразы, затем откладывал свои записи на несколько дней, чтобы забыть текст оригинала, а потом возвращался к ним и по конспекту пытался воспроизвести исходный текст.

Это упражнение выполняется до тех пор, пока при сверке копии с оригиналом совсем не обнаруживаются ошибки (5, с. 328).

УПРАЖНЕНИЕ 7

Похоже на упражнение 6 и тоже предложено Бенджамином Франклином. Выбрав прозаический текст, следует преобразовать его в стихотворную форму. Постоянный поиск синонимов и слов, имеющих одинаковые окончания, обогатят словарный запас.

Через некоторое время по написанным стихам стоит попытаться восстановить текст оригинала (5, с. 328 - 329).

УПРАЖНЕНИЕ 8

Поможет обучиться упорядоченному мышлению и умению выстраивать план статьи. Как и упражнения 6,7, предложено Бенджамином Франклином.

Кратко запишите смысл каждой фразы понравившейся статьи. Но не подряд, а каждую фразу на отдельной полоске бумаги. Затем перетасуйте свои записи и через некоторое время попытайтесь восстановить исходный текст (5, с. 329).

Делайте это до тех пор, пока не добьетесь удачи.

УПРАЖНЕНИЕ 9

Предложено Демосфеном и Цицероном, поможет развить память и умение логически мыслить. Услышав чью-то речь, прочитав какую-либо статью или стихотворение, побеседовав со своим другом, приятелем, коллегой, попытайтесь, оставшись одни, вспомнить эту речь (статью, стихотворение, беседу) с начала до конца. Повторите все доводы, восстановите ход рассуждений (Плутарх, "Демосфен", VIII; Цицерон, "Об ораторе", 1, 154).

УПРАЖНЕНИЕ 10

На комплексное применение навыков, которыми можно овладеть благодаря другим упражнениям. В номере газеты следует выбрать отвратительно написанную заметку или статью. Затем, сохраняя содержание и общий смысл, попытаться преобразовать ее в более привлекательную форму.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Чтобы обнаружить ошибки в своей статье, можно поступить двояко:

1. Отложить ее на некоторое время, а затем перечитать свежим взглядом.
2. Дать почитать ее своим коллегам или друзьям.


РАБОТА НАД ВЫСТУПЛЕНИЕМ

В этой части статьи описаны упражнения, с помощью которых можно развить свое произношение и жестикуляцию. Пусть они не покажутся вам банальными. В них есть смысл. Первые четыре из них предложены Демосфеном.

Научиться произносить звук "р" помогут упражнения 12 и 13.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Заведите себе щенка и пытайтесь подражать его рычанию (8, с. 30).

УПРАЖНЕНИЕ 13

Возьмите в рот несколько камешков и пытайтесь ясно и отчетливо декламировать какие-либо речи и стихи (Плутарх, "Демосфен", XI).

ПРИМЕЧАНИЕ: роль камушков могут сыграть и конфеты.

Укрепить голос помогут упражнения 14 и 15.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Поступайте, как Демосфен, который выходил по ночам на берег моря и произносил речи вслух, пытаясь перекричать шум прибоя (8, с. 30).

УПРАЖНЕНИЕ 15

Произносите стихи или какие-нибудь длинные фразы, поднимаясь в гору или на бегу (Плутарх, "Демосфен", XI).

УПРАЖНЕНИЕ 16

Присматривайтесь и прислушивайтесь к тому, как ведут беседу несколько интеллигентных людей (7, с. 11). Слушайте выступления дикторов по радио, наблюдайте за дикторами телевидения. Сходите в театр и посмотрите, как ведут себя на сцене актеры. Сходите на проповедь и пронаблюдайте за проповедником. Обратите внимание на правильность произношения, на интонацию, на жесты. Выберите удачные моменты и отметьте недостатки.

Это поможет установить идеал, ориентируясь на который Вы сможете развивать свою мимику, жестикуляцию, интонацию и произношение.

УПРАЖНЕНИЕ 17

Записывайте свои выступления на магнитофонную пленку. Впоследствии, прослушивая запись, можно обнаружить ошибки, которые необходимо исправить (5, с. 327 - 328; 8, с. 28).

УПРАЖНЕНИЕ 18

Произносите речи перед большим зеркалом, чтобы отработать мимику и жесты (Плутарх, "Демосфен", XI; Апулей, "Апология", 15; 7, с. 24).

УПРАЖНЕНИЕ 19

Подготовив выступление, можно устранить ошибки в аргументации, в произношении, в мимике, в жестикуляции, предварительно выступив с речью перед своими близкими, друзьями. Они дадут весьма ценные советы (7, с. 24 - 25; 5, с. 327; 2, с. 34).

Практически все эти упражнения можно выполнять не последовательно, а параллельно. Важно обучаться умению строить фразы, подбирать правильные слова, конструировать мысли и четко  располагать их одновременно, ибо без чего-либо одного пропадет и все остальное: без умения писать теряется мысль, а без мысли никому не нужна писанина.

Процесс обучения ораторскому искусству и писательскому мастерству сложный и кропотливый. Он состоит из трех стадий:

  • Выбор идеала.
  • Подражание идеалу.
  • Проверка (сверка с идеалом).

Эти стадии (кроме первой) следует итеративно повторять до тех пор, пока в своем умении (писать, говорить, жестикулировать) вы не достигнете идеала. На первых порах, при выполнении упражнений, обнаружится масса ошибок. Но не отчаивайтесь! Терпение будет вознаграждено, как вознаградило оно того человека, о котором говорилось в начале статьи. Через 2300 лет мы до сих пор знаем его имя. Как оно звучит?

Демосфен.


ЛИТЕРАТУРА:

  • Апулей, АПОЛОГИЯ или речь в защиту самого себя от обвинений в магии, Москва: Наука, 1993.
  • Вернон Будз. Как писать научную статью, Техника и наука, 1978, № 2, с. 34 - 35.
  • Вернон Будз. Как писать научную статью, Техника и наука, 1978, № 3, с. 35 - 36.
  • Вернон Будз. Как писать научную статью, Техника и наука, 1978, № 4, с. 35 - 36.
  • Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, Санкт-Петербург: Лениздат, 1992.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 2.
  • Поль Л. Сопер. Основы искусства речи, Москва: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
  • Тимченко Н.М. Искусство делового общения, ч. 1, Харьков, РИП "Оригинал", 1992.
  • Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве, Москва: Наука, 1972.

Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 4 (33), 1997 г.
и на сайте "Открытые бизнес-методики и технологии "Рекламное Измерение"  15 мая 2002 г.

Контакты:

Лебедев К.А.
askofen@mail.ru

Яндекс.Метрика